Приветствую Вас, уважаемые читатели канала!
Как и обещал в предыдущей публикации, остановлюсь на Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" . Крайние изменения вступили в силу 11 января 2023 года.
Если интересно знать как выглядит закон сейчас (в полном объеме), можно без труда найти его в интернете. Я остановлюсь лишь на последних изменениях.
Итак, Федеральный Закон "Об образовании" от 29 декабря 2012 года за № 273 -ФЗ, в последней редакции на сегодняшний момент представляет собой довольно увесистый документ из 15 глав и 111 статей. Обновлялся неоднократно, с завидной регулярностью. Последнее обновление коснулась следующих статей: 9.1, 12, 12.1, 16, 34, 54, 55, 61, 67, 71, 75, 79, 84, 86, 87, 95. Уф, кажется всё.
Итак, статья 9.1 - добавленная норма, в которой речь идет о перераспределении полномочий между госорганами субъекта и органами местного самоуправления. А именно то, что в сфере образования полномочия данных органов устанавливаются настоящим законом. Исключение "Сириус". Там свои нюансы.
Далее, статья 12. Образовательные программы. Здесь небольшие изменения в п.4 добавлено "в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки" и в п.п.15 слова "программы профессионального обучения" заменены на "образовательные программы."
Изменения в статье 12.1 Общие требования к организации воспитания обучающихся, касаемо того на основании чего и происходит то самое воспитание. К рабочей программе прибавилось слово "федеральной" и далее "федерального календарного плана (при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования), рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых". Полностью изменен п.п.4 "организации осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального, общего, среднего общего образования, вправе наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программы воспитания.
Ранее учебно-методическая документация в данном случае не разрабатывалась.
Если я правильно понимаю, изменения в данную статью внесены в связи с принятием единой общеобразовательной программы. Полагаю, что "писанины" прибавится. Может быть ошибаюсь, хотелось бы услышать мнение педагогов.
Изменения статьи 16, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий коснулись упоминания того, что электронные ресурсы содержат "электронные учебно-методические материалы, а также....государственные информационные системы"... Новое в данной статье то, что при обработке персональных данных обучающихся должны использоваться государственные информационные системы для указанных программ.
Здесь возникает вопрос: модернизироваться и эксплуатироваться она будет за чей счёт? Если все за счет государства - это плюс, а если нет - минус. Думаю не каждая школа сможет потянуть затраты.
Основные права обучающегося и меры их социальной поддержки и стимулирования. Об этом статья 34. Здесь суть не поменялась. Как и раньше при прекращении деятельности ведущей образовательную деятельность организации обучающиеся должны быть пристроены в подобные заведения. Есть незначительные нюансы не меняющие сути.
Статью 54 Договор об образовании дополнили сведениями о том, что по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки примерная форма договора утверждается федеральным органом исполнительной власти осуществляющим работу в данном направлении.
Общие требования к приёму на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предусмотрены статьей 55. Здесь произошли изменения даты, после которой порядок приёма на обучение по программе бакалавриата и программам специалитета не подлежит изменению. Было - после 1 сентября, стало - после 1 декабря.
В статье 61 Прекращение образовательных отношений. В п.3, про обязательства при досрочном прекращении образовательных отношений по инициативе обучающегося (родителей, законных представителей), не влечет за собой обязательств, добавилось "если иное не предусмотрено федеральными законами". Если раньше обучающая сторона захотела прекратить образовательный процесс и могла уйти без последствий, теперь ей могут быть предъявлены и материальные обязательства (если обстоятельства конкретного случая будут предусмотрены в федеральном законе).
В статье 67 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам в п.6 (про организацию конкурса или отбора) слова"предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта" заменили на "образовательными программами спортивной подготовки" Хотелось бы услышать профессионалов, в чём глобальная суть изменений?
Достаточно большие изменения коснулись статьи 71 Особые права при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.
Пункт 2 о приеме в переделах установленной квоты) дополнился словами "или отдельной квоты" и "за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей вступительные испытания не проводятся".
В связи с последними событиями добавились достаточно объемные п.п. 5.1, 5.2, 6.1: "5.1. Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах отдельной квоты имеют:
1) Герои Российской Федерации, лица, награжденные тремя орденами Мужества;
2) дети принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) военнослужащих (в том числе проходивших военную службу в период мобилизации, действия военного положения или по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");
б) лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;
в) сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
3) дети военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, направленных в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
5.2. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах отдельной квоты осуществляется без проведения вступительных испытаний ( за исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности ) в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 5.1 настоящей статьи, детей лиц, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 5.1 настоящей статьи, детей военнослужащих и сотрудников, указанных в пункте 3 части 5.1 настоящей статьи, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию) либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в ходе специальной военной операции (боевых действий на территориях иностранных государств) либо удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных тремя орденами Мужества. Иные лица, указанные в части 5.1 настоящей статьи, принимаются на обучение по результатам единого государственного экзамена или по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно, по выбору указанных лиц.
6.1. Отдельная квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, указанная в части 5.1 настоящей статьи, устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки."
Пункт 7 о праве на приём на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета дополнился п.п."14) лица, указанные в части 5.1 настоящей статьи".
Пункт 8 о порядке приема на подготовительные отделения пополнился словами "в первом предложении части 5.2".
Появились п.11.2 и 11.3:
"11.2. Преимущественное право зачисления в указанные в частях 10, 11 и 11.1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования предоставляется также лицам, указанным в части 5.1 настоящей статьи.
11.3. Лица, указанные в первом предложении части 5.2 настоящей статьи, имеют право на зачисление в указанные в частях 10, 11 и 11.1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования без вступительных испытаний (за исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности)."
Вот у меня вопрос, вернее задача. На интересующую Вас специальность есть 4 бюджетных места ( такое бывает), по последним изменениям не менее 10 процентов общего объема контрольных цифр обучающегося за счет бюджета необходимо направить на лиц указанных в новой ч.5.1 настоящей статьи. Коме того, на данные места претендуют 4 победителя и призера олимпиад, три стобальника, ну и остальные желающие учится на бюджете. Вопрос как распределятся данные места? Зачем сдавать ЕГЭ на 100 баллов?...
Статья 75 Дополнительное образование детей и взрослых, на мой взгляд значительных изменений не претерпела. К словам "общеразвивающие и предпрофессиональные программы" во второй части добавилось слова "дополнительные" и уточняется "в области искусств и... спортивной подготовки". Слово "сфера" искусств заменено на "область искусств", "физическая культура и спорт" "спортивная подготовка".
Сейчас "дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых."
В пункте 4 добавилось то, что содержание дополнительных программ спортивной подготовки определяется программой разработанной и утвержденной организацией ей реализующей с учетом примерных программ.
Пункт 5 указывающий на соответствие с частями 3 - 7 статьи 83 особенностей реализации доп.программ дополнился словами "в области искусств".
Добавился и 6 пункт о том, что "особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84... "
Небольшие изменения претерпела статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В пункте 6 (об особенностях организации деятельности) было "...определяются федеральным органом исполнительной..." стало"...(за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта) определяется федеральным органом исполнительной..."
Появился пункт 6.1:"Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта определяются: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, в отношении дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в отношении дополнительных образовательных программ спортивной подготовки."
Достаточное изменение претерпела статья 84 особенности реализации образовательных программ в области физкультуры и спорта. Например, часть первая стала больше из-за увеличения количества поставленных задач: "1. Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта."
Во 2 пункте слова"...предпрофессиональными...в области физической культуры и спорта заменены на"...образовательными...спортивной подготовки..."
В 3 пункте стали более обширными п.п.1 и 2, определяющие то, что включают в себя дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Появились и п.п.3.1 - 3.5, п.4 :
"1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
2) дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направленные на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.
3.1. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки может осуществляться соответствующей организацией по отдельным этапам спортивной подготовки в соответствии с решением учредителя такой организации.
3.2. В случае, если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. По заявлению обучающегося или одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося образовательная организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, осуществляет перевод такого обучающегося на соответствующую дополнительную общеразвивающую программу в области физической культуры и спорта (при ее реализации).
3.3. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области физической культуры и спорта в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.
3.4. Для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа" (далее - спортивные школы). Спортивные школы вправе использовать в своем наименовании слова "олимпийский", "паралимпийский", "сурдлимпийский" или образованные на их основе слова и словосочетания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России и Сурдлимпийским комитетом России, если иное не установлено федеральными законами.
3.5. Спортивные школы реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
4. Примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по виду или видам спорта разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии). Порядок разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования."
5 пункт значительных изменений не претерпел слова "...профессиональным программам в области физической культуры и спорта..." заменены словами "...образовательным программам спортивной подготовки..."
В 6 пункте "...интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта..." сменились на "...дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Слово "обеспечивающих" подготовку заменено на "осуществляющих"
В 7 пункте наиболее существенным на мой взгляд является упоминание образовательных программ высшего образования, есть и не большие изменения, сейчас данный пункт выглядит следующим образом: "Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования, интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, образовательной организацией осуществляются обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проезда к месту проведения физкультурных и спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения физкультурных и спортивных мероприятий, медицинское обеспечение. Организация обеспечения указанными в настоящей части спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием, а также проезда на физкультурные и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций."
8 и 9 пункты теперь выглядят вот так:
"8. Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ, указанных в части 7 настоящей статьи, образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в учебно-тренировочных сборах, проводимых образовательными организациями и (или) физкультурно-спортивными организациями.
9. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования."
86 статья обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях дополнилась п. 6.1 :
"6.1. Прием детей, указанных в первом предложении части 5.2 статьи 71 настоящего Федерального закона, в федеральные общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетский корпус", "казачий кадетский корпус", которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляется без вступительных испытаний." Если помните ч.5.2 ст.71 тоже новая, о ней речь шла выше.
Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ. Основы получения теологического и религиозного образования. Этому посвящена 87 статья, пункт 9 которой, в новой редакции, выглядит следующим образом:
"9. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также с согласия соответствующей централизованной религиозной организации либо уполномоченного централизованной религиозной организацией руководящего или координирующего органа вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными требованиями, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения."
И наконец, статья 95 Независимая оценка качества образования - последняя, которая претерпела изменения .
В пункте 6, о том что результаты независимой оценки качества образования не влекут.....слова "приостановления ... или лишение" изменились на "лишение". Приостановление государственной регистрации отсутствует.
Ну что сказать, в связи с созданием единой программы обучения упомянулись федеральные планы и программы, в связи с последними событиями появились новые льготники, затронуты физкультура и спорт. Вопрос, каким будет финансирование этой самой физкультуры и спорта?
В общем есть чувство, что не за горами новые изменения. А так как в перспективе есть желание отказаться от бакалавриата, грядут большие перемены. Поживем, увидим.
В следующей публикации "пробегусь" по федеральной образовательной программе дошкольного образования, как и обещал.
Может быть Вас заинтересуют следующие публикации:
Желаю Удачи!
Адвокат Шарков Дмитрий Евгеньевич.
Задать вопрос и записаться на консультацию можно здесь.
Больше полезной информации здесь.
Более подробно обо мне и моей деятельности здесь.