Найти в Дзене
Про Нейросети

Геймификация в онлайн-обучении: как и почему она работает

Оглавление
Кадр из игры Super Mario Bros
Кадр из игры Super Mario Bros

Вспомните, как вы в первый раз получили двойку в школе. Наверняка тогда вы испытали целый спектр эмоций и пообещали себе, что такого больше никогда не повторится. Что ж, в тот самый момент игра началась ;)

О геймификации начали говорить относительно недавно, хотя сопровождает нас сплошь и рядом с самого детства.

Геймификация — это использование игровых механик в неигровых ситуациях.

При помощи геймификации нам интереснее решать ту или иную (подчас довольно скучную) задачу, поскольку она запускает в нас механизмы соперничества и вознаграждения. Мы словно становимся главными героями в определённой игровой среде.

Наверняка, когда вы слышите это слово, в голове всплывают сцены из World Of Warcraft или Angry Birds. Но на самом деле в процессе геймификации игры — это лишь инструмент, который помогает нам достигать целей.

Вот простые примеры геймификации, с которыми совершенно точно сталкивался каждый из вас.

Дедлайны

На работе у нас чаще всего есть чёткие сроки, укладываясь в которые мы получаем премию. Возможно, вы удивитесь, но такой формат работы — это игра (хотя и не самая весёлая). Вспомните детские игры, в которых нам нужно успеть выполнить какое-либо действие как можно быстрее — здесь работает тот же принцип.

Оценки в школе и университете

Впервые школьные оценки ввели ещё в XVI-XVII веках. Согласно полученным баллам ученики в дальнейшем направлялись на распределение по разрядам, и тот, кому удавалось повысить разряд, получал разнообразные преимущества и привилегии перед остальными.

А ещё геймификация подстерегает нас в ритейле (программы лояльности), корпоративной среде (грейдинг внутри компании), в образовании и так далее.

Мы так привыкли к геймификации, что сами вводим в свою жизнь, чтобы сделать её проще. Худеем на 5 кг, чтобы съесть кусочек торта или отправляемся утром на пробежку, чтобы купить чашку капучино. Иными словами, придумываем для себя цель и вознаграждение.

Зачем нужна геймификация?

Потому что с ней интереснее! Главная задача геймификации — сделать процесс увлекательным для того, кто его выполняет. На смену поколению X, чья мотивация в детстве строилась на чувстве долга, пришло поколение Y — это те, кто с ранних лет знаком с компьютерными играми и видит мотивацию в конкретном вознаграждении. Получается, что геймификация — это ещё и требование времени.

Для чего нужна геймификации в онлайн образовании:

— Лучше адаптировать пользователя в интерфейс;

— Лучше вовлечения пользователя;

— Постановки целей и мотивация пользователя в процессе обучения;

— Улучшения навыков, подкрепление положительных действий пользователя;

— Формирование привычки;

— Награда и признание;

— Улучшить удержание пользователей в продукте;

— Более успешное усвоение материалов урока;

— Социальное подкрепление и мотивация;

— Повышение осознанности через коммуникацию с пользователем.

И немного цифр:

  • геймификация обеспечивает +47% к вовлечению пользователей;
  • на 22% повышает привязанность к бренду, на 15% — узнаваемость бренда;
  • активность пользователей онлайн повышается на 68%, а виральность — на 22%.

Так почему же мы так подсаживаемся на игры? Как раз тут и начинается самое интересное.

Почему геймификация работает?

Недостаточно просто придумать красивую легенду — люди не начнут самоотверженно бороться за приз только потому, что вы разделите их на две команды и назовете одних синими, а других красными.

В основе геймификации лежит игровой цикл:

Мотивация (Постановка цели) → Действие → Обратная связь→Награда

Эту формулу вывели Кевин Вербах и Дэн Хантер — авторы первого в мире курса по геймификации и книги «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса».

Как это работает:

  1. У человека появляется цель, к которой его приведёт определённое действие.
  2. Он совершает это действие, прокачивает навыки, достигает своей цели и получает награду.
  3. Его аппетит растёт и у него появляется новая цель. И так по кругу много-много раз.

Почему мы так легко поддаёмся? Потому что не можем противостоять природе! На самом деле всё довольно просто.

Вспомните момент, когда вы загорелись желанием получить что-то. Готовы поспорить, вы ощутили приятное волнение, энтузиазм, желание действовать. Опьяняющее чувство, верно? Всё это происки дофамина — гормона счастья. То, что нам так сложно устоять перед игрой — это рук дело.

Какой должна быть игра?

Дело в том, что наш мозг склонен забывать успешно выполненные задачи — это свойство вывела советский психолог Блюма Зейгарник. Однажды в ресторане она обратила внимание, что официанты легко запоминают даже очень сложные и длинные заказы посетителей, но как только ставят последнее блюдо из заказа на стол, тут же забывают, что входило в этот список. Исследования подтвердили, что люди не могут перестать думать о незавершённой задаче — она вечно крутится в мыслях.

Кстати, по этой же причине мы подсаживаемся на сериалы и не можем оторваться, пока не узнаем развязку.

Но есть нюанс: эффект Зейгарник работает только в том случае, если предполагается награда именно за результат, а не за потраченное время. Сергей не был бы мотивирован перевыполнять план, если бы для награды ему требовалось лишь отсиживать положенное время на работе. Здесь важен именно азарт и необходимость прикладывать усилия.

Обратите внимание: пройдя цикл несколько раз, пользователь усваивает его, и для него он становится рутиной. Важно постоянно внедрять в процесс новые механики для поддержания интереса, развивать процесс взаимодействия с интерфейсом.

Геймификация x Puzzle English

Хватит теории, настало время практики! Какие существуют механики геймификации, которые можно использовать в процессе обучения

1. Мотивация

Прежде чем приступить к занятиям, пользователю важно понимать свою конечную точку — куда он придет, чего достигнет, если будет заниматься у нас.

На этом этапе онлайн-сервисы обычно рисуют красивые картинки с успешным успехом, к которому можно прийти с их помощью, набор навыков, которыми будет обладать пользователь в конечном итоге, или стандартную награду в виде чего-то материального. Это позволяет в 2 раза увеличить вовлеченность пользователя в процесс.

-2

Действие. В процессе обучения юзер должен понимать, где он находится и сколько ещё остается до конца. Именно поэтому мы сразу показываем ему весь список уроков с основными опорными точками и прогресс в каждом конкретном упражнении.

Обратная связь — это всё, что связано с положительным и отрицательным закреплением, а также продвижением по прокачке навыков. На этом этапе пользователь получает информацию о том, насколько успешно продвигается в прохождени курса. Как правилньо это реализуется в виде баллов, бейджей и тд. Юзер видит, что его усилия не прошли зря, он ощущает свой прогресс более явно, и понимает, что ему нужно сделать в будущем, чтобы прогресс продолжился.

Награда. За успешное выполнение действия, конечно же, нужно поощрить. Мы выдаём пользователям награды за новые достижения, а ещё за выполненные задания начисляем пазлики, которые можно потратить на подарки.

Какие еще элементы можно использовать в геймификации?

Всё зависит только от вашей фантазии! Я собрала несколько эффективных инструментов геймификации, которые можно применить в любой комбинации и для любого сервиса.

  • Узнавание паттернов — использование в игровом контексте трендов и знакомых пользователю последовательностей (например, отсылка к известным играм или сериалам).
  • Коллекционирование — необходимость собирать значки и другие объекты, имеющие отношение к курсу.
  • Сюрприз и неожиданная радость — незапланированные награды, которые, как мы говорили выше, доставляют больше радости.
  • Подарки — возможность для пользователя дарить очки другим игрокам, помогать друг другу внутри игры.
  • Признание — похвала от сервиса за успехи.
  • Возможность обучать других — показывать другим игрокам, как справиться с задачей.
  • Шанс быть героем — спасти провальную сделку или придумать, как улучшить продукт и дать совет разработчикам.
  • Возможность конвертировать свои успехи во что-то осязаемое — физический приз, который пользователь может получить по почте
  • Соревнования — внутри группы пользователей, ведение турнирной таблицы.
  • Социализация — возможность общаться с другими пользователями внутри игры.
  • Временные ограничения
  • Микроцели — приятные достижения на пути к большой цели.

Если вы хотите внедрить геймификацию в тот или иной процесс, не старайтесь специально думать как геймер. Мы все играем в игры, не только компьютерные: для кого-то стремление набрать больше лайков под публикацией — это тоже своего рода игра.

Применение геймификации для решения неигровых задач требует от вас роли разработчика, а не игрока. Ваша цель — продумать каждый этап цикла и сделать его эффективным для пользователя. Спровоцировать выработку дофамина.

А если у вас остались вопросы – с удовольствием помогу их разрешить ❤️

-3