Найти в Дзене
Office Life

Зачем «Коммунарке» новая фабрика и почему не будет белорусского «Сникерса»

Оглавление

Канун рождественских и новогодних праздников — самое «конфетное» время и для детей, и для взрослых. В том числе поэтому в рамках нашего проекта «Вместо импорта» Office Life отправился на «Коммунарку» — посмотреть, как делают шоколад, и узнать, каким заграничным брендам местные кондитеры готовы предложить замену.

В СУТКИ НА ФАБРИКЕ ПРОИЗВОДЯТ 120–140 ТОНН КОНФЕТ И ШОКОЛАДА

Каждый год «Коммунарка» выводит на рынок 30–40 новых наименований. А в 2022-м предприятие с 117-летней историей решило расшириться: в Заводском районе Минска начали строить новую площадку для переработки какао-бобов с созданием производства полуфабрикатов для сектора B2B. Стоимость проекта — €46 млн.

На фабрике рассчитывают, что новое производство позволит каждый год замещать импорт в Беларусь 11 тыс. тонн полуфабрикатов. Благодаря этому возник и план по экспорту: занять не менее 11% российского рынка сырья для кондитерской промышленности. Разумеется, новое производство позволит увеличить и выпуск готовой продукции.

СПРАВКА OFFICE LIFE
Сейчас у «Коммунарки» 3 производственных цеха, 6 отделов прямых продаж, 19 фирменных магазинов. Еще 30 — открыты франчайзерами. Шоколадное производство дает работу 1064 работникам.

— Как бесперебойно выпускают хлеб хлебозаводы, так и мы непрерывно производим конфеты и шоколад, — говорят специалисты и проводят нас мимо сбивной линии, которую запустили на предприятии в 2012 году.

Сейчас «Коммунарка» отгружает по 120–140 тонн конфет и шоколада в сутки. Только за прошлый год произведено более 30 тыс. тонн.

ВМЕСТО «СНИКЕРСА» — LUCKY CHUKY, ВМЕСТО «БАУНТИ» — «ПТИЧЬЕ МОЛОКО»

Новаторские изменения в ассортименте «Коммунарки» стали заметны с приходом нового директора — экс-руководителя «Красного пищевика», члена Совета Республики Сергея Анюховского. Сейчас, по его словам, предприятие равноценно развивает импортозамещение в двух основных категориях — конфеты и шоколад. По конфетам «Коммунарка» занимает до 40% местного рынка, по шоколаду — 30%.

— Именно на категорию шоколада, особенно молочного, направлены основные усилия. Наше преимущество — это собственная переработка какао-бобов с получением сырья, определяющего качество продукта на всех этапах производства, — рассказывает Сергей Анюховский.

При этом на «Коммунарке» подходят к импортозамещению творчески: не копируют иностранные бренды, а разрабатывают свои. Например, сейчас набирает популярность импортозамещающий проект «Детские истории», которым хотят заместить известный шоколад Кinder.

— На сбивной линии мы могли бы производить батончики «Марс», «Сникерс», «Баунти», но предпочитаем выпуск продукции по свои рецептурам — «Птичье молоко», «Нежное суфле», «Веселые трели», Lucky Chuky (нуга с арахисом, кешью, миндалем). Производство полностью загружено, — объясняют продуктовую политику работники предприятия.

-3

То же самое касается и премиальной продукции. После запрета на поставки бельгийского шоколада белорусские кондитеры не стремятся повышать премиальнность своего продуктового портфеля. Как говорит Сергей Анюховский, «Коммунарка» продвигает себя как «народный бренд».

Конечно, премиальные продукты в развиваемых линейках есть. Но их производство ограничено покупательским спросом. Поэтому руководитель не радуется уходу такого конкурента, как Lindt, c российского и белорусского рынков:

-4

— Lindt или бельгийский шоколад — это известные в мире бренды, ориентир качества и стандарт работы с потребителем. В любой продукции стоимость бренда составляет около 50%. Совершенствуясь, мы работаем и с премиальной категорией. Такая линейка выстраивается через уникальные рецептуры, новые виды сырья, новые вкусы. В результате мы работаем с крафтовыми, ограниченными сериями.

А ЧТО С ПАЛЬМОВЫМ МАСЛОМ?

Вообще, с 2012 года предприятие установило 10 европейских поточно-механизированных линий, поставленных из Германии, Дании, Австрии, Италии.

— Как итальянцы диктуют моду в фешен-индустрии, так и европейское оборудование для пищевой промышленности признано во всем мире самым лучшим. Оборудование дорогое в силу своих возможностей: оно позволяет выпускать инновационную и импортозамещающую продукцию. Мы в нем заинтересованы, чтобы оставаться лучшими на рынках, — говорят сотрудники «Коммунарки».

Особая гордость предприятия — линия «Холодный штамп». Такого оборудования нет в Восточной Европе. Стоимость только основного оборудования — без продуктопровода,  кухни и вспомогательных решений — оценивается в €16 млн. «Фишка» линии в том, что при производстве конфет используется технология с перепадом температур в 50 градусов: в форму с шоколадом, подогретым до плюс 30, на одну секунду опускается поршень, который охлажден до минус 25 градусов. И мгновенно, без остановки конвейера, формируется шоколад — уникальная хрустящая корочка, в которую заключается натуральная начинка: браславская клюква, садовая смородина, черника, тыквенное пюре. Пример продукции, изготовленной таким способом, — молочный шоколад «Беловежская пуща», хорошо принятый российским рынком.

На линии плиточного шоколада, работающей с 2014 года, производят шоколад «Президент»: это коллекция черного горького шоколада, который содержит какао-ликеры из четырех латиноамериканских стран — Венесуэлы, Колумбии, Ганы, Кот-д’Ивуара. Купаж какао-бобов из этих стран придал уникальный вкус шоколаду. Кроме того, он производится без сахара.

Ну и, наконец, вафельная линия, которую ввели в эксплуатацию в 2013 году. На ней выпускается значительная часть ассортимента — легендарные «Мишка на поляне», «Красная Шапочка», «Минчанка», «Коммунарка».

Как тут не вспомнить про злословие не лояльных к бренду потребителей о том, что «Коммунарка» злоупотребляет пальмовым маслом в шоколадных конфетах. Но директор эти претензии отвергает с ходу:

— Пальмовое масло как сырье у нас вообще не используется! Его использует масложировая промышленность для производства кондитерских жиров. Большую часть ассортимента конфет мы перевели на шоколадную глазурь, полностью отказавшись от эквивалента масла какао.

-8

Такой шаг был осознанным — из-за удорожания как импортного, так и отечественного сырья. Например, цены на какао-продукты, которые в себестоимости занимают 34%, с начала года выросли примерно на 20% (без учета логистических расходов). В частности, какао-бобы подорожали на 11%, тертое какао — на 14%, какао-масло — на 33%, арахис — на 45%, сахар — до 50%. Это существенно влияет на материальные затраты производства продукции.

КАК САНКЦИИ ДЕЛАЮТ КОНФЕТЫ ДОРОЖЕ ДЛЯ ВСЕХ

Кроме подорожания сырья, столичным кондитерам приходится учитывать проблемы логистики и бороться с ее подорожанием.

Раньше все основное сырье поставлялось на «Коммунарку» на условиях DAP. В апреле, когда вступил в силу пятый пакет санкций, ограничивший работу как белорусских, так и европейских автомобильных перевозчиков, предприятию понадобилось создавать новую логистическую цепочку поставок какао-сырья на условиях FCA.

-9

Основная проблема, из-за которой дорожает фрахт у перевозчиков, возникла из-за финансовых санкций в отношении банковских операций.

— Если на условиях DAP ставка фрахта составляла примерно €1000, то сейчас она достигает €2700–4200, — поясняет Сергей Анюховский. — Также перецепка полуприцепов требует партнерских отношений с транспортниками Евросоюза. Но сейчас наблюдается повышенный спрос на предоставление этой услуги. К сожалению, прохождение границ и простой в зонах ожидания могут составлять от 3 до 10 дней, что также ведет к удорожанию.

-10

Все эти затраты привели к тому, что «Коммунарка» была вынуждена изменить отпускные цены. За январь — сентябрь они выросли на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Для сравнения, в целом по стране индекс цен производителей промышленной продукции в Беларуси за девять месяцев — 115,7%.

Но предприятию удается зарабатывать на внешних рынках, поэтому Сергей Анюховский обещает, что в ближайшее время шоколадная продукция дорожать не будет.

КАЖДАЯ ПЯТАЯ ШОКОЛАДКА В РОССИИ — ОТ «КОММУНАРКИ»

На рынок РФ приходится почти 80% внешних поставок. Сейчас российские сети стали заметно лояльнее к белорусским производителям.

— Этот год стал переломным и для производителя, и для покупателя, и для сетей. Проблемы в логистике побуждают ретейлеров искать прямые поставки, возможность работать по контракту с производителем, минуя посредников. Это же касается и нас: мы ищем варианты и прорабатываем условия прямых контрактов, — говорит Сергей Анюховский.

Успех «Коммунарки» на российском рынке во многом объясним предложением импортозамещающей продукции, которой за 10 месяцев текущего года отгружено примерно 9,3 тыс. тонн. Это на 8% больше, чем год назад. В результате каждая пятая шоколадка, продающаяся на российском рынке, изготовлена в Минске.

После запуска новой фабрики экспорт должен удвоиться к 2027 году: ориентируясь на выпуск продукции в объеме 56,9 тыс. тонн, «Коммунарка» намерена отгружать на экспортные рынки 34,5 тыс. тонн сладостей и полуфабрикатов.

-12

Лояльны к белорусскому производителю и в Китае, который наращивает закупки нашей «кондитерки». Торговые сети США и Евросоюза также продолжают покупать продукцию «Коммунарки», что подтверждают паллеты на складе с соответствующими пометками.

Фото: Павел Садовский / Office Life

Автор: Оксана Кузнецова