Как известно, при Сталине был порядок и никакой коррупции. Siloviki отличались неподкупностью, думали только о построении коммунизма и ловле врагов народа. Граждане СССР все сдавали в кассу до копеечки и ни разу не помышляли о всяких мутных схемах по присвоению государственных средств.
Внезапно в записке начальника Следственного управления Прокуратуры СССР Александрова звучит следующая фраза: «большой процент падает на факты дачи взяток работникам тех органов, которые призваны бороться с взяточничеством, раскрывая факты дачи взяток, именно – органов милиции, суда и прокуратуры». В крупных городах до трети выявленных фактов вручения или предложения взяток приходилось на долю сотрудников соответствующих органов. Но некоторые не только получали, но и требовали взятки, совмещая этот процесс с образом жизни, ну никак не вяжущимся со светлым обликом строителя коммунизма.
На сцене уроженец Щигровского уезда Курской губернии выходец из крестьянской семьи заместитель председателя Верховного суда СССР
А.П. Солодилов. На карандаш он попал в 1946 г., когда поступила информация о его «липких» руках – судья дал отмашку на пересмотр трех дел с весьма шаткими основаниями. В 1947 г. выяснилось, что у сего гражданина имеется шикарная дача, что не возбранялось в случае строительства на трудовые доходы, однако оправдания судьи оказались неубедительными. Далее активно стала муссироваться тема о половой невоздержанности А.П. Солодилова, в том числе обсуждалось принуждение беременной женщины к вступлению с ним в интимную связь. В принципе, обвинение в аморалке стандартно шло прицепом к подозрениям в политической неблагонадежности.
В ходе расследования выяснилось, что адвокат Радчик, с которой судья состоял в преступных отношениях, передала фигуранту около 22 тыс. рублей. Адвокат сама являлась интересной личностью – без прописки проживала в столице и незаконно занималась юридической деятельностью. По всей видимости, мы здесь имеем дело с «решалой» послевоенного разлива. При обыске сотрудники органов в ее квартире обнаружили 300 тыс. рублей. Для сравнения, средняя зарплата в СССР на тот момент составляла 646 рублей. Материалы на шикарную дачу, как выяснилось, доставал бывший сотрудник Административно-финансового управления ВС СССР Володарчик, судьба которого тоже оказалась тесно увязана с жизнью фигуранта нашей заметки.
19 мая 1948 г. на героя нашей заметки было возбуждено уголовное дело. Но, по странному совпадению, 4 июня 1948 года товарищ
А.П. Солодилов по собственной инициативе ушел из жизни, вслед за ним последовал и Володарчик. Самоубийство судьи из верхних эшелонов системы Сталин воспринял, возможно, как личное оскорбление, что стало сигналом для развертывания широкомасштабной кампании по борьбе с коррупцией в верховных судах
.
Теперь из высоких столичных кабинетов спустимся пониже. Нет, мы не будем изучать обычных работяг, исповедовавших принцип: «Тащи с работы даже гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость». Мелочно и скучно. Все привыкли, что при упоминании коррупции в СССР, возникает образ вороватого начальника склада, заведующего магазином и прочих персонажей, имевших прямой доступ к различным материальным ценностям. Однако в 1952 г. в поле зрения МВД попал … цирк.
Надо отдать должное циркачам – все подходы сотрудников органов извне оказались тщетными. Наследники одной из древнейших профессий свято блюли правила конспирации. Поэтому пришлось в их дружную среду внедрять своих агентов. В результате чего удалось установить, что в 1948 – 1952 гг. работники цирка проворачивали следующую аферу. Незаконно добывали бланки билетов кинотеатров у надежных директоров в городах, где проходили гастроли. Затем ставили на них штамп цирка и прятали оные в клетке слона. Видимо, слон, в отличие от какой-нибудь крысы, тоже имел свой интерес. Пара мешков брюквы и моркови, купленные в колхозе по соседству, приятно могли разнообразить рацион.
Перед выступлением фальшивки подбрасывались в кассу и продавались зрителям. Ущерб, нанесенный государству, составил 1,5 млн. рублей. Часть прибыли делилась между аферистами, часть откладывалась на взятки сотрудникам Главного управления цирками и его местных отделений. Цирк получал лучшие маршруты и лучших животных, максимальный охват аудитории и огромную прибыль. По такой схеме работали многие коллективы артистов по всей стране.
Так что коррупция есть неотъемлемое зло любых государственных структур и универсального рецепта борьбы с оной человечество не придумало. Как показывает практика, угроза сурового наказания, вплоть до смертной казни, никак не подавляет желание урвать лишнюю копейку себе в карман.
Автор - Максим Ковлягин