Картину «Семь смертных грехов» Отто Дикс написал в 1933 году, сразу после того, как его лишили должности преподавателя в Дрезденской художественной академии и какого бы то ни было государственного содержания. К власти пришел Гитлер – и по всем музеям и художественным учебным заведениям прокатилась волна чисток и новых назначений. Увольняют директоров и преподавателей, если в их роду есть евреи или в их прошлом – связи с социалистическими организациями. После увольнения в доме Дикса проводят обыск, грубый и бесцеремонный. Картины никто не щадит. На просьбу жены художника Марты обращаться с ними чуть аккуратней агенты усмехались: «Лучшее, что может произойти с этими картинами – это уничтожение».
Семь смертных грехов, которые в христианской традиции считаются основными и влекут за собой все прочие прегрешения, - традиционный сюжет для искусства. У Иеронима Босха – загадочная картина на дереве, у Питера Брейгеля Старшего – серия гравюр, изображающих смертные грехи, каждый в отдельности. Многочисленные изображения страшного суда в картинах художников северного Возрождения.
Аллегорическая картина Дикса должна была легко прочитываться современниками: скрюченная старуха – это Алчность, белый карлик на ее спине – Зависть, фигура пляшущего скелета – Лень, сладострастная женщина с обнаженной грудью – Похоть, рогатый монстр – Злость, жутковатая огромная голова с анусом вместо рта, задранным вверх носом и закрытыми ушами – это Тщеславие, а толстячок с кастрюлей на голове – Обжорство.
Не удивительно, что в письмах Отто Дикса, которые начали издаваться только с 2010 года, практически нет упоминаний о его отношении к Гитлеру, новой власти и новым порядкам. Скорее всего, любое опасное упоминание было поводом для адресата письмо уничтожить. Единственным источником информации остается его живопись. После обыска и увольнения Дикс уезжает с семьей жить в деревню, в старый замок, который принадлежал бывшему мужу Марты, жены Дикса. Он занимает денег у своего арт-дилера, чтоб купить печку и провести электричество – и начинает писать нейтральные пейзажи, улыбающихся девушек и цветы, чтоб хоть немного подзаработать. Трудные времена – предельно простые маркетинговые стратегии: небольшая картина, не больше 25х45 см, толстая рама. Пейзажи и девушки понемногу продаются, это не опасно. Есть несколько друзей-меценатов, которые поддерживают и продолжают заказывать портреты и фрески для своих загородных вилл. Едва получается выживать, едва получается не чувствовать себя бесполезным.
И в это же время Дикс пишет «Семь смертных грехов», а еще «Фландрию» и «Триумф смерти». Картины, которые не дают одержимому реалисту Отто Диксу окончательно сдаться. Пляшущий скелет в «Семи смертных грехах» (фигура Лени) изображен в такой позе, что рисунок на его одежде складывается в свастику – и это, говорил художник позже, упрек его соотечественникам, их лени и пассивности, которая привела к власти нацистов. Но главный герой картины – это, конечно Зависть. Верхом на Алчности, крепко взявший и правящий ею, этот самый маленький, ничтожный, но самый главный из грехов носит маску Гитлера. На первом эскизе это совершенно очевидно – легко узнать по усам. Но взявшись за картину, Дикс не рискнул изобразить эту деталь, выдающую слишком явное портретное сходство. На картине усов не было до 1945 года. После окончания Второй мировой войны уже ничего не могло помешать художнику сделать эти два финальные мазка. Вместо всех сожженных писем.