Из Америки пришла новость: с «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера наконец сняты официальные подозрения в сотрудничестве с СССР. Спустя 68 лет после того, как из-за этих подозрений его лишили доступа к секретным данным и фактически – работы. Физик умер 45 лет назад.
Автор Михаил Дряшин
Заметьте, что реабилитация жертв репрессий или, скажем, геноцида идёт труднее именно в странах прогрессивных, демократических.
СССР осудил свои лагерные мерзости через три с лишним года после кончины вождя народов, а выпускать заключённых начал ещё раньше. Тогда как в США законодательно уравняли в правах негров с белыми только через сто лет после войны Севера с Югом.
Франция за алжирские гадости, кажется, и вовсе не покаялась, как, впрочем, те же Штаты – за ядерные бомбардировки Японии и химические – Вьетнама.
Власти США, невероятно озабоченные правами человека в любом другом углу Земли, хранят казённое молчание о разгуле своего маккартизма в 1950-х годах.
К стенке тогда, конечно, ставили мало кого, но жизнь поломали многим. Кому-то навсегда.
Оттаптывались громче всех на творческой братии, лишая её корма подчистую. Те или не выдерживали натиска, отводя от себя охотников на ведьм стуком на коллег, или давали дёру в какую-нибудь Мексику, откуда пытались пристроить свои творения в Голливуд или на Бродвей через третьих лиц под псевдонимами.
Такое тянулось годами. Потом инспирируемый сверху психоз начал потихоньку ослабевать и мало-помалу сошёл на нет. Но без объявлений о конце охоты, признания ошибок и посыпания голов пеплом. Никаких развенчаний и уж тем более компенсаций жертвам от демократических стран не добьёшься. Максимум – тихое признание перегибов лет через сто, шёпотом сквозь зубы, когда все участники событий давно уже на кладбищах.
Коснулся тогда вал высочайшей разрушительной ненависти многих, включая и научно-технологическую элиту. У толпы погромщиков помимо сенатора Маккарти были и другие заводилы. Скажем, Эдвард Теллер, отец американской водородной бомбы, инициировавший большие кадровые чистки и массовую раздачу волчьих билетов. Он был в первых рядах тех, кто выводил на чистую воду Оппенгеймера. И ничего ему за это не было. И Оппенгеймеру не положено никаких компенсаций.
Оппи ещё легко отделался. Его просто отстранили от секретов и подвергли публичной травле. Облили дёгтем, вываляли в перьях и возили показывать по базарам.
Но куска хлеба всё же совсем не отняли. Читал он лекции, писал труды. Десять лет спустя Джон Кеннеди даже наградил учёного премией Энрико Ферми в знак негласной политической реабилитации. Награду вручал уже после смерти Кеннеди тот самый Линдон Джонсон, который и негров реабилитировал, запретив сегрегацию. Правда, был он же и активным застрельщиком Вьетнамской войны.
И вот через 68 лет Министерство энергетики США отменило своё решение о недопуске к секретным данным Юлиуса Роберта Оппенгеймера, говорится в заявлении на сайте ведомства.
Его снова можно принимать на работу. Первый отдел дал добро. С понедельника Оппенгеймера с нетерпением ждут в отделе кадров.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.