Существуют различные стили управления. На эту тему проведено масса исследований и сформировано теорий. Есть книги по менеджменту со сложным пониманием принципов управления и более попсовым.
Исходя из моего собственного управленческого опыта (я работала 5 лет на управляющей должности в нескольких крупных федеральных сетях) и опыта, с которым меня познакомили мои клиенты как бизнес-тренера, я выделяю 4 стиля управления:
1. Воображаемый менеджмент,
2. Жесткий менеджмент,
3. Директива,
4. Делегирование.
Воображаемый менеджмент – это то, чем занимается большинство предпринимателей и руководителей. У меня есть 1000 и 1 история, как проявляется воображаемый менеджмент, приведу наиболее яркие из них.
Часто на диагностических сессиях для руководителей, где мы разбираем существующие проблемы в компании и составляем пошаговый план их решения, владельцы бизнеса говорят о том, что продажи упали, клиентов стало меньше, сотрудники что-то не особо справляются, положиться не на кого. А в процессе общения оказывается, что он не ставит сотрудникам планы. У самого руководителя есть план продаж. В голове. Владелец примерно представляет, какая сумма удовлетворит потребности бизнеса в этом месяце. Только вот сотрудники и понятия не имеют о воображаемых планах руководителя.
Еще бывает так, что руководитель существует номинально, заезжает на работу задать рядовые вопросы «Ну что, как дела?», «Как настроение?», «Давайте работайте активнее, успехов вам!» И у такого руководителя складывается представление о себе: «Вот это я управляю, конечно! Вот это я значимая фигура в компании!» На деле его поведение не имеет ничего общего с управлением командой, да и он это видит на неудовлетворительных итоговых результатах. Только реальной причины не замечает, кажется, что кризис снова одолевает и денег у клиентов стало меньше.
Жесткий менеджмент может быть двух типов.
Первый – когда у руководителя не развиты профессиональные компетенции, он сам по себе деспотичный человек, который и в жизни, и в работе использует манипуляции и подавление для достижения целей.
Второй тип – стратегический выбор компании этого стиля управления. Жесткий менеджмент часто переходит границу в сторону унижения личности, стимулирует сотрудников выполнять задачи в тревоге, испытывать перманентный страх перед руководителем и наказанием. При этом жесткий менеджмент является чуть ли не самым эффективным и быстрым в достижении целей.
Я не специализируюсь на этом типе управления, мне гораздо приятнее работать со здоровыми людьми, брать в команду не невротиков, а людей с потенциалом, желающих развиваться. Для меня управление коллективом – это про уважение, развитие сотрудников и наставничество. Это возможно только при здоровой конкуренции в безопасной среде.
В следующей статье я расскажу о директиве и делегировании, и какой из этих стилей управления наиболее эффективен в работе с сотрудниками.
Поделитесь в комментариях, что для вас значит управление сотрудниками?