Многие ассоциируют гнев с чем-то разрушительным и негативным. Однако с его помощью наша психика пытается сказать о том, что не все в порядке. Предлагаю не подавлять гнев, а разобраться в нем!
У каждого человека случались вспышки агрессии, когда контролировать собственные реакции и поведение, кажется, просто невозможно. И человек не контролирует: говорит лишнее, переходит границы другого, о чем позже сожалеет. Стало ли человеку легче после того, как он выплеснул негатив? Как правило, нет.
Часто мы сливаем воедино два момента, касающиеся гнева: повод и причину. Нам кажется, будто повод – то же, что и причина и наоборот. Но это не так. Попытаемся разобраться на простом примере.
Ваш коллега опоздал на 15 минут на важную встречу. Вы договорились обсудить детали дела, однако его попросту нет. Что вы будете испытывать? Злость, негодование, гнев? Возможно. Но что, если вы сами опоздали на эту встречу. Скажем, минут на десять. С учетом задержки непунктуального коллеги у вас осталось еще 5 минут на то, чтобы привести себя в порядок, даже выпить чаю перед беседой. В этом случае опоздание коллеги рассматривается не в контексте катастрофы, верно?
Я веду к тому, что поведение другого человека, каким бы вопиюще несправедливым оно ни было, не может быть причиной вашего гнева. Поведение – это лишь повод, который вовсе необязательно приведет вас в ярость. Как было указано выше, вы с большой долей вероятности можете отреагировать вполне спокойно.
Как понять, о чем ваш гнев?
Я настоятельно не рекомендую вам подавлять гнев, называя его «нежелательной эмоцией». Таких эмоций в принципе не бывает, все они о чем-то пытаются сказать. Как же приручить и понять собственный гнев?
- Сделайте паузу. Чувствуете, что накатывает сильная эмоция – сделайте паузу, осознайте, что с вами происходит;
- Выделите собственные мысли. В частности – оценочные. Чаще всего они подпитывают гнев;
- Определите, какая именно потребность скрывается за вашим гневом;
- Делитесь с человеком своими эмоциями, а не обвиняйте его. Так вы с большой долей вероятности найдете контакт, а не усугубите отношения.
В своей работе с клиентами, которые жалуются на неконтролируемый гнев, я помогаю им научиться говорить на языке своих потребностей, а не на языке претензий и обвинений. В этом и скрывается ответ на вопрос «О чем мой гнев?».
С уважением, Ваш психолог, консультант, когнитивно-поведенческий терапевт, Юлия Чурина
Автор: Юлия Чурина
Психолог, Онлайн-Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru