В школе, где мы учились, была хорошая столовая. Или буфет, если определять точнее.
Всегда вкусные булочки с сахаром – домашние, кажется… Коржики, печенье курабье… И котлеты. Невероятно вкусные.
Мы не могли их купить – потому что надо «растянуть» деньги, что дали родители, на неделю. На пять дней. А нас одновременно в школе тоже пять из одной семьи…
Они пахли безбожно – запах стоял на все учебные классы небольшой поселковой школы, а буфет – вот он, только заверни направо по дороге в спортивный (он же актовый) зал…
Те, кто из семей побогаче, ели на большой перемене котлеты с гречкой или макаронами и томатным соусом, тоже невозможно вкусным, или с аппетитом трескали, просто положив их на кусочек белого хлеба и запивая компотом или сладким чаем…
Мы – всегда скромнее. На всех – по булочке или коржику (если не ошибаюсь, они стоили 8 копеек), редко по курабье (9 копеек), по стакану чая. Итого 50 копеек на всех, три рубля в неделю…
И мы запомнили это. Потом, когда подросли и начали работать, выяснили – воспоминание о недоступных котлетах осталось у нас у всех, осталось как нереализованное детское желание, как вожделенный подарок… Осталось надолго.
У нас уже были хорошие профессии: я - журналист, Роза - заведующая салоном по обслуживанию ветеранов, Наиля – главный бухгалтер, когда мы одновременно приехали в Ренчики в родительский дом и вдруг заговорили о том, как хотелось этих курьинских котлет, как мы завидовали тем, кто мог есть их хоть каждый день…
Про этот соус и гречку, про компот…Недолго думая, сели в машину, поехали в поселок Курья – через Экстезерье, где паром (Курья на другом берегу Иртыша), тряслись десятки километров, чтобы успеть в орсовскую столовую, где по-прежнему жарят такие же точно котлеты, варят гречку и делают соус…
В глуши почти все неизменно под вечной Луной… Мы успели! Зашли в столовую, набрали котлет с отварным гарниром, полили соусом гречку, купили булочек, курабье и компот - все, что можно купить в незамысловатой столовой, и наелись…
Всю дорогу обратно молчали. А вернувшись в родную деревню, накрыли стол в отчем доме, налили чай и сказали: «И стоило так хотеть этих котлет? Обычные же. И соус обычный. И гречка…»
И смеялись – почти до истерики. Так прощались с детской обидой, которая не стоила и ломаного, казалось теперь, гроша… На наш смех из другой комнаты вышла мама.
Она плакала… Она слышала , о чем мы говорим… «Мы старались вас хорошо кормить, - сказала. – И денег старались дать… А если их нет, где возьму? У вашего отца иногда зарплата была восемь рублей…»
Я помню этот случай прекрасно! Иногда достаю его из глубин своей памяти, чтобы сказать: то, о чем ты сожалеешь сейчас, через несколько лет не будет значить для тебя ничего…
… В субботу ко мне пришли на Чаепитие у Зулейхи земляки. Татьяна Каренгина решила необычно отметить свой юбилей – была у нас с сыном и невесткой, с дочерью и внучкой Настей.
За разговорами выяснилось, что у нас много общих знакомых, что она дружит с нашим троюродным братом Анваром, знает моих одноклассников и учителей…
Вдруг, говоря про Курью, Татьяна вспомнила про котлеты. Из орсовской столовой в поселке, где она прожила всего год и где вышла замуж… До этого она называла имена, которые помню, но тумблер эмоций включился у меня лишь на котлеты (почти забыла)… И я рассказала, как мы ездили в поселок, где реально почти конец географии - чтобы снова вернуться в детство и выбросить из своей памяти сожаления, обиду и зависть…
Разумеется, люди, вызывающие у нас особые чувства, остаются в памяти надолго, почти навсегда. Так что я хорошо запомнила Татьяну и искренне благодарна ей за то, что вместе с ней прошла почти на пятьдесят лет назад…
Машина времени, так иногда называют наш дом, стремительно вместе с гостями унесла в прошлое и меня – в далекую деревню, где неделями живем в интернате… Где колем дрова и моем горы посуды… Где в пекарне невероятно вкусный хлеб (по дороге умудряемся съесть полбуханки)… Где почти все дома - бараки, а учителя в одинаковых кримпленовых костюмах из орсовских магазинов…
Когда ушли гости, сестра Наиля Абраева сказала: «А почему ты не напишешь про интернат? Люди бы читали…»
Согласилась: может быть, когда-нибудь напишу. Но это будет, наверное, странный рассказ…
А пока – благодарность гостям, лично Татьяне за чувства и интерес, который она проявила к дому и его истории, за внимание, чуткость и искренние эмоции, испытанные нами вместе с ней.
За теплый отзыв, который ярким дыханием согрел мою душу, настраивая ее на новые встречи и новые знакомства с прекрасными людьми, что приходят в нашу неповторимую жизнь!
Фото: Зулейха Алишева