Джон Боулби (психиатр и психоаналитик в области развития) считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Он предположил, что привязанность служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребенка около матери, тем самым повышая шансы этого ребенка на выживание.
1 тип
Безопасная (надежная) привязанность
Родитель должен быть доступен и откликающимся для ребенка.
Когда ребенок просит помощи, мама помогает. Если ребенок играет сам, ему не мешают развиваться.
Если мама уходит, ребенок ищет маму, может заплакать и как только увидит ее, он успокаивается. Успокоившись может исследовать среду дальше, без страха потерять маму.
Выросший в этой среде ребенок, во взрослом возрасте будет более смелым. Человек справляется сам, может запросить помощи у среды и среда не откажет.
Люди с таким типом привязанности - упорные, умеют опираться на себя.
Если в детстве не было, то во взрослом возрасте может получить эту привязанность через своего партнера.
2 тип
Тревожная привязанность
Родитель непредсказуем, ребёнок не может угадать реакции от этого испытывает полярные эмоции в момент контакта. Взрослый то любит и контактный, то отталкивает.
Невозможно предугадать последствия, мама (или замещающий ее родитель) не может реагировать свое настроение и нормально сотрудничать. Для существования ребенку приходится развивать свою чувствительность, чтобы подловить настрой мамы. Он в постоянном внимании к мелочам, все время испытывает чувство тревожности.
Во взрослой жизни такой ребенок часто не решаются следовать возможностям и рисковать, пробовать новое, из-за ожидания что случится что-то ужасное.
Пытается предугадать реакцию других, может предполагает "Ты обиделась?"
3 тип
Избегающая (тревожно-избегающая) привязанность
Ребёнок играет сам не приглашает в игру. Мало энергии, погружен в игру.
Если мама уходит то никак не реагирует, когда мама возвращается и берёт на руки, ребёнок не откликается, может повернуть голову. Если сидит на руках, то не смотрит в глаза.
Про таких детей говорят: "Он у нас самостоятельный".
Такой тип привязанности формируется, если мама отвергала и была нечувствительна, мама не может реагировать, например в состоянии депрессии.
Либо злиться на проявление любых эмоций и ведёт себя отстранённо.
Мама не дает поддержки на первые просьбы, ребенок научается обходиться без помощи, справляется сам. Например, ребенок хочет в туалет и говорит об этом маме, но мама занята, может сказать "не до тебя/отстань". Ребенок снимает штаны (справляется сам), в это время/ или после мама замечает и кричит на него.
Такие дети ведут себя как взрослые, не умеют расслабляться, на всё соглашаются.
Играть во взаимодействие с детьми такого типа, очень сложно, им словно, не до игр.
Во взрослом возрасте неуверенный в себе, не способны к сотрудничеству, так как боятся, что их отвергнут. Ощущают себя не нужными, не верят что их ждут. Социально могут принимать, на тело проявляется неуверенность.
4 тип
Дезорганизованная привязанность
Немного похож на предыдущий тип, но при дезорганизованном типе привязанности ребенок словно говорит "Я хочу доверять и я буду требовать!"
Детям сложно, потому что сам родитель нуждается в поддержке.
Ребёнок может взять контроль, так как не доверяет, что взрослый - это взрослый.
Ребёнок может спрашивать: "Мама, ты когда придёшь? А ты точно придёшь, мама? А у тебя всё в порядке?"
Маму невозможно предсказать, её проявления могут меняться во время контакта. Ребёнок перестаёт обращаться к маме, дети переживают, что их не принимают и испытывают глубокое одиночество.
В детском и во взрослом возрасте свои потребности будет распространят где угодно, искать в других людях, домашних животных, зависимостях.
Люди с таким типом привязанности - очень творческие, создают новые идеи.
Чуть позже, в продолжение темы, напишу статью о том в каком возрасте и как формируется привязанность, а так же прикреплю видео на документальный фильм.
Автор: Юлия Киркица (Кислицына)
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru