Найти в Дзене

Производство бронетанкового вооружения на Урале. Краткий обзор. 1945-1991 гг.

Часть 3.

КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

Кроме КБ в Нижнем Тагиле и Челябинске, летом 1954 г. Постановлением СМ СССР в Кургане на базе бывшего завода тяжелых кранов было создано специализированное предприятие и конструкторское бюро по артиллерийским тягачам.

С 1954 по 1956 г. КБ возглавлял И.С. Кавьяров, с 1956 по 1958 г. – Е.А. Зубов, с 1958 по 1970 г. – Н.И. Усенко.

Иван Савватеевич Кавьяров
Иван Савватеевич Кавьяров
Евгений Абрамович Зубов
Евгений Абрамович Зубов
Николай Игнатьевич Усенко
Николай Игнатьевич Усенко

С 1970 по 1974 г. КБ руководил Б.Н. Яковлев, с 1974 по 1989 г. – А.А. Благонравов, с 1989 по 2009 г. - А.И. Никонов.

Борис Николаевич Яковлев
Борис Николаевич Яковлев
Александр Александрович Благонравов
Александр Александрович Благонравов
Александр Иванович Никонов
Александр Иванович Никонов

На завод было передано производство средних артиллерийских тягачей из Челябинска. 15 марта 1955 г. из ворот Курганского завода вышли первые два тягача АТ-С, собранные из челябинских комплектующих. Вскоре Курганмашзавод перешел на полный цикл производства и строил АТ-С вплоть до 1961 г.

Артиллерийский тягач средний АТ-С
Артиллерийский тягач средний АТ-С

В конце 1950-х гг. КБ Курганского машзавода начало работу по модернизации АТ-С, которая получила обозначение объект 650. После успешных испытаний, объект 650 был принят на вооружение, как АТС-59 и в 1961 г. Курган начал серийное производство тягача.

Артиллерийский тягач средний АТС-59
Артиллерийский тягач средний АТС-59

В 1966 г. на вооружение была принята боевая машина пехоты БМП-1 (объект 765), созданная конструкторами ЧТЗ. Однако производство машины в Челябинске было признано нецелесообразным.

Поэтому, в 1964 г. Постановлением СМ СССР функции головного предприятия по боевым машинам пехоты были переданы Курганскому машиностроительному заводу.

В 1968 г. из ворот завода вышли первые серийные машины. Первая серия (объект 765 сп.1) производилась два года, после чего с 1969 по 1973 г. выпускалась вторая (объект 765 сп.2), а с 1973 по 1979 г. – третья серия (объект 765 сп.3). Последнюю серию – БМП-1П (объект 765 сп.4), строили до 1983 г.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Всего с 1966 по 1983 г. было построено 13 тысяч БМП-1 и машин на ее базе.

Работа по модернизации БМП-1 велась параллельно конструкторскими коллективами Челябинского тракторного и Курганского машиностроительного заводов. В августе 1980 г. разработанный в Кургане объект 675 приняли на вооружение, как БМП-2. Впервые машина была показана на параде 7 ноября 1982 г.

Боевая машина пехоты БМП-2
Боевая машина пехоты БМП-2

Массовое производство БМП-2 продолжалось в Кургане до 1992 г., отдельные партии строились для Российской армии до 2006 г. Всего было построено более 10,5 тыс. БМП-2.

В 1978 г. СКБ начало проработку новой боевой машины пехоты – объекта 688. В мае 1987 г. ее приняли на вооружение, как БМП-3. 8 июля 1987 г. Курганмашзавод выпустил первую БМП-3 в серийной комплектации, а до конца года была построена установочная партия в 12 единиц. 9 мая 1990 г. БМП-3 впервые прошла в параде по Красной площади.

Боевая машина пехоты БМП-3
Боевая машина пехоты БМП-3

Серийное производство в 1990-х гг. по известным причинам было мелкосерийным. С 1987 по 1994 г. армия получила 339 БМП-3.