Часть 3.
КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
Кроме КБ в Нижнем Тагиле и Челябинске, летом 1954 г. Постановлением СМ СССР в Кургане на базе бывшего завода тяжелых кранов было создано специализированное предприятие и конструкторское бюро по артиллерийским тягачам.
С 1954 по 1956 г. КБ возглавлял И.С. Кавьяров, с 1956 по 1958 г. – Е.А. Зубов, с 1958 по 1970 г. – Н.И. Усенко.
С 1970 по 1974 г. КБ руководил Б.Н. Яковлев, с 1974 по 1989 г. – А.А. Благонравов, с 1989 по 2009 г. - А.И. Никонов.
На завод было передано производство средних артиллерийских тягачей из Челябинска. 15 марта 1955 г. из ворот Курганского завода вышли первые два тягача АТ-С, собранные из челябинских комплектующих. Вскоре Курганмашзавод перешел на полный цикл производства и строил АТ-С вплоть до 1961 г.
В конце 1950-х гг. КБ Курганского машзавода начало работу по модернизации АТ-С, которая получила обозначение объект 650. После успешных испытаний, объект 650 был принят на вооружение, как АТС-59 и в 1961 г. Курган начал серийное производство тягача.
В 1966 г. на вооружение была принята боевая машина пехоты БМП-1 (объект 765), созданная конструкторами ЧТЗ. Однако производство машины в Челябинске было признано нецелесообразным.
Поэтому, в 1964 г. Постановлением СМ СССР функции головного предприятия по боевым машинам пехоты были переданы Курганскому машиностроительному заводу.
В 1968 г. из ворот завода вышли первые серийные машины. Первая серия (объект 765 сп.1) производилась два года, после чего с 1969 по 1973 г. выпускалась вторая (объект 765 сп.2), а с 1973 по 1979 г. – третья серия (объект 765 сп.3). Последнюю серию – БМП-1П (объект 765 сп.4), строили до 1983 г.
Всего с 1966 по 1983 г. было построено 13 тысяч БМП-1 и машин на ее базе.
Работа по модернизации БМП-1 велась параллельно конструкторскими коллективами Челябинского тракторного и Курганского машиностроительного заводов. В августе 1980 г. разработанный в Кургане объект 675 приняли на вооружение, как БМП-2. Впервые машина была показана на параде 7 ноября 1982 г.
Массовое производство БМП-2 продолжалось в Кургане до 1992 г., отдельные партии строились для Российской армии до 2006 г. Всего было построено более 10,5 тыс. БМП-2.
В 1978 г. СКБ начало проработку новой боевой машины пехоты – объекта 688. В мае 1987 г. ее приняли на вооружение, как БМП-3. 8 июля 1987 г. Курганмашзавод выпустил первую БМП-3 в серийной комплектации, а до конца года была построена установочная партия в 12 единиц. 9 мая 1990 г. БМП-3 впервые прошла в параде по Красной площади.
Серийное производство в 1990-х гг. по известным причинам было мелкосерийным. С 1987 по 1994 г. армия получила 339 БМП-3.