Еще до начала войны с СССР представители германского абвера наладили связь с представителями азербайджанской антисоветской эмиграции для использования их для шпионажа, диверсий и пропаганды в будущей войне с Советским Союзом. Азербайджанцы-агенты вербовались из колонии, проживающей на территории Ирана, где жили эмигранты, ушедшие из Азербайджана во время Гражданской войны. Настроение в таких кругах было не только антисоветское, но и антирусское.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Агентами абвера был привлечен к сотрудничеству руководитель национальной азербайджанской партии «Мусават» Расулзаде Эмин Расулзаде. С началом Великой Отечественной войны при Восточном министерстве Германии и Институте по исследованию Туркестана был создан Азербайджанский национальный комитет. Его возглавил бывший майор (военинженер 2-го ранга) Красной Армии Дудангинский Або Алиевич, который попал в плен и завоевал доверие немцев служением в национальных формированиях из коллаборационистов.
После нападения на СССР появилось большое количество пленных разных национальностей, в том числе и азербайджанцев. Было решено формировать национальные фронтовые формирования из народов Кавказа и Закавказья для использования их во время наступления немцев на Кавказ. Первые 2 роты из азербайджанцев были сформированы в батальоне специального назначения «Бергман» («Горец»).
В конце 1941 г. в Польше начал формироваться «Кавказско-магоменатский легион», позже на базе которого появился отдельный «Азербайджанский легион». Легион не был цельным воинским подразделением, а являлся центром формирования отдельных азербайджанских пехотных батальонов. За 3 года из советских военнопленных азербайджанцев было сформировано 8 отдельных батальонов, которые действовали как вспомогательные войска при немецких дивизиях (каждый батальон прикреплялся к одной немецкой дивизии).
804-й азербайджанский батальон действовал в начале 1943 г. на Кубани, 807-й батальон на территории Брянщины (1943 г.), 804-й и 806-й - в Крыму, а 805-й батальон в составе 111-й немецкой пехотной дивизии воевал в районе Нальчика и Моздока.
Однако азербайджанские легионеры воевали плохо - сказывалось неуважение немцев по отношению к ним, а также общее поражение во второй половине 1943 г. немецких войск.
Легионеры 804-ого азербайджанского батальона в августе 1943 г. стали готовить переход на сторону партизан, однако 8 октября их выдал предатель из своих. Дело в том, что немцы не доверяли вообще всем коллаборационистам и создавали внутри таких подразделений свою агентурную сеть, которая следила за моральным состоянием коллаборационистов. В результате 8 главных зачинщиков были расстреляны, ещё несколько десятков "неблагонадежных" было отправлено в концлагерь. Несмотря на эти меры 60 легионеров все таки сбежало и создало партизанский отряд, который дождался прихода Красной Армии.
Кроме вышеуказанных азербайджанских батальонов условно польского «Азербайджанского легиона» отдельные батальоны из азербайджанских военнопленных были сформированы на Украине в «Центре восточных формирований». Этот центр был создан на базе расформированной 162-й пехотной дивизии вермахта. В этом центре создавались отдельные батальоны из коллаборационистов, в том числе и азербайджанские батальоны, которые также составляли "Азербайджанский легион" (уже второй по счету). Впрочем, название "легион" использовалось только для пропаганды, в немецких документах эти батальоны имели лишь порядковые номера, как в случае и с польским легионом.
В «Центре восточных формирований» было сформировано 6 азербайджанских егерских и горно-егерских батальонов. Два таких батальона сражались против Красной Армии: I/111-й батальон в составе 111-й немецкой пехотной дивизии в районе Нальчика и Моздока, I/73-й батальон в составе 73-й пехотной дивизии в районе Анапы и Новороссийска. Как и в случае с "польскими" частями эти батальоны приписывались к немецким дивизиям (цифра немецкой дивизии после дроби), которые поставляли кадровый персонал, включая командиров. Однако есть упоминание и о 314-м азербайджанском полке, который был создан из нескольких батальонов.
Кроме этих 14 батальонов обоих "легионов" для нужд восточного фронта немцы дополнительно сформировали 21 отдельную вспомогательную роту (строительные, транспортные роты и др.), состоящие целиком из азербайджанцев.
Под конец войны на полигоне Нойхаммер зимой 1944-1945 гг. из военнопленных было создано «12-е Кавказское истребительно-противотанковое подразделение», куда вошли и азербайджанцы. Это подразделение участвовало в боях за Берлин.
Под конец войны азербайджанцев стали брать и в «войска на службе у СС» - в марте 1945 г. азербайджанский отряд во главе с штандартенфюрером Гарун-эль-Рашидом (немец, настоящее имя и фамилия Вильгельм Хинтерзац, принял ислам) влился в «Восточно-туркестанское соединение СС». К концу войны в Италии действовало «Кавказское соединение СС», в котором служили и азербайджанские коллаборационисты.
Кстати, особенностью азербайджанских формирований было наличие мулл, которые частично выполняли роль политических руководителей. Один такой мулла сжег себя (пишут, что в знак протеста), когда союзники передавали после окончания войны его и других пленных азербайджанских коллаборационистов представителям СССР.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Другие статьи по теме - Волжско-татарский легион
«Грузинский легион» в Великой Отечественной войне
«Армянский легион» в Великой Отечественной войне
Казаки в вермахте и войсках СС
«Национальная армия Казахстана» (казахские диверсанты на службе у Абвера)