Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Чудовищем не рождаются. Оригинальный хоррор от создателя "Догмы" и "Красного штата".

("Бивень", Tusk, 2014, США)

Вы слыхали, как поют дрозды... пардон - как кричат моржи?
Не слыхали? Странно. Ну да ладно, ведь, посмотрев "
Бивень", вы наверняка станете экспертом в данном вопросе.

Да уж, ни Тарантино, ни Родригес не давали ныне покойному Майклу Парксу таких "безумных" ролей. У них он всё больше по эпизодам ходил в полицейской шляпе да болтал без умолку.
Да уж, ни Тарантино, ни Родригес не давали ныне покойному Майклу Парксу таких "безумных" ролей. У них он всё больше по эпизодам ходил в полицейской шляпе да болтал без умолку.

2010-е - время, когда создатель оригинальных и культовых комедий Кевин Смит ("Клерки 1-2-3", "Тусовщики из супермаркета", "В погоне за Эми", "Догма" и др.) пытался вторгаться со "свиным рылом в калашный ряд" других жанров кино. Туда, куда доселе не совался, казалось бы, довольствуясь бултыханием в своем привычном творческом водоеме.
И, разумеется, вторгался Кевин туда так, как сам это понимал. А понимал он это, мягко говоря, ну очень своеобразно.

Первым опытом Смита по ломке шаблона об колено стал экстравагантный бла-бла-боевик "под Тарантино" "Красный штат" (2011). И, в принципе, для "авторского" трэшака картина вышла сносной. Более того, сам Тарантино ее лаконично похвалил.
Но всё равно разбалансировка в ней сюжетной динамики (одна 15-минутная (!) проповедь шизоида-злодея чего стоит!) и нагло скомканный финал не оценили ни поклонники боевиков, ни многие поклонники хулигана-Смита. Поэтому "Красный штат" так и остался одним из его странных экспериментов, на который все в итоге махнули рукой: "Ай, да ладно, пускай будет - жалко, что ли?".

Как бы то ни было, но Кевин Дональдович не успокоился. И спустя 3 года решил забацать аж целую трилогию из малобюджетных, "под старину". ужастиков. Первым из них и стал "Бивень" с Джастином Лонгом и Майклом Парксом в главных ролях.
Увы, но хотелось, как лучше, а вышло всё еще хуже, чем с "Красным штатом".
Настолько хуже, что после "
Бивня" к Кевину появились вопросы уже не творческого, а медицинского плана. Особенно у фанатов "Клерков", которые, посмотрев "Бивень" и вновь обретя дар речи, заволновались: блин, как бы Смита не упаковали теперь в смирительную рубашку и не увезли в клинику, а ведь он так и не успел доделать (на тот момент) обещанные "Клерки 3"!

Трудно поверить, но иногда "ад на колесах" (справа) выглядит вот так, нарочито безобидно и интеллигентно.
Трудно поверить, но иногда "ад на колесах" (справа) выглядит вот так, нарочито безобидно и интеллигентно.

Более того, на фоне "Бивня" даже "Красный штат" стал казаться едва ли не шедевром - тем паче он тоже был немного ужастиком. А снятый по какому-то интернет-комиксу "Бивень" идеально вписывался лишь в одну кинокатегорию: "Хрен пойми, что это такое, только ну бы его нафиг!".

И правда - а что это такое?
Для хоррора здесь неприличное количество статичных сцен с пустопорожней болтовней. Для черно-юморной комедии - крайне маловато юмора. А в кульминационные моменты смеяться и вовсе не хочется - гримаса недоуменного отвращения мешает. Для трэшака - тоже опять-таки маловато движухи и винегрета из кровавых безумств. Потому что безумство в "
Бивне" лишь одно: пусть и запоминающееся, но пока до него дойдет черед, многие поклонники хорроров рискуют заснуть.

Лишь три вещи в фильме можно счесть ложками меда в этой бочке дегтя.
Первое: завершенный финал. Какой бы бредомутью ни была эта история, в конце в ней не останется белых пятен и "патамушто!" - всё будет растолковано и упорядочено.
Второе: оригинальная хоррор-идея. Тоже бредовая до рвотных спазмов, но ТАК антарктическую фауну в ужастиках, кажется, еще не эксплуатировали.
И третье: харизматичный Майкл Паркс и играющий под псевдонимом, загримированный до неузнаваемости Джонни Депп. Лишь эти двое украшают собой "
Бивень". И лишь благодаря им я - да и наверняка не я один, - досмотрел сей поток больного воображения Кевина Смита до конца.

Ну раз уж дочка Джонни Деппа Лили-Роуз порой наведывается к Кевину Смиту, то и папеньке ее не грех зайти... Не видите его? Да вот же он, в центре, загримирован под советского интеллигента!
Ну раз уж дочка Джонни Деппа Лили-Роуз порой наведывается к Кевину Смиту, то и папеньке ее не грех зайти... Не видите его? Да вот же он, в центре, загримирован под советского интеллигента!

И вкратце о сюжете: обломанный с очередной сенсацией, блогер Уоллес (Джастин Лонг) бухает в канадском баре. Где случайно натыкается на объявление, что некий дедушка Говард готов предоставить любому желающему ночлег бесплатно - лишь бы только вы выслушали его "сеанс офигительных историй".
Уоллес на это клюет и вскоре уже сидит в доме инвалида-колясочника Говарда за чашкой чая. После чего следует их долгая-долгая болтовня, и лишь где-то на 50-й минуте фильма (из 100 хронометражных) начнется...
...Чуть не написал "самое интересное". Нет, не оно, а весь тот адовый недотрэш, где также будет полным-полно болтовни. Вот только уже без культурного чаепития, а в атмосфере окончательно победившей, блевотной шизофрении.

***

В общем, даже если у "Бивня" и есть свои поклонники - ну мало ли? - все равно следующая глава хоррор-трилогии Смита "Йоганутые" (2015) расставила все галочки над Й. И доказала своим провалом по всем фронтам, что снимать хорроры ему категорически противопоказано. Хотя, поговаривают, будто третий фильм под названием "Лосиные челюсти" (бедные, бедные лоси!) Кевин всё-таки снимет, причем уже в скором времени.
Так тому и быть - его право. Никто не запретит свободному художнику "так видеть".
Однако, если я вдруг не найду в себе силы ЭТО смотреть - не обессудьте. Ибо крики моржей из "
Бивня" до сих пор звенят у меня в голове, а если к ним добавится еще и лосиный рёв... Что ж, тогда меня самого будет впору снимать в каком-нибудь ужастике. В роли буйнопомешанного с безнадежным диагнозом.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):