Найти в Дзене
Задача выжить

Мощнее "Ярса" - в России стартовала разработка новейшего комплекса "Кедр".

Оглавление

Отечественные РВСН только-только перешли на новенькие "Ярсы" с очень серьёзным набором возможностей, но им уже начали готовить замену. Произойдёт это не скоро, но прогресс ядерного щита останавливать нельзя, ни в коем случае - планомерно, без рывков. Всё, что известно по новому ПГРК мы сейчас и расскажем.

Источник: РИА Новости, автор - Александр Кряжев. Отечественные РВСН обладают довольно внушительной группировкой "Ярсов", переход на которую был совершён за десяток лет - сейчас у страны около 150 пусковых, в каждой из которых от 3 до 6 блоков.
Источник: РИА Новости, автор - Александр Кряжев. Отечественные РВСН обладают довольно внушительной группировкой "Ярсов", переход на которую был совершён за десяток лет - сейчас у страны около 150 пусковых, в каждой из которых от 3 до 6 блоков.

Приветствую на канале!

Начать хотелось бы с рассмотрения такого вопроса - а зачем нам вообще нужна новая ракета, ведь существует "Ярс"? И ответить на это довольно просто - первая РС-24 была испытана аж в 2007 году, а на боевое дежурство заступила спустя полтора года. Комплексу полтора десятка лет, а вероятный противник на месте не стоит и постоянно ищет средства противодействия. Отсюда и необходимость в постоянном обновлении ядерного потенциала. Итак, что же известно по новинке? Во-первых, в СМИ указано, что разработка начнётся только в 2023 году, но это совершенно не так - работы ведутся как минимум два года и известны нам под шифром "Кедр". Правда на данный момент проходит научно-исследовательская работа, в ходе которой разрабатывается прообраз, а вот в 2023 ожидается переход к стадии опытно-конструкторских работ, которые как раз-таки нацелены на реализацию комплекса в "металле".
Что касается разработчика, то здесь традиционно выступает
"Московский институт теплотехники" - в его арсенале всё, что связано с твердотопливными ракетами, начиная от "Тополя" и заканчивая "Булавой".
Ну а во-вторых, известны кое-какие сроки. Ещё во время анонса "Кедра" озвучили крайний даты - это рубеж 2030, однако есть оговорка - судя во всему, работы ускорят. Причин этому хоть отбавляй, а подтверждением выступает несостыковка по срокам - изначально ОКР хотели начать в 2024, теперь же всё перенесли на 2023. С общими чертами закончили, а теперь переходим к самому интересному - возможностям и, так сказать, конкурентным преимуществам, ведь "Кедр" - это куда более интересное развитие событий, нежели банальная модернизация "Ярса."

Источник: ТК "Звезда". Касаемо "Кедра" доподлинно известно, что ракета будет ещё и шахтного базирования, как предшественник (в кадре). Это максимально защищённый и оперативный вариант применения, правда таких ракет не много - тех же "Ярсов" два года назад было всего 14 штук - основной акцент на ПГРК.
Источник: ТК "Звезда". Касаемо "Кедра" доподлинно известно, что ракета будет ещё и шахтного базирования, как предшественник (в кадре). Это максимально защищённый и оперативный вариант применения, правда таких ракет не много - тех же "Ярсов" два года назад было всего 14 штук - основной акцент на ПГРК.

Ключевое отличие - это повышенная мобильность, на которую и делают ставку в МИТ. Причём мобильность настолько высока, что позволит применять ракету не из каких-либо определённых районов глубоко в лесах Сибири, а вообще из любой точки страны без ограничений. Первый вывод - комплекс значительно меньше своих предшественников, ведь не заметить здоровенный ПГРК, мчащийся по дорогам общего пользования весьма сложная задачка. Достаточно вспомнить аналогичные появления "Ярсов" в Москве на репетициях Парада Победы, сопровождающиеся огромным потоком фотографий. Но даже если габариты и меньше, то это всё равно никак не отменяет сложности скрытной переброски в разные участки страны. Да и гнать ПГРК на многие тысячи километров - не лучший вариант, который негативно сказывается на ресурсе, а значит и автономности. Нет, здесь что-то другое. Самолёты ВТА можно исключить сразу - грунтовые комплексы, даже если они и меньше своих собратьев, всё же очень тяжёлые. у "Ярса", например, только одна ракета весит в районе 50 тонн при максимальной грузоподъёмности новейшего Ил-76МД-90А в 60. Может поезд? И это хороший вариант, ведь он решает сразу две проблемы - лёгкость транспортировки в любой район страны, плюс фактическая замена дорогостоящим БЖРК, у которых был, по сути, только один плюс - появление где угодно. Зато минусов огромное количество. Например, сложность обслуживания, создание специальной инфраструктуры для обслуживания ЯО в городах (!), а также относительно простая возможность их отследить. Структуру и состав, плюс точки выхода на маршрут противник легко узнает, а современные алгоритмы выследят и идентифицируют БЖРК по фото без проблем. Но другое дело ПГРК, установленный на грузовую платформу - найти такой вариант практически без шансов.

Источник: Минобороны России. Помимо габаритов необходимо решить ещё один вопрос повышенной мобильности и скрытности - это машины сопровождения, коих очень и очень много для обеспечения гарантированного пуска в случае необходимости.
Источник: Минобороны России. Помимо габаритов необходимо решить ещё один вопрос повышенной мобильности и скрытности - это машины сопровождения, коих очень и очень много для обеспечения гарантированного пуска в случае необходимости.

Второй и очень важный нюанс - это боевое оснащение. Классические боевые блоки уже никого не удивляют, да и маневрирующие тоже. Особенно это касается американской ПРО, которая на рубеже 30-х годов станет явно сильнее. Выход довольно прост - оснастить "Кедр" чем-то похожим на "Авангард", где задачей ракеты является лишь набор высоты, а дальше блок начнёт планировать к своей цели в полной неуязвимости для всех существующих и перспективных противоракетных систем. Напомним, что обеспечивается это комбинацией двух факторов - колоссальной скорости, превышающей 33 000 км/ч, плюс довольно низкой высотой полёта, по сравнению с классическими МБР. Оба эти нюанса серьёзно затрудняют работу как перехватчиков, так и средств обнаружения. К тому же таких целей будут многие сотни. Вообще, всё вышеперечисленное кое-что напоминает, причём довольно серьёзно - это недавно отменённый "Рубеж", ключевыми отличиями которого как раз-таки и являлись габариты вкупе с перспективным оснащением. Правда на замену "Яраса" он не тянул от слова совсем, скорее это была БРСД с дальностью в районе 6000 километров. Разработку отменили за два года до развала ДРСМД, и, судя по всему, сейчас хотят реализовать на новом уровне. Причём ракета "Кедра" будет куда серьёзней предшественников, ведь при довольно скромных габаритах она должна обеспечивать межконтинентальную дальность и эффективно применять как "Авангард", так и классические боевые блоки, коих ожидается не менее трёх штук.

Источник: sokol-ff.livejournal.com. В кадре шасси МЗКТ-79291, которая должна была лечь в основу РС-26 "Рубеж". Можно предположить, что именно на этом варианте будет реализован и "Кедр".
Источник: sokol-ff.livejournal.com. В кадре шасси МЗКТ-79291, которая должна была лечь в основу РС-26 "Рубеж". Можно предположить, что именно на этом варианте будет реализован и "Кедр".

В заключении хотелось бы отметить ещё один интересный нюанс, выступающий на передний план - это возможность атаковать противника с неожиданных направлений. Да, "Сармат" с его полётом через Южный полюс переплюнуть не получится, в физике чудес не бывает, но вот через восточное направление - вполне. При этом скорость такого удара вырастет в разы и займёт буквально минуты - нашему оппоненту придётся серьёзно раскошелится на модернизацию систем ПРО, обставиться радарами СПРН, ну или просто принять факт превосходства российского ядерного щита и заняться переговорами.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас почти 53 000. Спасибо каждому!