Найти тему
4,2K подписчиков

Китайская грамота для российского ученого: сложно получить и долго ждать

Что мы подразумеваем, когда говорим «китайская грамота»? Обычно что-то сложное и запутанное.

Что мы подразумеваем, когда говорим «китайская грамота»? Обычно что-то сложное и запутанное. Какая она на самом деле, могут узнать посетители Национального музея Татарстана, где в эти дни проходит выставка «Николай Катанов: путь на Восток». Этот документ из Срединной империи оказался для выдающегося учёного очень важным, он позволил ему сделать ряд открытий.

В 1889 году тюрколог Николай Катанов отправился в этнографическую экспедицию для изучения народов Восточной Сибири и Китая. Для этнографов эта страна, которую населяли сотни разных этносов, была чрезвычайно интересна. Однако долгие годы Китай был очень закрытой для иностранцев страной. Пик изоляционистской политики Цинской империи наступил в конце XVIII века, но и столетие спустя, в конце XIX века существовали отголоски того времени.

Николай Катанов (сидит слева) перед отправлением в экспедицию
Николай Катанов (сидит слева) перед отправлением в экспедицию

– Николай Катанов исследовал языки, историю, этнографию различных тюркских народов. В том числе, ему нужно было поехать в Китай для изучения уйгурского языка, словарь которого составлял ученый. Однако дальше городов Чугучак и Урумчи его не пустили. Для проезда нужна была специальная грамота из Пекина, своего рода виза, – рассказывает научный сотрудник Национального музея Татарстана Эльвира Ибрагимова. – Такие грамоты – довольно редкое явление, они выдавались лишь немногим. Благодаря этому документу человек мог путешествовать по территории Поднебесной без опасения быть схваченным и казненным.

Документ стал для ученого по-настоящему долгожданным, просьбу рассматривали больше года. Когда же грамота была готова, ее отправили в другой город. Это отняло у Николая Катанова еще полгода, но исследователь все-таки добился разрешения на путешествие по Китаю и привёз оттуда массу материала.

Результатом экспедиции в Сибирь, Туркестан и Китай, длившейся 4 года, стало первое в мире описание тувинского языка. Николай Катанов доказал, что этот язык принадлежит к тюркской группе. Кроме того, учёный опубликовал множество трудов об этносах того региона, Многие работы из этой серии не теряют актуальности и по сей день.

Сам Катанов очень дорожил этой грамотой. По возвращении из Китая, она висела над столом в его кабинете профессора Казанского императорского университета. В марте 1908 года ученый подарил этот документ Казанскому научно-промышленному музею.

Антон Райхштат совместно с Национальным музеем Татарстана.