Найти тему
Петр Власов

2МВ. Самолеты ВВС Венгрии (01): разведчики и истребители

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Об участии венгерской авиации во 2-й мировой войне я ранее уже публиковал обзорную статью. Теперь речь пойдет о самолетах, состоявших на вооружении Венгрии, и об их боевых качествах.

Ранние самолеты, не участвовавшие в боях, или быстро снятые с вооружения из-за их непригодности к боевому использованию

-2

САМОЛЕТЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ

Дальний разведчик немецкого производства Heinkel He.111P

-3

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Представлял собой многоцелевой самолет. Серийное производство: 1936 – 1944 гг. Всего изготовлено 7.716 самолетов; но венгерские ВВС получили лишь 16 Не.111Р, которые венгры использовали исключительно в качестве дальних разведчиков.

ТТХ Не.111Р:

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.601А-1 по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 360 км/ч. Потолок: 8.000 м. Дальность: 2.400 км. Вес пустого 6.780 кг; вес взлетный: 13.300 кг. Вооружение: 6х7,92-мм пулеметов. Бомбы до 2.000 кг. Экипаж 6 человек.

Боевые качества:

Самолет Не.111 в начальный период войны являлся настоящей «рабочей лошадью» Люфтваффе. Хейнкель был прекрасным для того времени бомбардировщиком с хорошими летными данными и отличной управляемостью. Самолет был неприхотлив, удобен в обслуживании и живуч, а потому пользовался чрезвычайной популярностью среди летчиков. Не.111 нес хорошую для начального периода войны бомбовую нагрузку и имел большую для среднего бомбардировщика дальность полета. Однако серьезным недостатком «Лопаты» являлась слабость ее оборонительного вооружения – только пулеметы винтовочного калибра, причем при общем обилии стволов максимальное количество способных «работать» по одной цели установок – не более 3 пулеметов. Правда, к 1941 г уже и скоростные данные этого самолета стали неудовлетворительными.

Боевое применение:

В венгерской авиации немногочисленные Не.111 использовались только в качестве дальних разведчиков; а в конце войны из-за полной устарелости – как транспортные самолеты. В боях 1942 г на Не.111Р особо отличился экипаж старшего лейтенанта Немета, при отражении вражеских атак сбивший 6 советских истребителей.

Дальний разведчик немецкого производства Dornier Do.215

-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1939 – 1941 гг. Всего изготовлено 92 (по другим сведениям 101) самолета. Венгерские ВВС получили 10 Dornier Do.215 и 1 более ранний Dornier Do.17.

ТТХ версии Dornier Do.215:

Двигатели: Daimler-Benz DB.601Аа по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 467 км/ч; потолок: 9.000 м; дальность: 2.400 км. Вес пустого 5.780 кг; вес взлетный: 8.800 кг. Вооружение: 6х7,92-мм пулеметов. Экипаж 4 человека.

Боевые качества:

Конструкция самолета позволяла быстро менять часть топливных баков на бомбы, и использовать Dornier Do.215 как бомбардировщик (мог нести до 1.000 кг бомб, но при заметном снижении дальности полета).

Боевое применение:

В венгерскую авиацию Dornier Do.215 были поставлены немцами в начале 1942 года, и с июля они приняли участие в боях на Восточном фронте. Использовались венграми до 1943 года, пока все разведывательные эскадрильи венгерских ВВС не были перевооружены на более совершенный воздушный разведчик Junkers Ju.88D.

Ближний разведчик немецкого производства Focke-Wulf Fw.189

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Представлял собой самолет ближней разведки. Серийное производство: 1940 – 1944 гг. Всего изготовлено 846 самолетов. Венгерские ВВС получили 30 Fw.189А-2.

ТТХ Fw.189А-2:

Двигатели: 2 Argus As.410А-1 по 465 л.с. каждый. Максимальная скорость: 347 км/ч. Потолок: 7.300 м. Дальность: 665 км. Вес пустого 2.832 кг; вес взлетный: 3.955 кг. Вооружение: 2х7,92-мм пулемета вперед в крыльях, и 2х7,92-мм подвижных назад. Возможна подвеска 4х50 кг бомб (всего 200 кг). Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

Fw.189 отличался высокой живучестью - конструкция хорошо держала большое количество прострелов. Очень надежные двигатели обеспечивали разведчику нормальный полет даже при одном «выбитом» противником моторе. Самолет отличался также отличной маневренностью, позволявшей экипажу на вираже постоянно держать атакующий «Раму» вражеский истребитель в зоне обстрела пулеметов.

Боевое применение:

В венгерской авиации Fw.189А-2 появились на рубеже 1942-1943 гг., и до конца войны успешно использовались по своему прямому назначению.

САМОЛЕТЫ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ

Истребитель-биплан итальянского производства Fiat C.R.42

-6

Конструкция, производство:

Истребитель-биплан цельнометаллической конструкции, с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1939-1944 гг.; построено 1.781 самолетов; Венгрии в 1940 г. продано 70 CR.42.

ТТХ:

Двигатель: Fiat А.74 R1C 38 (840 л.с.); максимальная скорость: 441 км/ч, время набора высоты 6.000 м: 7 мин, потолок: 10 100 м, дальность: 780 км. Вес пустого 1 784 кг, вес взлетный: 2.295 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета, 2х100-кг бомбы

Боевые качества:

Самолет имел устаревшую конструкцию, хотя и был принят на вооружение уже после начала 2-й мировой войны. Малая даже для первого периода войны скорость позволяла C.R.42 бороться только с самолетами устаревших типов; к счастью для венгров в 1941 г. именно подобная техника все еще составляла основу советской авиации.

Боевое применение:

Две из четырех имевшихся в Венгрии эскадрилий CR.42 входили в ПВО страны и оставались в Венгрии, а две другие летом-осенью 1941 сражались над Украиной. Благодаря правильному применению венграми тактики боя на горизонтальных маневрах CR.42 добились определенных успехов, одержав 30 воздушных побед ценой потери 14 «Фиатов» (из-за потерь одна эскадрилья CR.42 уже через месяц боев была отведена с фронта). По окончании кампании 1941 года CR.42 в боях больше не участвовали, так как были переведены в учебные части.

Истребитель итальянского и венгерского производства Re.2000 «Heja»

-7

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство: 1940 – 1944 гг. В Венгрию из Италии поставлено 70 Re.2000, в Венгрии по лицензии произведено 179 машин; общее число состоявших на вооружении венгерских ВВС Re.2000 – 249 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: WMK 986 л.с.; максимальная скорость: 530 км/ч; потолок: 10.500 м; дальность: 1.400 км. Вес пустого 2.070 кг; вес взлетный: 2.850 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета.

Боевые качества:

Истребитель имел неплохую для первого периода войны скорость, хорошую маневренность и скороподъемность; был прост в управлении. Недостатками самолета являлись низкая живучесть (на истребителе не было даже бронеспинки кресла пилота), и отсутствие на Re.2000 венгерского производства радиостанций (радиофицированные итальянские истребители доставались обычно командирам). Серьезным недостатком была так же слабость шасси, из-за чего на взлете и посадке часто случались аварии. По опыту боев венгры к 1942 году пристроили к пилотским креслам бронеспинки, однако это изменило центровку истребителя и увеличило количество аварий при взлете-посадке.

Боевое применение:

Первая эскадрилья Re.2000 вступила в бой в начале сентября 1941 г.; фронтовые испытания самолета показали его хорошие боевые возможности, и поэтому к 1942 году венгры пересадили на Re.2000 все свои истребительные эскадрильи. Во второй военной кампании против СССР Re.2000 добились определенных успехов (более 60 побед при потере своих 11 самолетов); однако в январе 1943 все находившиеся на русском фронте Re.2000 при отступлении пришлось взорвать, так как из-за морозов их моторы не заводились. После этого устаревшие конструктивно к 1943 году «Соколы» использовались венграми только в ПВО страны; последние боевые вылеты немногие остававшиеся в строю Re.2000 совершили в начале 1945 г.

Истребители немецкого и венгерского производства Messerschmitt Bf.109G

-8

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Существовал во множестве модификаций, шесть из которых состояли на вооружении ВВС Венгрии (часть самолетов поставлялась из Германии, а часть производились по лицензии на венгерском авиазаводе в Гиоре). Серийное производство: 1937 – 1945 гг. (в Германии). Всего изготовлено 30.573 самолета всех вариантов. Венгерские ВВС получили 497 Messerschmitt Bf.109 (3 Bf.109D, 49 Bf.109F, 48 Bf.109G-2, 80 Bf.109G-4, 98 Bf.109G-6, 219 Bf.109G-10); три самолета ранней версии Bf.109D в боевых частях не использовались: были направлены в исследовательский центр, а впоследствии стали учебными.

ТТХ версии Bf.109G-6:

Двигатель: Daimler-Benz DB.605A 1.475 л.с.; максимальная скорость: 623 км/ч; потолок: 11.750 м; дальность: 725 км (с подвесным баком 998 км). Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 1х30-мм пушка (возможность замены на 1х20-мм пушку), 2х13-мм пулемета.

Боевые качества:

Messerschmitt Bf.109 – один из лучших истребителей 2-й мировой войны. Его характеристики на всем протяжении войны постоянно совершенствовались. До 1944 года регулярно появлявшиеся новые модификации постоянно превосходили советских истребителей в скорости; они были также обычно равны или превосходили советскую технику на вертикалях. До версии Bf.109G-2 включительно «Мессы» равнялись с советскими самолетами в горизонтальном вираже. По огневой мощи версии Bf.109F и Bf.109G-2 были близки к советским истребителям, зато потяжелевшая модификация Bf.109G-6 получила более мощное вооружение. Все поступившие в венгерские боевые части Messerschmitt Bf.109 обладали высокой живучестью: имели бронеспинки и бронестекло; протектированные бензобаки располагались позади летчика, что давало пилоту больше шансов вовремя покинуть кабину сбитого самолета. Недостатком всех «Мессов» была узкая колея шасси, вызывавшая рысканье на пробеге, что затрудняло взлет и посадку самолета.

Боевое применение:

В венгерской авиации Messerschmitt Bf.109 стали использоваться с февраля 1943 г, и уже к началу лета они практически полностью вытеснили устаревшие Re.2000 из фронтовых частей, оставаясь основным видом истребителей ВВС Венгрии вплоть до самого конца войны.

Ночные и дневные двухмоторные истребители немецкого производства Messerschmitt Bf.110G

-9

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный истребитель-моноплан с двухкилевым оперением, убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство: 1938 – 1945 гг. Всего изготовлено 6.162 самолета. Венгерские ВВС получили 18 таких самолетов (3 в варианте дневных, и 15 – в варианте ночных истребителей, оборудованных бортовыми радиолокаторами).

ТТХ версии Bf.110G-4 (ночной истребитель):

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.605В-1 по 1.475 л.с. каждый; максимальная скорость: 540-550 км/ч (в зависимости от моделей РЛС с разными антеннами); потолок: 11.000 м; дальность: 900 км (с подвесными баками 2.100 км). Вес пустого 5.100 кг; вес взлетный: 9.400 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки, 4х7,92-мм пулемета вперед, 2х7,92-мм (1 спаренный пулемет) назад. Экипаж 3 человека.

Боевые качества:

Как дневной истребитель тяжелый «двухмоторник» Messerschmitt Bf.110 к 1941 г уже практически не годился: старым советским истребителям он безнадежно уступал в маневренности, а новым – и в маневренности, и в скорости. Но в варианте «ночника» оснащенные локаторами «стодесятки» оказались грозными противниками для ночных бомбардировщиков противника.

Боевое применение:

В венгерской авиации Messerschmitt Bf.110 в варианте оснащенного локаторами ночного истребителя появились только в 1944 году. И вплоть до конца войны они в качестве ПВО Венгрии участвовали в отражении ночных налетов на эту страну бомбардировочной авиации СССР и его союзников.

2МВ. Самолеты ВВС Венгрии (02): ударная авиация

2МВ: участие венгерской авиации в войне

2МВ: армия Венгрии в войне

2МВ. Оружие армии Венгрии

2МВ. Танковые войска Венгрии:создание бронечастей

2МВ. Танковые войска Венгрии: бронетехника венгерского производства

Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:

«Авиация Первой мировой войны»

«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»

«Авиация Второй мировой войны»

«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»

Разное - авиационная «солянка»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.