Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Экспресс тренинг по заказу. Алгоритм создания.

В данной 2-ой статье этой серии я хочу рассмотреть алгоритм подготовки 2-3-4-х часового тренинга по заказу. Несмотря на кратковременность, такой тренинг сохраняет все принципы построения и проведения большой тренинговой программы. Именно это и составляет сложность его создания.

Алгоритмы подготовки и проведения такого тренинга можно условно разделить на 3 части. Первая часть, это анализ личных возможностей психолога-тренера. Вторая - работа с запросом, его коррекция, использование при создании программы. Третья - процесс анализа материалов и создания программы тренинга.

-2

Алгоритм даёт представление о соотношении разных частей в процессе подготовки тренинга по заказу, создании его программы, особенностей проведения. Он включает 3 части 1- сам алгоритм, имеющий 4-ре этапа, 2- личность тренера, вернее, его оценка своих возможностей работы с данным запросом, богатство его опыта; 3- социальные, профессиональные, личные характеристики группы людей, которые, будут участниками тренинга.

1 часть. Работа тренера, с полученным запросом. Важным моментом, при этом, является то, что возможности тренера, его знания, вооруженность какими-то методами психологической работы НЕ может быть определяющим для создания программы тренинга. Центральным звеном программы любого, даже самого короткого тренинга является запрос. Сначала тренер должен проработать сам запрос, даже если он формулируется им самим.

Запрос может быть сделан, как человеком - заказчиком, так и какой-то абстрактной реальностью. Например, психолог в государственным, частном учреждении имеет функциональные обязанности – проведение тренингов. Или проведение такого короткого тренинга необходимо в целях рекламы.

В любом случае, запрос должен быть осмыслен, приведен в соответствии с той реальностью, для которой предназначается тренинг.

Если психолог получает такой заказ от конкретного человека, он должен записать очень точно все слова заказчика, которые слышит. Психологи, которые сразу излагают запрос на своём языке, делают большую ошибку. После проведения тренинга, в отчёте нужно полностью воспроизвести то, что было услышано от заказчика, и описать процесс выполнения заказа с использованием этих слов. Это важно, если Вы хотите, чтобы данный человек захотел продолжить работу именно с Вами.

Если запрос формулирует сам психолог. Не стоит начинать с определения проблемы и темы. Они могут появиться только после проведения соответствующей работы по изучению предполагаемых участников тренинга, той реальности, в которой психолог собирается действовать. После изучения рынка тренинговых услуг. Как любой профессионал, психолог часто уверен, что предлагаемая им проблема, тема, круг вопросов обязательно будут интересными для кого-то. И, зря.

2 часть алгоритма, как Вы видите по схеме, связана с участниками тренинга уже реальными или предполагаемыми. Если запрос есть, представление об участниках в словах заказчика.

Вот, например, такой запрос. «Молодые врачи ничего НЕ хотят. Готовы только ныть. Не устраивают кабинеты, суточные дежурства, даже предложение съездить в Москву посмотреть операцию. Когда им, что-то говоришь, ругаешь, твердят, мы думали, что все будет по-другому. Перспектив не видят, сами изменить ничего не могут или не хотят». Как вы видите, такой запрос нуждается в осмыслении.

Если запрос создается самим психологом, он должен быть сформулирован только после анализа собранной информации, о которой уже говорили.

Центральным звеном этой части алгоритма является проблема, цели, тема тренинга, которые, с одной стороны, появляются на основании сбора и анализа психологом научной, профессиональной информации, с другой, они тесно связаны с социальными, актуальными потребностями, предполагаемых участников группы. Целью сбора, анализа информации является, либо коррекция, либо создание запроса в чётких понятных психологу профессиональных терминах.

Каким образом, зачем собирать информацию, с какой целью анализировать, собранный материал. Для чего могут быть использованы результаты такого анализа, мы покажем в следующей статье. Здесь же важно подчеркнуть, что проблемы, цели тренинга тесно связаны с потребностями его реальных или предполагаемых участников. Причём, тема тренинга появляется в последнюю очередь. В начале процесса подготовки тренинга она может быть сформулирована психологом только очень приблизительно. Это распространяется и на тренинг по заказу, и на обычный тренинг, который планируются предлагать, как психологическую услугу.

3 часть алгоритма – это сам процесс работы по созданию программы и проведению тренинга по заказу.

Он имеет 4-ре этапа: 1этап - работа тренера с запросом.

Работая с запросом, тренер должен уметь, как формулировать, услышанные от заказчика слова своим профессиональным языком, так и наоборот, говорить на языке понятном для обыкновенного человека.

И дело здесь не только в игре слов. Умение видеть, слышать, понимать - кто, что, почему говорит и делает, выбирая те или иные слова, испытывает данные состояния, готов или ведёт себя определённым образом, является ценным и достаточно редким умением психолога. Людям свойственно видеть в другом самого себя, многие психологи, к сожалению, не составляют здесь исключение. Отсюда и наблюдается пренебрежение к запросу, неумение его получать.

Тренинг же в этом отношении самое коварное профессиональное действие. Если психолог ведущий тренинг, переносит на участников свои наличные проблемы, он никогда не проведёт его успешно.

Представление о том, что всё надо испытать на собственном опыте всего лишь сказка. В этом случае психолог неминуемо будет видеть в каждом участнике тренинга самого себя, приобретая уверенность, что знает путь, по которому должен идти другой человек. Ловушка, которую трудно избежать, в которую попадаются все.

Внимательное отношение к полученному запросу, умелый перевод его на психологический профессиональный язык, позволяет избежать указанной ловушки.

Полученный нами запрос, например, приобретает следующий вид.

"Молодые врачи ничего НЕ хотят". Как человек может адаптироваться к изменениям в окружающей жизни. "Если мы их взяли на работу то, активность и инициативу должны, видимо, сами проявлять". Как оставаться активным, инициативным, предприимчивым несмотря ни на что. "Готовы только ныть. Не устраивают кабинеты, суточные дежурства, даже предложение съездить в Москву посмотреть операцию". Что делать с ситуацией, которая пошла не так, как я хотел." Когда им, что-то говоришь, ругаешь, твердят, мы думали, что все будет по-другому. Перспектив не видят, изменить ничего не могут". Что делать, когда перспективы непонятны, туманны, неясны.

Теперь мы видим, не одну, а несколько возможных тем для тренинга.

1ая группа проблем. "Как оставаться активным, инициативным, предприимчивым несмотря ни на что", связана с умениями человека находить или пополнять свои ресурсы, с умениями саморегуляции, умением поддерживать свои ресурсные возможности.

2ая группа проблем. "Что делать с ситуацией, которая пошла не так, как я хотел" касается уже более конкретного перечня вопросов. Здесь можно обсуждать мотивацию жизненного успеха, рассматривать приемы само мотивации, личные блоки, индивидуальные ориентиры поведения конкретного человека.

Иными словами, здесь мы видим 2-е достаточно разные темы тренинга. Они имеют различия и информационного обеспечения, и методического, и результативного (что участники могут получить по итогу тренинга). Встаёт задача, как-то сузить, конкретизировать, сделать более однозначными проблемы, которые будут обсуждаться на тренинге.

Это важно, прежде всего, в силу специфики данного вида профессиональной работы. Чем более расплывчата тема, проблемы, выдвигаемые на тренинг. Чем более НЕ конкретны практические результаты предстоящего тренинга, тем плачевные окажутся его результаты.

Проблемы, которые предполагается обсуждать на тренинге, приобретаемые в процессе взаимодействия новообразования должны быть конкретными. Как это сделать мы поговорим в другой статье.

Сейчас, я хотела бы сосредоточить внимание читателей на очень простом выводе. Тренинг начинается с запроса.

2 этап процесса работы психолога по данному алгоритму, это сбор, анализ информации тренером, ради уточнения или коррекции запроса.

Как уже говорилось выше, это тема отдельной статьи. Здесь же нужно указать, что, прежде чем создавать программу тренинга, психологу нужно собрать, как можно больше информации о потребностях, индивидуальных интересах, социальных, личностных особенностях людей, которые придут на тренинг. Если тренинг создаётся по заказу, нужна повторная беседа с заказчиком, кем-то из будущих участников тренинговой группы.

Если проведение тренингов входит в функциональные обязанности психолога, он не просто должен знать психологические проблемы сотрудников, клиентов, руководителей учреждения, в котором работает, а должен собирать эту информацию, наметив приблизительную тему тренинга

Даже, если тренинг задуман в рекламных целях, есть смысл сначала поработать с фокус-группой.

3 этап работы психолога по данному алгоритму, разработка программы тренинга.

И это, прежде всего, создание замысла, основной идеи тренинга, который далее превращается в цели, планируемые результаты работы для группы или каждого участника отдельно.

Цели/планируемые результаты в свою очередь позволяют подобрать адекватные замыслу формы, методы конкретных упражнений или методических приёмов, чётко определить их цели.

Сделать критерии эффективности работы психолога на тренинге понятными, видимыми (наблюдаемыми во время тренинга) и измеряемыми. Обо всём этом, мы также напишем в отдельной статье.

4 этап работы по данному алгоритму предполагает проведение тренинга и создание отчёта об эффективности его проведения.

И, здесь волшебным образом вновь появляется запрос. Или программа, согласованная с заказчиком. Сравнивая итоги работы группы с запросом, с предполагаемыми результатами (фактически целями) работы психолог легко продемонстрирует эффективность проведенного тренинга.

Это очень важный момент, ибо не секрет, что эффективность работы психолога, коуча, бизнес-тренера порой пытаются измерять экономическими, социальными количественными показателями. Что в принципе неверно.

Далее хотела привести пример использования алгоритма при разработке тренинга по одной из тем заказа тренинга для молодых врачей, который приводила выше. Однако, все это будет сделано в следующих статьях этого цикла, поэтому не буду.

Назову лишь некоторые условия эффективности такого тренинга.

  • Успешным может быть тренинг, в котором анализируется, т.е. обсуждается одна конкретная психологическая проблема. Чем он короче по времени, тем конкретнее, уже и более определённой должна быть психологическая проблема, обсуждаемая с участниками группы.
  • Необходимо интегрировать психологическую проблематику, которую увидел психолог в запросе с тем, как она представляется человеку, заказавшему тренинг, или людям, которые будут участвовать в тренинге. Участник группы, заказчик и психолог видят реальность разными глазами. Психолог должен уметь говорить, понимать, слышать эти разные реальности.
  • Цели психолога при подготовке и проведения тренинга также должны создаваться с учетом различии в понимании проблемы, которая побудила заказать тренинг. Это целая система целей, которая структурирует работу психолога с группой. Практические задачи, вытекающие из формулировки проблемы, названной заказчиком и задачи модерации отношений, взаимодействия участников группы - это далеко не одно и то же.
  • Все, что говорит, организует, контролирует психолог, ведущий тренинг, должно иметь один конкретный смысл. Информационный контент, цели, смыслы, контексты действий участников во время работы, выводы, которые делаются ими и психологом должны быть объединены, пронизаны, направлены идеей обнаружения, рассмотрения и разрешения/устранения проблемы, ради которой был заказан тренинг. Такая идея или замысел - суть программы тренинга.
  • Результативность работы на таком тренинге должна обязательно регистрироваться по определенным внешне наблюдаемым фактам поведения, проявления актуальных состояний участников группы или ментальных представлений, которые они высказывают во время тренинга.

Это лишь некоторые, основные условия эффективности работы психолога на тренинге. В силу кратковременности он является одним из самых сложных вариантов подготовки и проведения тренинговых программ.

Автор: Нина Гаврилова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru