Октябрь 2021 г.
Спелыми плодами яблонь и груш опадали последние дни августа. Полтора сезона мы не могли вырваться из земель Донецких в не менее свои и родные, но временно недоступные земли Луганские, странный ковидный локдаун между двумя территориями отнял и эту возможность. Но все проходит, барьеры сняты и мы засобирались.
Тщательная подготовка имела свой результат, маршрут оказался весьма насыщен встречами, мини-приключениями и прекрасными образцами. Скажу честно, давненько мы так удачно не заезжали в гости к хозяину недр донецких, к Шубину.
В кратком резюме это выглядит так: а) обнаружена абсолютно новая точка со скелетными дымчатыми кварцами-диамантами, к тому же еще и иризирующими; б) закрыты вопросы по всем историческим месторождениям Нагольного Кряжа; в) найдена (если точнее, то нам показали) кварцевая жила на Остром Бугре с крупными кристаллами горного хрусталя, где среди прочих встречались интересные морфологические формы; г) Новолюбимовское месторождение порадовало очередным набором кварцевых друз; д) отобраны образцы на "кальцитовых стенах" в районе Зоринска.
Как водится, самое интересное оставив под конец, начну повествование. Наберитесь терпение и прочтите все или же сразу перелистайте вниз, там есть чем прихвастнуть.
Это была настоящая событийно насыщенная многодневная поездка, однозначно положительно-эмоциональная.
Ночи в палатке перемежались с гостеваниями у хороших людей. Пару ночей мы провели у старого знакомого, у Леонида из Красного Луча, с которым не виделись аж с довоенных времен. С радушным гостеприимством встретил он нас, за что хочу выразить отдельную благодарность.
За годы нашей разлуки он не терял времени понапрасну, не тот человек. Несмотря на весьма неюный возраст, оседлав свой велосипед колесил он по близлежащим просторам Кряжа в поисках каменьев для коллекции и для души впечатлений. Он же и прохвастался нам, что надысь исхитрился вскрыть хрусталеносную жилу на Остром Бугре и вовсе не против вместе с нами прокатиться туда сызнова. Для тех кто знаком с Нагольным Кряжем сей факт должен показаться несколько удивительным. Острый Бугор - самое-пресамое перекопанное место на всем Кряже, спину полуторакилометрового холма уродуют шрамы многочисленных рвов, канав, шахтенок, шурфов и мини-карьерчиков со временем золотых Глебовских до пьезокварцевых советских. Кварцевые жилы здесь выбирались подчистую. А тут цельная нетронутая киркой и временем жила-жилища, да с раздувами. Особо впечатлили сверхпрозрачные обелископодобные трехгранные кристаллы, с полностью (или почти полностью) выродившимися отрицательными гранями призм и ромбоэдров.
В литературе такие формы кристаллов кварца называют Мьюзо габитус (Muzo habit).
Погода стояла сухая, однако накануне она таковой отнюдь не была. Любая из выбираемых дорог рано или поздно упиралась в лужу, начинавшую превращаться в филиал болота. Можно бы оставить машину и дойти пешком, но Леонид, и я его понимаю, пешком идти не возжелал.
В итоге, разок не шибко сильно утонувши во грязи, правильный путь был найден. Это он на горизонте за полями и хлябями, это Острый Бугор или как говорили во времена прежние Гострый Шпиль:
А на самом Бугре красота - красотища. В одну сторону поля бескрайние, в другую, как на картине Левитана, раскинулась, сверкая маковкой своей церквушки, Есауловка, в третью под высокой горой примостился Нижний Нагольчик, ну а в четвертую безымянные холмы с отвалами Центрально-Нагольничанских копей.
Совсем небольшой марш-бросок и мы на канаве Леонида. А вот, собственно, и он сам:
Работать сплошное удовольствие, тепло, но не жарко. Устал, вылез из ямы, разогнул спину, протянул руку к ближайшей яблоне или груше, сорвал сочный дикорастущий плод, куда там магазинным, вроде как и силы восстановил. Как-то раньше мне не доводилось ловить в степи яблочно-грушевые урожаи. Дикая груша мелкая, но очень вкусная.
А яблок так и вовсе привез домой, я даже не знал что в степи настолько много диких яблок и груш растет, раньше только по весне их цветы глаз радовали.
Эдакий приятный дополнительный бонус к каменным делам.
Но и без камня Острый Бугор никого не оставил. Кто сам копал, знает как не любит влажная занорная глинка расставаться со своими богатствами, норовит не отдать вам добычу, поломать ее. Копать нужно бережно и аккуратно.
В итоге от него нашелся еще один кристалл, который просто встал на место аки родной (вернее он и есть родной):
Были и другие симпатичные камушки, как, например, этот:
Были и друзы, одна из которых мне приглянулась своей "учебниковостью", наглядно демонстрирующая один из способов образование кристаллов-двухголовиков.
На картинке явно видно, как некое механическое воздействие разорвало кварцевую друзу, но глинка как бы законсервировала процесс. Мы можем наглядно видеть что второй справа кристалл срезан не до конца, а индивид правее его полностью отделен от основания и успел регенерировать до двухголовика.
Некоторые кристаллы отличались особой прозрачностью и размерами, что впрочем не удивительно для Нагольного Кряжа, а некоторые удивляли своими морфологическими изысками. Интересны уплощенные формы кристаллов, к тому же многие из них выгнуты по оси Z:
Трехсторонне-треугольные обелиски мне не попались, зато Олег "поймал" парочку:
В последние годы уже стало традицией навещать наше любимое место Орехово-Вишневецкой площади Нагольного Кряжа, оно же Новолюбимовское месторождение пьезокварца. Это то уникальное место, где буквально на нескольких квадратных километрах можно встретить сосновые боры и дубовые рощи, непроходимые байрачные леса и степные ковры, горы на которые нужно взбираться и заболоченные каньоны рек. То косуля вильнет своим куцым хвостом на загривке, то стайка кабанчиков протрусит в поисках желудей, их тут встретить куда проще, чем людей, за что мы и полюбляем это место. Здесь было проведено три ночи, здесь у "них" в Луганском государстве в отличие от нашего Донецкого сейчас нет комендантского часа и такие ночевки, даже если кто бы и обнаружил нас - невозбранимы. Угощались сами, подносили угощение Шубину. Обязательно нужно налить Шубину искренне да с благодарностью, иначе удачи не будет.
На сей раз мы приехали не столько чтоб докапывать канавы, заброшенные Западкварцсамоцветами еще в 1950-х, а с вполне конкретной целью - разобрать кварцевый лоб, возвышающийся по другую сторону реки Юськиной на берегу Липового оврага. Ибо, как писал еще в начале прошлого века Я.В.Самойлов: "Наибольшее разнообразіе формъ, по сравненію со всѣми другими мѣсторожденіями Нагольнаго кряжа, представляютъ кристаллы кварца изъ мощной жилы близъ Орѣхова, у Липоваго оврага, между Юскинымъ и Орѣховымъ оврагами. Это есть самое богатое мѣсторожденіе горнаго хрусталя по количеству блестящихъ, совершенно безцвѣтныхъ, водянопрозрачныхъ кристалловъ, непосредственно выходящихъ на дневную поверхность."
Дабы добраться от места расположения лагеря до Липового оврага необходимо форсировать две балки и собственно саму речку Юськину, причем если хоть немножко отклониться от правильного пути, то попадаешь либо в колючий акациевый подлесок, либо в густющие заросли терновника. Если собьешься и случайно выйдешь из балки не на свою гряду, а на похожую как две капли параллельную, то можно хорошо поблукать, прежде чем вернешься на путь истинный. И это не гипербола, в одну из ночей этой поездки Олег, а он любил так иногда делать, решил уйти на ночной покоп, а вернуться назад так и не смог. Он долго блукал по балкам и посадкам и в конце-концов принял мудрое решение ночевать в лесу, лишь при свете утреннего солнца он смог выйти на дорогу и уже от неё найти путь в лагерь.
Вот мы подошли в реке Юськиной, отсюда уже можно увидеть белизну кварцевой жилы
Нужно спуститься в ущелье и перейти речку. Она неглубока и в данное время небурная, но замочить ноги ой как не хочется. Леонид форсирует Юськину:
Итого: ног не намочил никто
Продравшись через терновник, налитый созревающими ягодами, мы оказываемся на месте. Возможно, кто-то помнит эти мои фото из далекого уже 2017 года. Вот за этим мы и идем.
Кварцевый лоб, конечно же на месте. Он стоял тут во времена Самойлова, будет стоять и после нас. С поверхности он оказался малость подразобранным какими-то неизвестными старателями. На месте находилась придавленная камешками газетка на которую видимо складировали добытые образцы и покореженная солнцем пластиковая двухлитровая бутыль. Газетка датирована 22 декабря 2020 года, а значит копали недавно, точно в этом 2021 году. И я почему-то очень даже уверен, что эти неизвестные (или известные?) мне копатели читают эту статью. Хочу обратиться: друзья, я рад, что у нас есть единомышленники и даже был бы рад познакомиться (если мы не знакомы), но вот убираться за собой все же нужно. Пластиковая бутылка оставленная здесь на буграх Нагольного Кряжа никак не вписывается в окружающий ландшафт.
Кое что добыто, лучше чем могло быть, хуже чем ожидалось, но и за то малое благодарность Шубину:
Пока мы покоряли вершины, Олег углублялся на противоположном берегу реки:
Пожалуй, он это сделал не зря. Его улов был помощнее. Сделаю сразу поправку для неведомых старателей, свои друзы Олег копал не на том месте, на котором его поймал фотоглаз моего телефона.
Те кто бывал там с нами помнят, что питьевая воду можно набрать прямо около трассы из небольшой кринички на берегу речки Вишневецкой. И в этот раз набирали водицу там же, когда проходящий мимо местный житель посоветовал более лучший родник расположенный в километре выше по течению, в самом селе Вишневецком. Проехав туда, мы даже не поверили своим глазам. Давно я не видел таких сел. Богатые и чистые дома, ухоженные огороды и сады, а сам берег речки облагорожен искусственными водопадами и заводями. Швейцария, однако. (Хм... кажется когда то я уже произносил такую же фразу про Швейцарию и было это здесь же на Нагольном Кряже поди 10 лет тому, тогда мы с Федей спустились в каньон речки Нагольчик и увидели озеро окруженное гористыми холмами). Вода в роднике, действительно, оказалась необычайно вкусной. Спасибо Вам, добрый человек.
Далее следует часть повествования, важная для меня, но вероятно не имеющая ажиотажного интереса среди читателей, поэтому остановлюсь очень кратко. В ходе упомянутых маршрутов я закрыл для себя абсолютно все исторические точки в пределах Нагольного Кряжа, на которых ранее не доводилось бывать. Речь идет о славнозвестном Семеновском Бугре, с которого началась серебряная лихоманка этих краев. Пройдены все шурфы и канавы месторождения - находок ноль. А уж как я его только не искал на протяжении нескольких лет. Местные жители уверенно показывали пальцами в разные направления, пытаясь объяснить где он Семенов Бугор, да только все это было не в глаз, а в бровь. А найдя его не взял ни одного образца, даже обидно как-то.
Также посещены все исторические места в районе Нагольно-Тарасовки, как то отвалы шахт Утренняя, Уральская и Вознесенская, а также соседнего Журавского месторождения -шахта Андрей и различные номерные шурфы. Все это раритеты времен Глебовских и доглебовских, немножко заново потревоженные в 30-50х годах прошлого века и вновь заброшенные, похоже, навечно. Галенит, сфалерит, тетраэдрит, пирит, халькопирит и, конечно же, кварц с доломитом. Весь улов тамошних мест имеет вид, прямо скажем, "так себе".
Хотя нет, галенит там достаточно интересный - кристаллы оного гнуты в двух плоскостях. И это достаточно типичное явление именно для Нагольно-Тарасовских месторождений.
Перепрыгивая через сюжет, переносимся в район Зоринска. Так случилось, что туда мы добрались лишь вдвоем с Олегом. Он давно грозился показать мне кальцитовую стену в одном из заброшенных карьеров. Теперь я могу показать ее вам.
Образцы взяты рекордно быстро, что неудивительно
Ну и коль кальцитовая тематика и Зоринск, то мы не удержавшись заскочили на "геликтитовые поля". Все-таки есть что-то в этих причудливых формах, каждый раз не могу удержаться
Здесь он же после знакомства с водой и зубной щеткой
А можно и так сфотографироваться:
в виду того, что закончилась упаковочная бумага сгодилась трава буйно зеленившая поле
Уже всего вышеперечисленного вполне хватило бы для обозначения успешного завершения сезона, но пора перейти и к по-настоящему интригующей находке. Такую каменную эйфорию я не испытывал давненько. Остановить нас смогли лишь "небольшие" камушки весом до 2 тонн, непонятно на чем держащиеся, свисающие над головами. Посмотрите внимательно на верхнюю часть фотографии, где висит ЭТО и на нижнюю, где серым пятнышком мелькает кепка на голове Олега. И это далеко не самый большой из свисающий непойми-как-держащихся негабаритов.
Ради чего спросите вы? Ради кварца, его родимого. Но очень непростого. Одно из месторождений Боково-Хрустальской синклинали, все та же Луганская волость. Тут сказались интуиция Олега, моё везение и неслучайная помощь одного нашего хорошего знакомого парня из местных - Николая. Скелетный (он же оконный) дымчатый кварц, диаманты, обладающие радужным эффектом иризации, содержащий включения газово-жидких углеводородов. Причем зачастую можно видеть как пузырьки газа свободно плавают в полостях с жидкостью внутри кристаллов. Как выразился Олег, их можно использовать как уровень (в смысле как ватерпас). Красная гематитовая глинка скрывала в себе сильно ожелезненные кристаллы, но под грубой ржавой коркой чувствовалась скрытая незамутненная кварцевая душа.
Олег работает по жиле, а справа от него оставленный мной разбор полости в жиле
Трудно передать насколько приятно неспеша извлекать кристаллы
Например, вот такие:
Вот результат работы лишь по одной из продушин:
Там же мне удалось вытащит и друзу скелетников, но к сожалению впоследствии она все-таки рассыпалась отдельными кристаллами и мои попытки реставрации ни к чему хорошему не привели:
А тут сразу чувствуется, что будет экстра-образец:
Вслед за этим камнем был извлечён следующий:
Как оказалось это две части некогда единого кристалла, разорванного тектоникой и каждая часть попыталась начать регенерировать. В итоге сей образец я назвал Африка-Америка, ибо они похожи очертаниями на континенты (особенно Африка) и как указанные континенты некогда были разорваны тектоникой, оставив сходную береговую линию
В "железной рубашке" камни выглядели примерно так:
Без оной:
В результате, часть камней были полностью очищены от налета окислов, в то время как другие остались как есть ради сохранения иризации.
Особо эффектны казалось бы обычные кристаллы, типа такого:
Обратная сторона которых переливает иризирующими бликами
Интересна форма кристаллов, сумевших в условиях стесненного роста достичь довольно крупный размеров. Если мелкие кристаллики - прозрачные диаманты, средние - типичные скелетные "оконники", то крупные приобретают форму "снежинок". Расти могут лишь вширь, сверху и снизу они сильно зажаты и растут весьма быстро. Все это влечет за собой особенности морфологии кристаллов. Грани ромбоэдра "пожирают" грани призмы, иногда до полного их исчезновения. К сожалению, все крупные образцы весьма хрупки и собрать из обломков и осколков целый пазл задача не из легких. Относительно удачно вышло лишь два кристалла. Один у меня:
А второй, гораздо более нарядный, умело собрал Олег
Он же для масштабе в руке. Мой образец точно такого же размера.
За сим предлагаю погрузиться во внутренний мир камня. Здесь пузыри забавно перекатываются внутри полости с жидостью внутри камня. Увеличение бинокуляра 2х14.
На многих образцах "эффект уровня" заметен даже не вооруженным глазом.
Куда же без включений в виде отрицательных форм кристалла квара? Обожаю такие штучки.
Я надеюсь, все заметили что иризация есть внутри камня. Удивительная штука. Еще раз пересмотрев фото вверху вы также поймете, что мы, по видимому, сталкиваемся с двумя различными явлениями. Первая иризация - радужная пленка связанная с покрытием гидроокислами железа и живет она исключительно на поверхности камня, ее легко можно уничтожить кислотой или даже счистить металлической щеткой. А вот вторая, пока назову ее эффектом "полярного сияния" идет изнутри. По-видимому, природа этой штуки связана с обильными включениями углеводородов. Несколько фото таких "сияний" под бинокуляром:
И чтоб уж совсем закончить тему включений, столь любимую некоторой категорией собирателей, достойно отметить, что кристаллики кварца с полиметаллических проявлений Нижне-Нагольничанских и Нагольно-Тарасовских изобилуют включениями галенита. Я уже упаковал все сборы оттуда и затащил на чердак, но под рукой оказался образчик из Бобриково с абсолютно аналогичными включениями галенита в хрустале. И выглядит это вот так:
Что еще хотелось бы добавить по этой поездке. Я, наконец-то, разжился образчиком антимонита из Есауловского месторождения, выменяв его у Леонида на желаемый им реальгар, привезенный мной из поездки по Алтаю (забавно обменять сульфид мышьяка на сульфид сродственной ему сурьмы).
На досуге ломаю голову как он там вообще образовался в условиях когда сурьма и свинец во флюидах давали сульфосоли (в случае Есауловки буланжерит и бурнонит), когда сурьмы не хватало, то явно преобладающий свинец уходил в галенит. Откуда взялся сульфид сурьмы?
За сим позвольте остановиться и искренне поблагодарить всех дочитавших до конца.
p.s. Так на позитивной ноте была окончена первая редакция этой статьи в октябре 2021г. С тех пор прошло чуть более года. На самом деле это не одна поезда, а компиляция трех, первая из которых прошла с 21 по 25 августа, вторая с 11 по 13 сентября и третья 2 октября 2022. В каждой поездке мы были с Олегом Крисаком. В первой на участке маршрута к нам присоединялся Николай и Леонид из Красного Луча, во второй с нами беспрерывно пытал каменную удачу Виктор.
Увы, тогда я не мог знать, что поездка 2 октября в который мы с Олегом были вдвоём будет последней. Покойся с миром, мой дорогой друг и товарищ.
октябрь 2021
Редакция январь 2023