Параллельно с работой над фильмом "Ноль за поведение" Жан Виго обдумывает идеи будущих кинолент. Ему хочется снять историю человека, живущего в доме, мимо которого проходит метро. И этот странный человек в выходные дни садится на поезд, чтобы проехать мимо своего дома и заглянуть в окна своей квартиры. Замечательный замысел!
Также Виго пишет режиссёрский сценарий фильма о цирковом клоуне.
Есть и другие проекты, однако после запрета «Ноля за поведение» фирма «Гомон» не желает сотрудничать с Виго. И вновь помог продюсер Нунец, который в целом одобрил фильм и поддержал Виго. Жак-Луи Нунец предлагает Виго сценарий малоизвестного писателя Жана Гине под названием «Аталанта». История не отличается оригинальностью: она о любовном разочаровании. Главные герои — капитан самоходной баржи и его молодая жена, а второстепенные — помощник капитана и юнга. История завершается формальным примирением молодожёнов, однако былого счастья не вернуть.
Жану Виго было крайне важно снять следующий фильм, но сценарий ему не слишком понравился. Виго показалось, что главная идея сценария — прямолинейное противопоставление жизни речной и сухопутной. Образы героев тоже не вполне устроили режиссёра. Капитан судна слишком демонстративно ненавидел сушу. Его молодая супруга казалось слишком ветреной, а в финале истории выглядела жалкой. Юнга был порочен, он подсматривал за молодожёнами. Что же касается помощника капитана по имени папаша Жюль, то он был предсказуем и выглядел эдаким доморощенным философом из народа.
К радости Жана Виго автор сценария оказался человеком покладистым. Он не утверждал, что его история идеальна и был готов к переделкам. Таким образом, режиссёр принял сценарий, как исходную точку творческих поисков, которые привели к созданию шедевра.
Виго сохранил всю съёмочную группу, работавшую над предыдущим фильмом, и пополнил её отличным художником-декоратором и опытным монтажёром.
В фильме снялись два известных актёра, которых подыскал продюсер. Дита Парло прославилась участием в немых немецких фильмах. А Мишеля Симона, пожалуй, в то время уже можно было назвать звездой. Когда кто-то из коллег выразил удивление, что он согласился играть в полнометражной картине фактически дебютанта, Симон ответил, что ему понравился режиссёр — молодой и неуступчивый человек, которого не сломили атаки цензоров. Кстати, согласие на съёмки Мишеля Симона убедило чиновников фирмы «Гомон» в том, что картина может быть запущена в производство. На другие две роли Виго пригласил своих друзей.
«Аталанта» — шедевр такого масштаба, что влияние его будет значительно ещё в течение долгого времени. Картина является предтечей поэтического направления, главного во французском кино 30-х годов. Чудесно живописно-пластическое решение этого фильма. «Аталанта» — произведение кристальной чистоты, поэма любви, созданная из бытовых строф, из строчек повседневного трудного быта героев ленты, которые стали поэтическим высказыванием, благодаря режиссёрской нежности и доброте.
Джим Джармуш и Юрий Норштейн назвали «Аталанту» своим самым любимым фильмом, а Эмир Кустурица сказал про него так: «Я считаю, что этот фильм Жана Виго полностью изменил мои взгляды на кино. Поэзия делает кино. Если вы хотите делать кино, вы должны быть поэтом, если вы не поэт, фильмы будут просто обычным отражением … Я по-прежнему убежден, что в "Аталанте" вы найдете идеальный баланс между диалогом и действием».
«Если у кинематографа есть душа, она живет в «Аталанте» Жана Виго». Это слова великого реформатора киноискусства Жан-Люка Годара.