Найти тему
Наталья Баева

"Я рад, что родился не раньше, не позже,

А именно в эти года!"

Строчки - эпиграф к жизни Михаила Светлова.

Никто не рассказал бы о себе короче и выразительнее, чем он сам в "автобиографии":

"Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году, 17 июля. Отец - буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал десять знакомых евреев и создавал "акционерное общество". Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно. Разница между расходом и приходом шла на моё образование.

Учился в высше - начальном училище.

В комсомоле работаю с 1919 года. Сейчас - студент 1-го МГУ. Стихи пишу с 1917 года".

Иными словами - поэт с четырнадцати лет, красноармеец - с шестнадцати. Самые первые стихи опубликовал в Екатеринославской газете "Голос солдата" под родной фамилией Шейнкман, но уже в 1919 году взял псевдоним.

-2

Положи такую "автобиографию" рядом с любым стихотворением Светлова - и никаких сомнений в цельности натуры, единстве жизни и стихов.

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом.

Мы с тобою шлялись долго,

Бились дружно, жили наспех.

Отвоёвывали Волгу,

Лавой двигались на Каспий...

После войны - Москва, Университет, литературная работа... Благополучная судьба? Но интересно, что именно в эти годы на поэта заведено дело в НКВД - "левый уклон". Троцкист настоящий, который даже не трудится это скрывать - организует концерты, поэтические вечера, гастроли по всей Украине - и все средства отдаёт в помощь семьям арестованных!

Впрочем, помощь, и даже организацию "Красного креста" оппозиционной деятельностью не сочли.

А успех поэтических вечеров был невероятный! И только одно стихотворение автор не хотел читать - "Гренаду". Знал, что потребуют, вызовут на "Бис"... и так не хотелось становиться "автором одного стихотворения"!

Но что поделаешь - именно "Гренада" стала манифестом целого поколения. И не одного поколения. Не менее двадцати композиторов написали к ней мелодии, "Гренада" звучала на пятнадцати языках!

(Трудно выбрать самое лучшее исполнение. Предложу два, очень разных - но равно прекрасных:

Но ведь это - далеко не единственная его песня. "Юный барабанщик", например, воспринималась как народная - а ведь это тоже Светлов:

Мы шли под грохот канонады,

Мы смерти смотрели в лицо,

Вперед продвигались отряды

Спартаковцев, смелых бойцов.

Средь нас был юный барабанщик.

В атаках он шел впереди

С веселым другом-барабаном,

С огнем большевистским в груди...

-3

Безудержная романтика сменилась мудростью уже к тридцати годам - и недоброжелатели заговорили о кризисе, едва ли не о конце Светлова как поэта. А это было "всего лишь" взросление. Нежелание прикидываться прежним восторженным юнцом.

"Время нынче такое: человек не на месте,

И земля уж, как видно, не та под ногами.

Люди с богом когда-то работали вместе,

А потом отказались: мол, справимся сами...

Дорогая старушка! Побеседовать не с кем вам.

Как поэт, вы от массы прохожих оторваны…

Это очень опасно - в полдень по Невскому

Путешествие с правой на левую сторону…

Товарищ! Певец наступлений и пушек,

Ваятель красный человеческих статуй,

Простите меня! - я жалею старушек,

Но это - единственный мой недостаток."

Почему, собственно, он - коммунист до мозга костей, - так и не получил партбилета? Остался беспартийным? Обычно "в тени" оставались те, кто не согласен с целями или методами партии, "правые", но Светлов оказался для партии слишком "левым"! Противник всякой бюрократии, он и организацию творческого союза не приветствовал, и в частных разговорах совершенно откровенно говорил о том, что партийная верхушка превращается в касту, оторванную от народа. А это опасно. Это - в лучшем случае будущий раскол, в худшем - медленное разложение. Гибель прекрасной идеи.

"Стала слава повальной

И храбрость банальной,

Но никто не додумался

С мельницей драться, -

Это было бы очень

Оригинально!

Я безумно труслив,

Но в спокойное время

Почему бы не выйти

В тяжёлых доспехах?"

Это был уже совсем другой Светлов - колкий и ироничный. Ушла романтика? Нет, просто появился отстранённый, "взрослый" взгляд. На всё. В том числе и на собственную юность.

-4

Но вот что осталось неизменным - равнодушие к быту, удивлявшее всех, кто его знал. В квартире кровать, стол, холодильник... и это почти всё. Одному из друзей пришло в голову заглянуть в холодильник - а в нём только... футляр для очков.

- Миша, а что у тебя очёчница в холодильнике делает?

- Ах, вот она где?! А я-то обыскался!

К этому времени Михаил Аркадьевич уже был солидным преподавателем Литературного института.

Тесно стало поэту в рамках поэзии, несколько пьес дали повод говорить о "театре Светлова". На сцене - невыдуманные ситуации, подлинные происшествия, живые характеры. Пьеса "Глубокая провинция" - о становлении колхоза, исполнена доброго юмора, а "Сказка", о буднях золотоискателей, настоящего драматизма.

Критика приняла эти постановки с оговорками, а публика - очень хорошо. Но настоящим событием для автора и для театра стала вещь во многом автобиографическая - "Двадцать лет спустя".

Песнею, поэмою, трибуною,

Ничего от близких не тая,

Повторись опять, моя сумбурная,

Юность комсомольская моя!

На сцене - Екатеринослав 1919 года. Прифронтовой город. Комсомольская ячейка - всего семь человек, пятеро мальчишек да две девчонки. Они, конечно, считают себя настоящими бойцами, но старшие товарищи ещё так не считают. И при отступлении оставляют ребят в городе. В качестве подпольной организации.

Они такие разные - эти Сашка, Коля, Ваня... И даже близнецы Костя и Вася с их смешными прозвищами - "Налево" и "Направо". Но в числе первых зрителей была Александра Бруштейн, и она сразу сказала: "Светлов подарил частичку себя каждому!" Верно, каждому. Но Костя-Налево - это буквальный автопортрет юного Светлова! Он - поэт, он уверяет, что сочинял "всю жизнь", он может буквально говорить стихами:

"Под пули, под грохот орудий,

Под свист нескончаемых вьюг

Семнадцатилетние люди

Выходят из дряхлых лачуг.

Сраженьями юность гремела,

И я обращаюсь к стране:

«Выдай оружие смелым,

И в первую очередь — мне!»

Пафосно? А как ещё может писать начинающий поэт? Но на предположение, что "может, скоро кино научится говорить?", он резонно отвечает: "Коммунизм, конечно, будет, но... чтоб кино заговорило? Мы же всё-таки реалисты".

Добрая "закадровая" улыбка повзрослевшего автора. Михаил Аркадьевич не боится подчеркнуть, что далеко не всё человечество делится на своих и врагов. Вот обыватели выглядывают в окно - кто входит в город, какой флаг вывесить? В сундуке их шесть - на все случаи жизни! Вот барышни, далёкие от всякой политики, пытаются познакомиться с поэтом - просят посвятить им стихи.

И настоящая находка - Берта Кузьминична, зав. общежитием. Была графской экономкой, а господа удрали в Париж. О ней забыли. Прямо-таки "Фирса забыли". Но теперь в графском доме живут комсомольцы, и с каким же удивлением она присматривается к молодой поросли! Мечтают о всеобщем счастье, готовы за него сражаться... А разве счастье может быть всеобщим? Счастье - это замуж! У неё вот не получилось - графский сын так и не позвал... Что же произошло, если в финале она кричит белому офицеру: "Это - мои дети! Мои! Дети!"

Почему же название пьесы позаимствовано у "Дюма-папы"? Сашка, в восторге от "Мушкетёров", предлагает поставить спектакль. Своими силами. Остальные охотно поддержали - это же идеальная явка, всегда можно сказать, что собрались на репетицию!

-5

Шумит над нами время боевое,

Прифронтовою линией летя…

Мы будем жить легендой молодою

И через год, и двадцать лет спустя!

О прошлых днях, о первом наступленье,

О тех, кто шел в передовом ряду,

Споет о нас другое поколенье,

Споют о нас в сороковом году.

И молодежь подхватит песню эту,

И пронесет через года побед,

И передаст ее, как эстафету,

Далеким дням шестидесятых лет!

Фильм по пьесе снят в 1965 году. Прекрасный.

После театральной премьеры, на встрече со зрителями, кто-то сказал: "Михаил Аркадьевич, как пригодится ваш опыт новому поколению!" И многие заметили, что Светлов даже побледнел:

- Не дай бог, чтобы он пригодился!

Премьера состоялась в начале 1941 года.

И "Каховка" к тому времени стала песней:

"Мы - мирные люди, но наш бронепоезд

Стоит на запасном пути".

Для армии товарищ Светлов уже не годился - зрение падало катастрофически. Но - добился. Спецкором "Красной звезды".

-6

В штабе фронта корреспондентам показали перехват гитлеровского радио:

«Немецкие войска проникли в Ленинград!».

– Передачу ведет барон Мюнхгаузен, – добавил Светлов.

Его шутки пересказывали как анекдоты. И даже на вопрос за что получил орден Красной Звезды Светлов как-то ответил шуткой: "Нечаянно взял в плен четверых фрицев". Нечаянно!

"Итак, я лечу на артиллерийском снаряде... ладно, потом довру", - это обычная тональность его писем с фронта.

А стихотворение "Итальянец", одно из лучших, Михаил Аркадьевич написал, увидев убитого врага. Итальянца. Красив даже мёртвый. Но...

Я стреляю - и нет справедливости,

Справедливее пули моей!

Агитки? Нет. Гражданская лирика. Давным - давно Маяковский сказал ему: "Не умеете писать агитки - не пишите. Я умею. Я пишу".

Рассказ про майора Светлова здесь:

Послевоенный Светлов - это театр. И кино. Озорная пьеса "Любовь к трём апельсинам", полусказочная - "Бранденбургские ворота"...

-7

И книга "Стихи последних лет", удостоенная Ленинской премии.

Горизонт отходит. Я за ним.

Вон он за горой, a вот - за морем.

Ладно, ладно, мы еще поспорим!

Я в погоне этой не устану,

Мне здоровья своего не жаль,

Будь я проклят, если не достану

Эту убегающую даль!

Все деревья заберу оттуда,

Где живет не пойманное чудо,

Всех зверей мгновенно приручу...

Это будет, если я хочу!

-8

И вдруг...

Не зовут меня больше в драку,

Я в запасе, я - просто так,

Будто пальцы идут в атаку,

Не собравшиеся в кулак.

Тяжело мне в спокойном кресле.

Старость, вспомнить мне помоги,

Неужели они воскресли,

Уничтоженные враги?

Неужели их сила тупая

Уничтожит мой светлый край?

Я-то, ладно, я засыпаю,

Ты, страна моя, не засыпай!

-9