Народного артиста России Евгения Герчакова можно отнести к той категории актеров, которых с чьей-то легкой руки называют «королями эпизодов». Представьте, насколько ярко и талантливо надо сыграть, чтобы зрители из двухчасовой ленты запомнили фрагмент, продолжительностью 10-15 секунд. В комедии «Ширли – Мырли» у Евгения Аркадьевича два эпизодические роли – одноглазый дирижер и арфистка. Да, роль женщины сыграл он. Немногие знают, что в активе у Герчакова есть приз за «Лучшую женскую роль» (фильм «Стару-Ха-армса).
Прошедшим летом мы общались с Евгением Аркадьевичем во время гастролей «Северного десанта» по Сибири. Историй, рассказанных актером, хватило бы на десяток публикаций.
-- Евгений Аркадьевич, жители глубинки, к сожалению, мало знают ваши театральные работы, и нередко воспринимают вас по эпизодическим ролям. Вас, как Народного артиста это не обижает?
-- Отвечу не анекдотом, а реальной историей. Лет пять назад я прилетел в Тбилиси, где в Государственном академическом русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова был запланирован сольный концерт. А ехали мы компанией, в которой среди прочих был Борис Грачевский и один очень известный писатель. Его спрашивают: «Вы давно были в Абхазии?» Писатель вопросом на вопрос: «А где это?» Его тормозят: «Пройдите, пожалуйста, в комнату, а паспорт побудет пока у меня». И Грачевского ловят ровно на том же самом, и препровождают в комнату. В итоге обоих в Тбилиси не пустили. И я незадолго до этого побывал в Абхазии. Думаю, ну всё, накрылся мой сольник. Девушка – пограничник берет паспорт, смотрит на меня, потом на паспорт, на меня, на паспорт и выдаёт: «Ширли –мырли, проходи!» Кстати, повязку на глаза директору оркестра придумал я, и все запомнили. Но это еще не всё.
У Владимира Меньшова я выпросил крохотную роль арфистки. Меня загримировали, я выхожу, сажусь возле этого чудесного инструмента, дотрагиваюсь до струн и вдруг слышу: «Из какой филармонии эта ..у..а?» Всё, я победил! У меня в активе три женских роли, и приз «За лучшую женскую роль» в фильме «Стару-ха- рмса». Кстати, меня и Алексей Герман не узнал. Набирая актеров для фильма «Трудно быть Богом», он пригласил, я приехал. Герман поздоровался, помолчал, а потом неожиданно спрашивает: «Как к вам обращаться, Евгений Аркадьевич?», -- «Что Вы, можно просто Евгений». И он тут же: «Женька, понимаешь, ты ведь у меня никогда не снимался, правда, ведь? Я не хожу в театр, мне просто понравилась твоя морда!» А накануне мне присвоили звание, между прочим, звание Народного артиста России. Я выдержал паузу: «А мне – ваша!» Он: «Проб делать не будем, не надо!»
- У вас очень яркие роли, начиная с Барана.
--Да, с этой роли в фильме «Мама» началась моя карьера. Помню, звоню домой.
«Мама, мне дают роль!» - «Женя, это здорово! А что за фильм?» - «Мама, это музыкальная сказка.» - «Чудесно, Женечка, ведь ты еще поёшь! А кто там играет?» -- «Боярский играет волка, Гурченко козу…» -- «На козла не соглашайся!» - «Мама, мне предлагают роль Барана..» -- « Это меняет дело!»
Кстати, во время съемок мы жили в номере вместе с Савелием Крамаровым. Однажды я ему говорю: «Знаешь, мечтаю сыграть драматическую роль». Он помолчал, а потом: «Женя, я много лет мечтал сыграть Гамлета. Но ты можешь представить меня, произносящего со сцены «Быть или не быть..» Вот и ты начал с Барана, бараном и помрешь».
Перед эмиграцией Савелий Крамаров сказал Евгению Герчакову : «Уеду, придурков будешь играть ты». Но помимо комедийных ролей Евгений Аркадьевич сыграл Сальвадора Дали, Короля Лира, Зигмунда Фрейда, Парфюмера.
--Как-то судьба свела меня с татарским обществом, вероятно там думали, что я татарин. Хотя у меня течет четыре крови, и все еврейские. Так вот, один говорит: «Евгений Александрович, мы хотели бы прийти к вам на спектакль, как это сделать?» Поясняю: «Подойдете к администратору и возьмете на мою фамилию два билета, а после спектакля встретимся у служебного входа». Договорились. В тот вечер я играл короля Лира. После спектакля иду к служебному входу. Звонок. «Евгений Александрович, вы где? Мы у служебного входа.» И я у служебного входа, но вас не вижу». И тут он выдает: «Евгений Александрович, как вы сыграли дядю Ваню, как вы сыграли!» Потом выяснилось, что они зашли в первый театр, который попался на пути, это был филиал Малого театра и взяли два билета на мое имя.