Продолжим разбирать с вами гардеробные стремления Люсьена де Рюбампре. В прошлый раз (здесь) мы обсуждали, как героя понял, что его костюм никуда не годится в Париже. Нужны другие сорочки, жилеты, фраки, сюртуки... А ведь это не менее важной была и нижняя часть костюма.
Вплоть до 1830-х у мужчин был выбор, что именно надеть. Например, короткие, до колена, облегающие штаны, которые называли "кюлотами" (а в Англии - "бриджами"). Их носили на протяжении без малого два века, они были отличительной чертой аристократического костюма вплоть до Великой Французской революции! А вот тогда они стали признаком ненавистного многим «старого режима». «Санкюлотами», «без кюлот» – так называли революционеров из нижних слоёв общества, которые носили длинные штаны.
Но в начале XIX века короткие кюлоты продолжали носить или в качестве одежды для верховой езды (их удобно было надевать с высокими сапогами), или же как самый парадный вариант, бальный или официально-торжественный.
Ещё к услугам мужчин были панталоны. Не следует представлять себе панталончики, дамское нижнее бельё – это были брюки, правда, очень плотно облегающие ноги, и вплоть до конца 1810-х относительно короткие – заканчивались они ниже колена, но выше щиколотки. Затем удлинились. Когда Люсьен начнёт своё модное преображение, в них он явится на бал: «Согласно моде того времени, по милости которой старинные короткие бальные панталоны были заменены безобразными современными брюками, Люсьен явился в чёрных панталонах в обтяжку. В ту пору мужчины ещё подчеркивали свои формы, к великому огорчению людей тощих и дурного сложения, а Люсьен был сложен, как Аполлон. Ажурные серые шёлковые чулки, бальные туфли, черный атласный жилет, галстук – всё было безупречно и точно бы отлито на нём».
Да, мужскую фигуру и кюлоты/бриджи, и панталоны демонстрировали отлично. Недаром в романе они однажды названы «смерть женщинам»! Ниже пояса тело было обтянуто и поневоле демонстрировало все изгибы – счастлив был тот, кто, подобно Люсьену, мог своего тела не стесняться! Остальные же, надо полагать, почувствовали облегчение, когда в 1830-х собственно брюки, куда более практичные, не такие узкие и уже весьма похожие на современные, окончательно вытеснили панталоны.
Однако, несмотря на великолепную фигуру, и с панталонами у Люсьена хватало хлопот: «Наконец нанковые панталоны он встречал только на простолюдинах. Люди приличные носили панталоны из восхитительной ткани, полосатые или безупречно белые». Нанка была хлопчатобумажной тканью, название которой происходит от китайского города Нанкина. В описываемое время она была желтоватой. Если учесть, что цвет нижней части костюма должен был быть, как правило, светлее верхней, то плотная, довольно грубая, и, заметим, очень дешёвая нанка была, несомненно, весьма практичной. Но это ли нужно тому, кто стремится выглядеть безупречно? Конечно, нет.
Заметим, были и другие тонкости. Когда панталоны удлинились до щиколотки, то по бокам у них появились маленькие разрезы, а иногда добавляли и штрипки, пропущенные под подошвой обуви – это не позволяло им задираться. Увы, Люсьен страдает: «Притом панталоны у всех были со штрипками, а у него края панталон топорщились, не желая прикасаться к каблукам сапог».
Ну вот просто всё, всё не так! Вы думаете, этим его "модные страдания ограничились"? А вот нет! Так что продолжение следует.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!