О главных достижениях уходящего года в области психологии и о том, какие открытия ждут эту науку в ближайшем будущем, мы поговорили с известным российским учёным, доктором психологических наук, профессором Еленой Сергиенко.
Как помогает внутренний ресурс
В этом году появилось много научных публикаций, которые обобщили исследования о травматическом стрессе во время пандемии: о том, как люди справлялись с ним и какие факторы помогали им сохранять психическое и физическое здоровье. Ведь изоляция и опасность заражения стали большим испытанием для нас, особенно для пожилых людей, которые находятся в группе риска.
Исследования показали, что в борьбе со стрессом главную роль сыграли субъективные внутренние ресурсы каждого человека. Они оказались важнее тех факторов, которые использовало общество, — например, финансовой поддержки населения. Что это за ресурсы? Во-первых, социальная поддержка близких людей и друзей. Во-вторых, способность не терять оптимизм и надежду на лучшее. Доказано, что оптимисты в этой ситуации справлялись значительно лучше пессимистов. То же можно сказать и о людях с развитым эмоциональным интеллектом, которые умеют управлять своими эмоциями, читать эмоции собеседников и учитывать их в собственном эмоциональном поведении. И в-третьих, очень важным фактором оказалась способность самостоятельно организовывать жизнь: заниматься своими увлечениями, хобби, продолжать работать. Увлечённость собственной деятельностью обеспечивала личностный рост людей, находившихся в сложной и весьма экзотической ситуации социального ограничения.
О посттравматическом стрессе
Сейчас у нас стресс от предыдущих событий накладывается на новый. И эти посттравматические состояния прошлого будут аккумулироваться с травматическими и посттравматическими состояниями настоящего времени. Это огромная проблема, которая охватывает множество людей независимо от того, где они живут. Сейчас психологи работают над очень важным исследованием, которое будет опубликовано в ближайшем будущем. Оно касается посттравматического стресса, вызванного пандемией. То есть когда прямой угрозы уже нет, но люди всё равно испытывают последствия пережитого стресса. Это проявляется в снижении аппетита, депрессивном состоянии, чувстве повышенной тревожности, нарушении сна, подавленном настроении и отсутствии мотивации что-либо делать. Постстрессовый синдром опасен тем, что сильно влияет и на физическое здоровье. Проявляются соматические заболевания, которые серьёзно снижают качество жизни.
Что мы узнали о младенцах?
Появились очень интересные работы, которые переворачивают наши представления о том, кто такие младенцы. Традиционно считается, что они маленькие и беспомощные. Что у них неразвиты такие сложные психические функции, как абстрагирование, а понимание коммуникации близких людей появляется в более позднем возрасте и развивается под влиянием среды. Отмечу несколько новых научных исследований, которые меняют эту точку зрения. Они важны и для психологии, и для дальнейших перспектив — поиска ранних механизмов, которые обеспечивают способности к речи, социальному познанию, регуляции поведения.
Понимание рассогласования психических состояний
В научном мире давно идут споры о развитии такого механизма, как социальное познание — западная психология называет его theory of mind, или теория разума. Это познание социального мира, и оно сложнее понятия мира физического. Оно связано с тем, что дети начинают отличать своё психическое состояние от психического состояния других людей. Например: «Я радуюсь, но это не означает, что мама в это время радуется тоже. Сейчас мама огорчена». Разница между этими состояниями вызывает у ребёнка понимание рассогласования его радости и маминого огорчения. Долгое время считалось, что эта способность появляется у детей довольно поздно — в 4–5 лет. Но современная наука показывает, что она формируется гораздо раньше.
Способность «чтения» психического состояния
Американские учёные проводили исследования и открыли у детей 1–1,5 лет и животных потрясающую способность «чтения» психического состояния и понимания разницы между собственными и чужими желаниями. Ранее было известно, что такой способностью обладают обезьяны. А теперь выяснилось, что она есть и у соек — казалось бы, таких простых и не очень умных птиц. Самец сойки приносит в гнездо личинки, которые предпочитает его партнёрша, а не те, которые любит он сам. Это похоже на альтруизм, но базируется на психологической способности различать желания.
Понимание неверных мнений
Выдающаяся исследовательница Иллинойского университета Рене Байаржон доказала, что дети 1–1,5 лет обладают пониманием неверных мнений. Что это значит? Представим такую ситуацию: ребёнку дают коробку и говорят, что она с карандашами. Спрашивают: «Как ты думаешь, что в ней?» Ребёнок отвечает: «Карандаши». Затем он открывает крышку, а там лежат заколки. На вопрос: «Как ты думаешь, если мы спросим твоего друга Петю, что в этой коробке, что он ответит?» —дети до четырёх лет отвечают, что заколки. А дети постарше говорят, что карандаши. То есть ребёнок понимает, что он не может так просто передать своё знание о реальном положении вещей другому человеку.
Всегда считалось, что такое понимание неверного мнения формируется в более позднем возрасте. Новые исследования и эксперименты показывают, что эта способность появляется у детей ещё до речевого развития — в 1,5 года. Это вызвало огромный резонанс в мире науки. Сегодня организована международная группа, которая проверяет эти результаты по единой процедуре. Почему это важно? Если результаты исследования подтвердятся, то мы сможем говорить о существовании интуитивной, неосознанной способности считывать психические состояния, которая развивается до речи, а не с помощью неё. Эта ситуация показывает, что, когда речь идёт о столь значимых открытиях, наука — несмотря на все разногласия и споры — может сосредоточиться вокруг одного предмета, сделать его центром важных теоретических, а потом уже практических достижений.
Когда формируется привязанность
В новом свете рассматривается такой феномен, как привязанность. Она формируется рано, и от неё зависит многое в жизни человека: уверенность в себе и в том, что ты защищён, важен и нужен, а также способность заводить друзей и близких. Были проведены исследования, которые показали, что дети уже в 7–8 месяцев начинают разделять социум не просто на разные объекты, а отличают «своих» от «чужих». Они выделяют тот ближний социум, который обеспечивает им защиту и комфорт.
Кроме того, дети понимают, что с родными, в отличие от других людей, можно делиться такими интимными вещами, как слюна. Проводили эксперименты, в которых малыш пил сок, а затем ему предлагали передать стаканчик своей сестре или какому-то другому ребёнку. Младенцы предпочитали обмениваться слюной только с ближайшими родственниками. Это такой простой интуитивный механизм, который обеспечивает понимание, что ты находишься в тесной и защищённой социальной группе, что самое ближнее окружение — это твои родные. И этот механизм постепенно развивается, дополняется другими.
Как происходит усвоение речевого потока
Раньше в психологии считалось, что дети усваивают речь от взрослых. Но с помощью каких механизмов это происходит, долгое время оставалось непонятным. Поэтому важно отметить исследование Newborn brain is sensitive to communication function of language, опубликованное в журнале Nature. Оно было проведено с применением инфракрасной спектрографии мозга новорождённых. Крохам давали послушать речевые и коммуникативные звуки, которые используются для обмена информацией между людьми. И было зафиксировано, что мозг младенцев отличает типы сигналов коммуникаций — причём это происходит в зоне Брока, которая отвечает за речь. Интересно, что эта зона в левом полушарии головного мозга ещё не сформирована у новорождённых, но в ней впервые зафиксировали повышенную активность в ответ на коммуникативные воздействия.
Абстрактность и младенцы
Появление абстрактных обобщений — важный аспект познания мира: как социального, так и физического. Абстрактность — это отнесение частных примеров к какой-то более общей категории. Ранее считалось, что она появляется ближе к подростковому возрасту. Проведено новое исследование, в котором участвовали мамы и дети. Учёные записали и проанализировали их диалоги, провели сложный анализ абстрактных и конкретных категорий, которые употреблялись в их игре. Оказалось, что абстрактность появляется на втором году жизни ребёнка. То есть маленькие дети тоже способны понимать абстрактные слова и выражения. А ещё в этом исследовании есть ссылки на русских учёных, в частности на Александра Лурию, что очень радует.
Светлые и тёмные стороны эмоционального интеллекта
Говоря об эмоциональном интеллекте в современном ключе, важно отметить, что у него есть светлые и тёмные стороны. К светлой относится способность управлять своими эмоциями и понимать эмоции других. А тёмная сторона — это способность считывать эмоциональные состояния других людей и использовать их для собственной выгоды. Этот аспект соединяет эмоциональный интеллект и макиавеллизм (способность к манипуляциям). Сравните две ситуации: в одном случае вы влияете на мнение других людей, чтобы собрать деньги в пользу детей-сирот. В другом — манипулируете мнениями других для реализации собственных целей. Если первое — это хорошо, то второе уже плохо. То есть исследования перешли в ту плоскость, где изучается, каким образом люди с высоким эмоциональным интеллектом имеют не только преимущества, но и недостатки.
Мы с коллегами, отечественными психологами, далеко продвинулись в изучении эмоционального интеллекта. Несколько лет назад мы создали российский задачный тест на его оценку. В отличие от опросников такой тест обладает гораздо большей точностью. А прямо сейчас мы выпускаем тест на эмоциональный интеллект для подростков от 10 до 17 лет — он находится на финальной стадии реализации. Составление подобных тестов — длительная и кропотливая работа, с которой мы успешно справились.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал — там больше интересного.