Была ранняя весна 1990 года. Я учился в горах, в десятом классе. Приехал на мартовские каникулы в Махачкалу, жил на время у брата в общежитии ДГУ, что на улице Агасиева. Он учился на филологическом факультете ДГУ тогда. Был ветреный день ранней весны, на улице слякоть, холод. Когда я подошел к будочке вахтерши, тетя Надя кричала и бежала за двумя молодыми людьми, которые зашли в общежитие без ее разрешения. Я тут же воспользовался моментом, забежал в коридор и быстро поднялся по лестнице верх к брату.
В комнате сидели двое молодых людей, которые только что убежали от тети Нади. Я поздоровался. Сухощавый молодой человек с черными кудряшками встал на встречу:
- Ты же Магомед?
- Да...
- Я Шамиль... Тут такое дело, у Абдула есть кинжал, такой, настоящий, унцукульский кинжал... бывает же там... с конкретными рисунками такими, ценная вещь, короче, надо его сбагрить и пойдет нормально бизнес - говорит он, будто мы давно ждали эту встречу и я должен быть в курсе всего этого. Вижу некую странность в его поведении. Я пока ничего не понимаю из разговора. Что за Абдул, что за кинжал, чей Шамиль он, ноль представления у меня о нем и его разговоре.
- Щас у нас там в Белоканах, в Кабахочоле только бизнесмены нормально живут - продолжает он.
-У каждого кто в бизнесе кожаки такие, монтаны, саламандры, бабки куры не клюют... нормально живут пацаны. Щас нет смысла по библиотекам бегать, глупо это. На хрен нам этот долбанный пед нужен был, я не знаю. Чтобы пахан не ворчал надо диплом взять, дальше там посмотрим... - Абдул, где это кинжал?
- У Ахмеда... а чё?
- Ахмед который, балаханинский?
- Да...
- Да ну на хрен... Ты чё, лее!!! Надо щас же проскочить... Это къачагъ сбагрит его или на травку поменяет. Кранты тогда нашему бизнесу. Надо один оборот сделать и закрыть сессию, дальше нормально будет, давай по быстрее - говорит Кучерявый. Потом остановился посреди комнаты и посмотрел на меня.
- Мага, тут хавчика нет у вас?
- Что?..
- Ну... чё нибудь похавать... У нас с Абдулом такие голяки, уже неделя без копейки... Щас с кинжалом чё-нибудь замутим, норм будет...
Я смотрел на странных гостей и молчал. Многие слова мне не были понятны. Например, слово "бизнес" я ранее не слышал и никаких ассоциаций это слово не вызывало. "Голяки" как я сперва понял это должно быть монеты, тогда что-то не совпадало, тут он говорит "без копейки". Голяки и без копейки. Что за "бабки", почему их должны клевать куры? Из разговора чувака я одно понял, что они хотят кушать. Я в комнате тоже гость, думаю предложу им чуть толокна и сушенного мяса, что на балконе в мешке. Пока я в голове прокручивал непонятные мне слова, гости поняли, что не дождутся от меня хавчика и покинули комнату. Уходя Кучерявый поднял руку, мол увидимся еще.
Пришел брат. Рассказал, что были вот такие люди, что говорили кучу мне непонятных слов и о каком-то кинжале. Он усмехнулся слегка:
- Шамиль наверное был... Большой фантазер... Неглупый он парень, он твой ровесник, в школу на один год раньше пошел. Он во многих вопросах разбирается, а ты толком его и не понимаешь еще...
- Я же как он в городе не учился и не жил, узнаю наверное и я тоже.
- Тебе его разговоры и не нужны, ты учись, готовься к поступлению летом и спортом занимайся. Шамиль блатной...Ты же не блатной, ты нормальный, правильный пацан ты, если говорить на их языке - сказал брат, оделся и пошел в город. И остался я сам с собой и кучей непонятными мне словами. Думаю, про себя "столько всего еще предстоит изучать, столько непонятных слов мне из пятиминутного разговора.
Чтобы не выглядеть дураком это все тоже надо знать, хотя бы для поддержания разговора. Пробелы в образовании, ужасный русский, который только услышал сейчас в городе. Блатным стать я не могу, как только что мне объяснил брат, да и не смогу если даже захочу и разговор их мне непонятен. На счет учебы тоже Кучерявый сказал, что этим ныне занимаются только пакъиры (бедолаги), мол надо заниматься бизнесом. Пакъиром быть тоже особо не хочу, в горах и так пакъиры, зачем в город приехать и учиться, чтобы стать пакъиром. А что такое "бизнес"? Они говорили про какой то кинжал, должно быть что то связанное с оружием, думаю я про себя и вышел на балкон общежития подышать свежим воздухом...
Когда я смотрел на поток людей, которые шли по улице Агасиева, двоих узнал среди них. Кучерявый шел быстрыми шагами чуть впереди, в запазухе держал какой-то сверток, должен быть кинжал, Абдул его догонял. Они повернули во двор нашего общежития и направились во внутрь, судя по всему к нам идут.
На следующее утро мы втроем с унцукульским кинжалом направились на второй рынок. Шел я уверенно, почти как городской человек. Слово "бизнес" я услышал уже много раз. Понял, что это такая вещь, когда этим люди занимаются, то могут себе купить черную кожаную куртку и белые туфли из саламандровой кожи. В городе изредка встречались люди в такой форме. Я был к ним равнодушен. Шамиль глаз с них не спускал и каждого молодца в кожаной куртке он провожал завистливым взглядом. Когда мы перешли проспект Калинина и направлялись по Агасиева вниз, на встречу шли две девушки. Их взгляд на минуту остановился на нас, Шамиль стал на порядок выше ростом, плечи выпрямил, походка изменилась, но девушки пошушукали между собой и прошли мимо.
- Салмаз!!! Салмаз!!! Ты чё... меня не узнала, что ли? - крикнул Шамиль.
Девушка повернулась к нам, что-то пробубнила, улыбнулась и дальше пошла. Мне она показалась очень красивой, она была беленькая такая и сильно отличалась от девушек, которых я видел в горах.
- Она с Рамазана общаги, мы пару раз на хавчик заглядывали к ним - бросил Шамиль.
Посмотрел я большой завистью на него, который так смело может посмотреть девушкам прямо в глаза и бросать такие слова не растерявшись. Я при их виде становился робким, трусливым и выглядел я тогда намного хуже, чем сейчас, говорить на русском боялся. А вдруг ошибусь и стану посмешищем для блатных.
Шамиль не боялся, он учился с детства в городе, знал разные слова, такие как "бизнес", даже собирался этим бизнесом заниматься. Не было у меня никакого превосходства перед ним кроме физического. Мог выиграть у них бороться и делать упражнения на турнике.
Но это превосходство абсолютно не востребовано было в те дни, да и потом не пригодилось оно.
- Мага, правда с расстояния смотришь моя куртка выглядит как кожаная? - говорит Шамиль и стоит боком. На нем была короткая, черная, матерчатая куртка. На спине была белой вышивкой нарисован орел. Это было время, когда низкокачественным турецким ширпотребом завален наш рынок. Из той серии был Шамиля "кожак" тоже.
- С боку похожа, а так... вот этот орел на спине выдает, я не видел у кожаных на спине орел - говорю я.
- Ну это понятно, я говорю с боку так, когда смотришь на первый взгляд... - продолжает Шамиль.
- А ты все время боком ходи, чтобы кадры за кожак приняли - говорит Абдул.
- Ты хоть молчи со своей фуфайкой. У моей бабушки сосед есть один старик в Цоре, у него фуфайка точно, как Абдула куртка - говорит Шамиль, замолк на минуту и уставился на девушек, которые проходили мимо.
- Блииин... Меня убивает это дурацкая мода длинных платьев. Раньше девушки ходили в мини, разрезы бывали платьев и юбок, щас появились вот такие. Этими платьями любая кикимора выскочит замуж, легко же скрывать кривые ноги - говорит Шамиль нам будто я сильно разбираюсь в бабских платьях.
Когда Шамиль жаловался на новую моду Абдул вытащил из за пазухи сверток и протянул ему. Шамиль сделал максимально серьезное выражение лица и говорит:
- Тут такое дело, я щас буду предлагать кинжал на базаре, вы меня не перебивайте когда я говорю.
Мы с Абдулом с большим любопытством наблюдаем за процессом. Шамиль направился через толкучку у входа во второй рынок во внутрь. Остановился возле мужика с большими сумками.
- Унцукульский кинжал, братуха, новая вещь, чистый антиквар... - говорит Шамиль и делает глубокую затяжку. Смотрит оценивающе на чувака со своими сумками и струю сигаретного дыма направляет в небо.
- Неее... браат, я свои шмотки не могу продавать, зачем мне кинжал. Иди где мясо...
- Идемте, сто пудово къажар он, они не понимают такие вещи... Вон тот мужик в галстуке может... - говорит и направляется
- Тут такое дело... кинжал есть, я хотел чисто символически жи есть... для людей интеллигентных, кто понимает жи есть... - говорит Шамиль. Человек в галстуке сморщил лоб, напрягается и не может понимать, что хочет от него Шамиль.
- Вы это мне? - говорит он.
- Как бы... короче кинжал есть... унцукульский, новый кинжал, чисто антиквариат - говорит Шамиль и протягивает человеку в галстуке. Я все новые и новые слова слышал "антиквариат", " жи есть". Выражение "чисто символически" то я в горах на одной свадьбе слышал. Там один выпивший мужик, который встал тост сказать постоянно повторял эти слова "чисто символически", только не понятно было в каких случаях это говорят и что означает. Вот тут Шамиль кинжал продает с этими же словами. Когда Шамиль сказал опять "новый антиквариат" мужчина слегка улыбнулся и вернул ему: "Нет, ребята, денег нет, нам на работе четвертый месяц зарплату не дают, не до кинжала".
- Вот он мог купить, вы видели, как он смотрел на кинжал, он понимает. Эти колхозники не поймут - сказал Шамиль и оглянулся вокруг.
(продолжение следует)