Найти тему

Повторим маршруты Марко Поло. Часть 1. От Венеции до Ормуза

Вообще в истории мировых путешествий Марко Поло личность, конечно, легендарная. Возможно, даже более легендарная, чем Васко да Гама, например. Но нет никакого смысла сравнивать реально великих людей, оставивших огромный след в истории изучения нашей Земли. Но марко поло в рамках нашего проекта первый, кто удостоился не просто упоминания, а упоминания с портретом.

Марко Поло, знаменитый Венецианский купец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Марко Поло, знаменитый Венецианский купец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, то, что Марко Поло был венецианцем, сегодня активно оспаривается. На роль родины путешественника активно претендует Хорватия, причем вроде как действительно доказано, что в небольшом городе-острове Корчула был дом семейства Поло. Но по привычной версии, марко Поло - венецианец. Наверное, все потому, что представлял он в своих путешествиях Венецианскую республику.

Корчула, Хорватия. Фото с открытых источников Яндекс.Картинки
Корчула, Хорватия. Фото с открытых источников Яндекс.Картинки

Дальние странствия начались в семье Поло еще задолго до Марко. То ли его братья, то ли отец и дядя тоже пытались наладить торговые отношения с востоком. Причем они также добрались до самого Китая, потратив на путешествия в общей сложности около 15 лет. Фактически, если Никколо Поло был отцом Марко Поло, то, возможно, что он и увидел то ребенка первый раз вернувшись из своего длительного путешествия в 1269 году, когда Марко и исполнилось как раз 15 лет.

Два года старшие Поло пробыли в Венеции, постоянно рассказывая Марко о жизни на Дальнем Востоке. В итоге, молодой человек просто грезил будущим путешествием, а в том, что оно состоится он даже не сомневался. Венецианцам нужно было осваивать новые рынки. В 1271 году они заручились письмом от Папы Римского и двумя монахами в помощь, после чего выдвинулись из Венеции. Их путь лежал в Иерусалим, естественно, что преимущественно морем. Так было и безопаснее, и элементарно быстрее.

Один из венецианских каналов. Фото с открытых источников Яндекс.Картинки
Один из венецианских каналов. Фото с открытых источников Яндекс.Картинки

О первом этапе их путешествия известно очень мало. Однако точно установлено, что те два монаха, которых дал им Папа в помощь, благополучно бежали из стана экспедиции еще в районе Армянского нагорья, как только до них дошли сведения, что следовать придется через места вооруженных столкновений разных племен.

Армянское нагорье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Армянское нагорье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Непосредственно их путешествие в глубь материка началось с небольшого города Лаяс - сегодня это турецкий город Айас, который находится почти в крайней северо-восточной точке Средиземного моря. В общем-то вполне логично было расположить порт именно в этом месте, ибо перевозить товары морем было также проще.

Месторасположения порта Айас (помечен булавкой).
Месторасположения порта Айас (помечен булавкой).

В то время эти места, которые в наши дни обычно называют Киликия, звали Малая Армения. И вот уже отсюда путешественники попали в Великую Армению. Считается, что именно Марко Поло впервые из европейцев средневековья упомянул о том, что на священной горе Арарат находится Ноев Ковчег. Обычно за него выдается вот это место:

Гора Арарат и якобы "Ноев Ковчег". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гора Арарат и якобы "Ноев Ковчег". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну что сказать... пусть будет так! Ведь путешествия всегда так или иначе связаны с легендами. И иногда именно легенды и запоминаются лучше всего.

Первым же действительно крупным городом на их пути был иракский Мосул. В то время это была шелковая столица мусульманского мира. Вроде как именно от названия этого города пошло и название ткани - муслин. К сожалению, в годы последних конфликтов на территории Ирака этот город был если не стерт с лица Земли, то уж очень сильно пострадал. И даже не хочется показывать эти ужасные кадры с улиц Мосула. А вот совсем рядом развалины крупного древнего города Ниневия - один из центров ассирийской цивилизации.

Ниневия. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ниневия. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Этот первый этап пути имеет длину около 800 км. На машине этот маршрут преодолевается в наши дни менее чем за 10 часов. Вот только по-прежнему назвать безопасной эту дорогу ну никак нельзя.

Маршрут Айас - Мосул
Маршрут Айас - Мосул

Следующим крупным пунктом на пути Марко Поло и его родственников был иранский город Тебриз. От Мосула до него горными дорогами и долинами около 500 км. При этом на границе Ирана и Ирака необходимо преодолеть горный перевал на высоте почти 3000 м.

Маршрут Мосул-Тебриз
Маршрут Мосул-Тебриз

В те годы Тебриз был если не мировой, то уж точно ближневосточной столицей торговли жемчугом, который сюда привозили с Персидского залива и в этих местах обрабатывали. Потом в своей "Книге" о путешествии Марко Поло очень подробно опишет порядок заключения сделок с жемчугом, когда торговцы поживают друг другу руки под спущенными рукавами. Делалось это якобы для того, чтобы случайный свидетель не узнал цену сделки.

Тебриз. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тебриз. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В наши дни Тебриз - это четвертый по величине город Ирана с населением около 1,5 млн. чел. Причем население его составляют в основном азербайджанцы. Тебриз и сегодня очень важный торговый центр Ирана, а Тебризский базар является памятником ЮНЕСКО. Ну а главное здесь в наши дни - это тебризские ковры!

Тебризский базар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тебризский базар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот затем от Тебриза путешественники отклоняются резко на юго-восток, а затем и на юг, чтобы попасть в основной порт для торговли между Ближним и Дальним Востоком - город Ормуз на берегу Персидского залива. И это еще более 2000 км.

Маршрут Тебриз-Ормуз
Маршрут Тебриз-Ормуз

И это был один из самых опасных участков пути. Здесь царствовали разбойники, от которых не спасло бы ни письмо Папы Римского, ни печать монгольского хана. Часть экспедиции действительно попала в плен, но Марко Поло достиг Ормуза.

Ормузское побережье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ормузское побережье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Во времена Марко Поло город Ормуз располагался на материке. Но затем местные жители, опасаясь многочисленных набегов, переселились на остров в нескольких километрах от берега. Море здесь очень необычное из-за цвета воды, который становится таким из-за красно-черно-коричневого песка. Кстати, почти на всех картах помечен Ормузский пролив. Но от былого могущества города не осталась и следа. На нем находится лишь несколько рыбацких деревень.

Здесь Поло хотели погрузиться на корабль в Китай. Но... Что-то пошло не так. То ли цену заломили высокую, то ли суда показались венецианцам хлипкими, в общем от идеи морского перехода они отказались, а значит нужно было снова возвращаться в северные широты. Их путь лежал на северо-восток в афганский город Балх, но об этом давайте поговорим уже во второй части рассказа о странствиях Марко Поло.