Вообще в истории мировых путешествий Марко Поло личность, конечно, легендарная. Возможно, даже более легендарная, чем Васко да Гама, например. Но нет никакого смысла сравнивать реально великих людей, оставивших огромный след в истории изучения нашей Земли. Но марко поло в рамках нашего проекта первый, кто удостоился не просто упоминания, а упоминания с портретом.
Кстати, то, что Марко Поло был венецианцем, сегодня активно оспаривается. На роль родины путешественника активно претендует Хорватия, причем вроде как действительно доказано, что в небольшом городе-острове Корчула был дом семейства Поло. Но по привычной версии, марко Поло - венецианец. Наверное, все потому, что представлял он в своих путешествиях Венецианскую республику.
Дальние странствия начались в семье Поло еще задолго до Марко. То ли его братья, то ли отец и дядя тоже пытались наладить торговые отношения с востоком. Причем они также добрались до самого Китая, потратив на путешествия в общей сложности около 15 лет. Фактически, если Никколо Поло был отцом Марко Поло, то, возможно, что он и увидел то ребенка первый раз вернувшись из своего длительного путешествия в 1269 году, когда Марко и исполнилось как раз 15 лет.
Два года старшие Поло пробыли в Венеции, постоянно рассказывая Марко о жизни на Дальнем Востоке. В итоге, молодой человек просто грезил будущим путешествием, а в том, что оно состоится он даже не сомневался. Венецианцам нужно было осваивать новые рынки. В 1271 году они заручились письмом от Папы Римского и двумя монахами в помощь, после чего выдвинулись из Венеции. Их путь лежал в Иерусалим, естественно, что преимущественно морем. Так было и безопаснее, и элементарно быстрее.
О первом этапе их путешествия известно очень мало. Однако точно установлено, что те два монаха, которых дал им Папа в помощь, благополучно бежали из стана экспедиции еще в районе Армянского нагорья, как только до них дошли сведения, что следовать придется через места вооруженных столкновений разных племен.
Непосредственно их путешествие в глубь материка началось с небольшого города Лаяс - сегодня это турецкий город Айас, который находится почти в крайней северо-восточной точке Средиземного моря. В общем-то вполне логично было расположить порт именно в этом месте, ибо перевозить товары морем было также проще.
В то время эти места, которые в наши дни обычно называют Киликия, звали Малая Армения. И вот уже отсюда путешественники попали в Великую Армению. Считается, что именно Марко Поло впервые из европейцев средневековья упомянул о том, что на священной горе Арарат находится Ноев Ковчег. Обычно за него выдается вот это место:
Ну что сказать... пусть будет так! Ведь путешествия всегда так или иначе связаны с легендами. И иногда именно легенды и запоминаются лучше всего.
Первым же действительно крупным городом на их пути был иракский Мосул. В то время это была шелковая столица мусульманского мира. Вроде как именно от названия этого города пошло и название ткани - муслин. К сожалению, в годы последних конфликтов на территории Ирака этот город был если не стерт с лица Земли, то уж очень сильно пострадал. И даже не хочется показывать эти ужасные кадры с улиц Мосула. А вот совсем рядом развалины крупного древнего города Ниневия - один из центров ассирийской цивилизации.
Этот первый этап пути имеет длину около 800 км. На машине этот маршрут преодолевается в наши дни менее чем за 10 часов. Вот только по-прежнему назвать безопасной эту дорогу ну никак нельзя.
Следующим крупным пунктом на пути Марко Поло и его родственников был иранский город Тебриз. От Мосула до него горными дорогами и долинами около 500 км. При этом на границе Ирана и Ирака необходимо преодолеть горный перевал на высоте почти 3000 м.
В те годы Тебриз был если не мировой, то уж точно ближневосточной столицей торговли жемчугом, который сюда привозили с Персидского залива и в этих местах обрабатывали. Потом в своей "Книге" о путешествии Марко Поло очень подробно опишет порядок заключения сделок с жемчугом, когда торговцы поживают друг другу руки под спущенными рукавами. Делалось это якобы для того, чтобы случайный свидетель не узнал цену сделки.
В наши дни Тебриз - это четвертый по величине город Ирана с населением около 1,5 млн. чел. Причем население его составляют в основном азербайджанцы. Тебриз и сегодня очень важный торговый центр Ирана, а Тебризский базар является памятником ЮНЕСКО. Ну а главное здесь в наши дни - это тебризские ковры!
А вот затем от Тебриза путешественники отклоняются резко на юго-восток, а затем и на юг, чтобы попасть в основной порт для торговли между Ближним и Дальним Востоком - город Ормуз на берегу Персидского залива. И это еще более 2000 км.
И это был один из самых опасных участков пути. Здесь царствовали разбойники, от которых не спасло бы ни письмо Папы Римского, ни печать монгольского хана. Часть экспедиции действительно попала в плен, но Марко Поло достиг Ормуза.
Во времена Марко Поло город Ормуз располагался на материке. Но затем местные жители, опасаясь многочисленных набегов, переселились на остров в нескольких километрах от берега. Море здесь очень необычное из-за цвета воды, который становится таким из-за красно-черно-коричневого песка. Кстати, почти на всех картах помечен Ормузский пролив. Но от былого могущества города не осталась и следа. На нем находится лишь несколько рыбацких деревень.
Здесь Поло хотели погрузиться на корабль в Китай. Но... Что-то пошло не так. То ли цену заломили высокую, то ли суда показались венецианцам хлипкими, в общем от идеи морского перехода они отказались, а значит нужно было снова возвращаться в северные широты. Их путь лежал на северо-восток в афганский город Балх, но об этом давайте поговорим уже во второй части рассказа о странствиях Марко Поло.