Найти в Дзене

Тыжврач/тыжпрограммист/тыжюрист – как ответить на манипуляцию?

Каждому из нас хоть раз в жизни приходится слышать такое: «Помоги, что, тебе жалко, что ли? У меня тут проблемка на 5 минут. Ну, ты же (сантехник / юрист / программист / бухгалтер / ветеринар / математик / психолог / художник / …)! Для тебя же это пара пустяков! Слушай, я тебе фотографию отправил (документик скинул), посмотри прямо сейчас, ладно?» А некоторые слышат подобное чуть ли не ежедневно… Если вы поддаётесь на подобные просьбы, то, скорее всего, у вас каждый раз остаётся неприятный осадок, словно вас использовали исподтишка, своровали часть вашей энергии, силы, личного пространства. Так и есть. Приведённые выше фразы являются крючками, на которые манипулятор подцепляет наивную жертву, и если жертва послушно клюёт, то каждый следующий крючок становится всё более мощным. Манипуляция всегда содержит двойное послание. На внешнем уровне – «Помоги мне, пожалуйста»; на внутреннем – «Если не сделаешь этого, я всю жизнь тебе испорчу! До конца жизни буду тебе напоминать, как ты отказался

Каждому из нас хоть раз в жизни приходится слышать такое:

«Помоги, что, тебе жалко, что ли? У меня тут проблемка на 5 минут. Ну, ты же (сантехник / юрист / программист / бухгалтер / ветеринар / математик / психолог / художник / …)! Для тебя же это пара пустяков! Слушай, я тебе фотографию отправил (документик скинул), посмотри прямо сейчас, ладно?»

А некоторые слышат подобное чуть ли не ежедневно…

Если вы поддаётесь на подобные просьбы, то, скорее всего, у вас каждый раз остаётся неприятный осадок, словно вас использовали исподтишка, своровали часть вашей энергии, силы, личного пространства. Так и есть. Приведённые выше фразы являются крючками, на которые манипулятор подцепляет наивную жертву, и если жертва послушно клюёт, то каждый следующий крючок становится всё более мощным.

Манипуляция всегда содержит двойное послание. На внешнем уровне – «Помоги мне, пожалуйста»; на внутреннем – «Если не сделаешь этого, я всю жизнь тебе испорчу! До конца жизни буду тебе напоминать, как ты отказался мне помочь, предатель!»

Давайте беречь себя, учиться останавливать манипуляторов и выходить из этих игр. Для достойного ответа есть довольно простая формула, и сейчас мы её рассмотрим.

Итак, начинаем свой ответ всегда с амортизации – вы даёте понять собеседнику, что услышали и поняли его; своего рода вступление в диалог.

Например: «Принял. Услышал. Вижу, что тема важная. Вижу, что тебе это важно. Понимаю».

Следующая фраза даёт мягкий отказ: «Именно потому, что я (сантехник, врач, учитель и т. д.), я не могу и не хочу давать тебе быстрых советов на базе одной фотографии (одной строчки, этих цифр, недостаточной информации). Без детального изучения вопроса любой совет тебе не только не поможет, но и просто навредит».

Даже если вы можете дать просителю быстрый совет – не делайте этого! Потому что так вы точно навредите сами себе. Просьбы станут приходить к вам всё чаще, требования разобраться и немедленно помочь будут становиться всё более жёсткими, и вы сами не заметите, как превратитесь в бесплатную прислугу для другого человека.

Третий шаг диалога – захват инициативы, когда уже не собеседник ставит вам условия, а вы ему.

«Давай сделаем так: я тебе сейчас пришлю … (препятствие)».

Это может быть номер телефона мастерской (регистратуры, секретаря, приёмной) или опросник, касающийся его проблемы, или ссылка на сайт, где он может оставить заявку или получить информацию – всё что угодно, лишь бы это создавало некий барьер между вами и им, препятствие на его пути к вам.

Тыжврач/тыжпрограммист/тыжюрист – как ответить на манипуляцию
Тыжврач/тыжпрограммист/тыжюрист – как ответить на манипуляцию

Препятствие часто помогает взаимодействию! Наткнувшись на условный барьер, человек начинает слушать и слышать вас, когда вы ему что‑то объясняете. До этого он слышал только себя.

«Ты позвонишь, – продолжаете вы, – и запишешься на приём (на консультацию, на диагностику и т. д.)».

То есть, вы не отказываетесь помочь просителю, но помогаете не так, как настаивает он, а так, как считаете правильным вы.

Во‑первых, вы таким способом избавляетесь от неприятного ощущения, что вами бесцеремонно попользовались.

Во‑вторых, вы поддерживаете свою репутацию отличного специалиста и сохраняете уважение к себе. Настоящий профессионал не будет разбрасываться советами направо и налево; он несёт ответственность за свои действия и слова, и именно поэтому не клюёт на крючки.

В‑третьих, вы избавляетесь от последующих обвинений в свой адрес, которые вполне могут возникнуть. Получив ваш совет на скорую руку, собеседник может понять его по‑своему, а не так, как вы объясняли. И если в результате у него появятся проблемы, то виноватым он будет считать вас.

В‑четвёртых, вы охраняете границы своего личного пространства от вторжения и даёте понять собеседнику, что границы эти существуют.

А если проситель продолжает давить? «Что ты меня отфутболиваешь? Я ведь не чужак с улицы! Уже забыл, как десять лет назад я тебе помог мебель перевезти? Для тебя же это пустяк – посмотреть фото и сказать, что делать надо. Ну, пожалуйста!».

Здесь наступает момент, когда вам необходимо твёрдо сказать «нет».

«Так, минутку. Я правильно понял, что ты меня не услышал? Я не хочу тебе навредить. Поэтому не даю совет. И если ты тоже не хочешь себе навредить, сделай так, как я сказал».

И вы, дорогие читатели, помните: профессионализм подразумевает чётко выраженные соглашения с другими людьми. Не позволяйте знакомым, соседям, дальней родне и приятелям садиться вам на шею, иначе они сами очень быстро перестанут вас уважать.

Представьте, что вы юрист, и к вам обращается с просьбой ваш бывший одноклассник. Как мог бы выглядеть ваш диалог?

Он: – Саня, привет! Слушай, помоги мне по‑быстрому, очень нужно! Мне прислали партнёрский договор, а я не знаю, можно его подписывать в таком виде или надо переделать? Я тебе сейчас его перешлю, посмотри, будь другом, и перезвони мне, хорошо?

Вы: – Гриша, я понимаю. Договор – это важно. Именно потому что я юрист, я не могу давать тебе быстрых советов по тексту договора. Без детального изучения вопроса любой совет тебе не только не поможет, но и просто навредит.

Он: – Да мне только несколько пунктов уточнить, посмотри, а?

Вы: – Давай сделаем так: я тебе сейчас пришлю телефон моего офиса. Позвони и запишись на консультацию. Для того чтобы я мог дать тебе рекомендации по договору, тебе нужно взять с собой копии своих уставных документов и образец договора, в котором есть все реквизиты твоего контрагента. Я всё изучу и дам тебе ответ.

Он: – Нет‑нет, мне нужно сегодня с этим закончить. Давай я всё же тебе пришлю, ну посмотри, пожалуйста, что тебе стоит? Ты ж юрист, ты же в этом разбираешься.

Вы: – Так, минутку. Я правильно понял, что ты меня не услышал? Я не даю поспешных советов, потому что не хочу тебе навредить. И если ты тоже не хочешь себе навредить и попасть в ловушку, сделай так, как я сказал. Отправляю тебе телефон офиса и жду тебя на консультацию.

Друзья, берите этот приём на вооружение, адаптируйте его под себя, добавьте ваш индивидуальный стиль и заучите наизусть. И дайте вашим коллегам прочитать эту главу!

Контакты:

  • Официальный сайт: qcic.ru (Очное обучение: Москва, СПб)
  • Библиотека уроков: safin4.ru (Все уроки в открытом доступе)
  • Канал в Telegram: t.me/safin4 (Актуальные новости)
  • Канал на YouTube: youtube.com/@seodrum (340.000 подписчиков)