Эту историю можно было бы условно разделить на четыре новеллы: первая – «Любовная зависимость и горькая обида»; вторая – «Кастрирующее давление»; третья – «Несчастье и бегство»; и наконец, четвёртая – «Возрождение».
Интересно, что герои повести будут по – разному проявлять себя в каждой из новелл. В этом нет никакого противоречия, ведь мы знаем, что человек зачастую является результатом действующих на него обстоятельств.
Но, возможно, те из вас, кто будет читать вдумчиво и анализировать беспристрастно, овладеет поистине бесценным умением: не подчиняться окружающей обстановке, а самому создавать наиболее благоприятные для себя обстоятельства.
Но давайте по порядку.
Выходной день, лето, городской парк. Множество гуляющих, мамочек с детьми, молодёжи и пенсионеров. Спокойный, расслабленный летний отдых.
И вдруг по аллее парка проносится перепуганная девушка с криком: «Помогите! Мама! Помогите!», а за ней гонится парень с пустой бутылкой в руке. Одна из отдыхающих девушек, сидящих на скамейке, инстинктивно вскакивает и заступает дорогу хулигану. Натолкнувшись на препятствие, тот отталкивает защитницу, она падает, но на шум уже оборачиваются остальные люди. Из‑за столика открытого кафе пулей вылетает юноша, заламывает руку преследователю и точным ударом в челюсть отправляет его в воду пруда. После чего говорит насмешливо:
– Вылезай, алкаш, простудишься!
Девушка, сбитая с ног хулиганом, тем временем подбирает с земли рассыпавшиеся вещи и, не отрываясь, смотрит на героического юношу. На её милом личике всё написано, как в открытой книге: она только что пережила сильный и неожиданный стресс, выплеск гормонов, на фоне которого этот белозубый красавец не мог не показаться ей идеалом, героем, мужчиной мечты. Нокаутировав безобразника, он как бы отомстил не только за первую, убегавшую девушку, но и за неё саму тоже.
Он присаживается рядом, помогает собрать мелочи и, с улыбкой глядя ей в глаза, произносит:
– Держи, защитница!
Готово! Какое сердце может устоять перед таким воздействием? Только каменное! А у нашей героини Алисы сердце пылкое, и она моментально влюбляется в красивого, сильного, смелого, уверенного в себе парня. Более того, большая фотография Артура размещена на аллее в парке – он передовик производства, отличный работник и на стенде почёта он красуется по праву.
– На танцы? – спрашивает он напоследок.
– Угу, – кивает Алиса, не отводя от него глаз.
– Увидимся! – и он, уходя, слегка проводит ладонью по её щеке.
Ах, это прикосновение – тёплое, ласковое, сексуальное, как будто обещание чего‑то волшебного… И подтверждение совместно пережитого эмоционального опыта. Этот жест полностью закрепил эффект влюблённости, нервные импульсы сошлись в одной точке, и Алиса заворожённо смотрит вслед Артуру, не скрывая своих чувств.
С одной стороны, влюблённость прекрасна, когда она приручена. С другой стороны, опасна, ибо может сжечь дотла, если человек под её влиянием отключает мозги.
Похоже, что с Алисой произошло второе – она вся наполнена эмоциями, которые хлещут через край. Да ещё и Артур оглядывается на неё, проходя мимо собственной фотографии («Ты видишь? Вот я какой –
первый парень на деревне!»). Позже, вечером, в темноте, Алиса проберётся в парк и вырежет фотографию из рамки, чтобы повесить её в своей комнате.
Время работает против нашей юной героини. Она начинает додумывать образ любимого, воображать о нём то, что хочет видеть. Была лишь минутная встреча, Алиса понятия не имеет, что за человек Артур. Да, он себя показал бравым молодцем, но как он поведёт себя в иных ситуациях? По правде говоря, Алиса сейчас влюблена не в реального человека, а в собственные представления о нём. Даже так: Алисина влюблённость не имеет никакого отношения к Артуру. Она просто утопает в своей эмоции, вызванной гормонами, а юноша случайно оказался на пути этого мощного потока.
Коварство влюблённости заключается именно в этом: один человек испытывает сильные эмоции не к другому человеку, а к своим мыслям о нём, к той картинке, которую он нарисовал в своём воображении. Кстати, это зачастую влияет на развитие отношений на расстоянии. Бывает, что двое, познакомившись удалённо, откладывают встречу раз за разом, так как боятся разочароваться в реальном человеке, оказавшись с ним лицом к лицу.
Да, порой сладкая ложь нам милее и ближе, чем обыденная действительность. Как раз по этой причине необходимо понимать процессы, происходящие в вашем организме, в вашем мозгу, контролировать их, а не пускать на самотёк. Вот и эту историю я рассказываю вам, чтобы показать подоплёку некоторых эмоций – возможно, вы найдёте полезным замечать это в себе и не терять голову!
Итак, танцы. Артур появляется здесь в сопровождении друзей, приветственно машет музыкантам, те машут ему в ответ. Да, он пользуется авторитетом у парней, притягивает взгляды девушек, держится королём – настоящий альфа – самец!
Танцы – в каком бы месте и в каком бы веке ни происходило это мероприятие – можно сравнить со смотром, с биржей женихов и невест, где мужчины и женщины демонстрируют себя во всей красе, подыскивая партнёра для спаривания. И на девяносто девять процентов целевое общение производится невербальными средствами: движения тела, красноречивые взгляды, уверенность в себе (или, наоборот, неуверенность), касания во время танца – всё это не нуждается в словах, говорит само за себя.
– Опять на посту! – насмешливо бросает один из друзей Артура, кивая в угол.
Алиса стоит у стеночки и во все глаза смотрит на Артура. Она видит его раскованность, слышит восторженный визг девиц по его поводу, и всё это является катализатором химических реакций в организме, разгоняет поток её эмоций. В какой‑то момент она не сможет справиться с этим потоком и наделает глупостей – как миллионы людей до неё и миллионы после. Были ли, будете ли вы в их числе? Надеюсь, что эта философская притча поможет кому‑то из моих читателей взять эмоции под контроль и избежать нелепых или рискованных поступков!
Давайте внимательно приглядимся к Алисе. Она вся напряжена, её тело как будто под воздействием магнита устремляется в сторону героя. Просящий взгляд, прикованный к Артуру, демонстрирует нужду и как бы говорит: «Я знаю, что я тебе не интересна, но я так сильно нуждаюсь в тебе, что не могу это скрывать… Ну, пожалуйста, пожалуйста, посмотри на меня…»
Нелегко натренировать в себе способность быть безразличным к любому исходу события – например, вот такой встречи. Нелегко стать настолько самодостаточным и уверенным в себе, чтобы неблагоприятный исход события не расстроил вас, а придал сил для дальнейшей работы над собой. И уж, конечно, нельзя ожидать этих качеств от юной девушки, не имеющей опыта подобных переживаний.
А между тем именно при таком отношении к неудачам человек становится победителем в любом случае. И тогда то, что для него является по‑настоящему важным и нужным, приходит к нему само.
Возможно, вы в своей жизни сталкивались с похожими ситуациями: если влюблённый всячески показывает свою нужду в другом человеке, тот, наоборот, стремится избегать отношений. Алиса, вероятно, считает, что она завоюет внимание своего кумира, если будет буравить его взглядом – но выйдет наоборот. Настойчивой демонстрацией своей зависимости она только оттолкнёт Артура. К сожалению, наша героиня в данной конфигурации событий не может вести себя по – иному. Слишком слабы у неё функции самоконтроля и слишком мощно действие гормонов. Даже если бы она прослушала лекцию о необходимости сдерживать свои эмоции, вряд ли она бы что‑то запомнила и уж тем более не способна была бы применить полезные знания на практике.
Да, в делах любовных бывает сложно сохранять трезвость мысли, но это очень способствует построению долгосрочных, прочных отношений, наполненных заботой, взаимопониманием и уважением друг к другу. А разве не к таким отношениям мы стремимся, мечтая о предмете своих чувств?
– Пригласил бы! – шутливо говорит Артуру другой приятель. – Глаза вон вся обмозолила! («Уж пожалей дурочку, пригласи на танец, а на большее она и не годится!»)
Артур усмехается. С одной стороны, ему льстит такое неприкрытое обожание, а с другой стороны, на него влияют насмешки дружков. Если они так пренебрежительно отзываются о девушке, зачем иметь с ней дело? Разве что из жалости, в самом деле…
Друзья мои, не искушайте людей жалеть вас. Давить на жалость – это путь в тупик. Стараясь вызвать жалостливое чувство к себе, вы заранее проигрываете любую ситуацию. И наоборот, если кто‑то изо всех сил пытается разжалобить вас, будьте настороже: возможно, это профессиональная Жертва, которая получает удовольствие от собственных страданий. Нет, я не говорю, что нужно стать железобетонным бесчувственным истуканом. Но кроме расслабляющей и вредоносной жалости есть и другие варианты взаимодействия. О них – чуть позже.
А вот, кстати, на танцевальной площадке появляется ещё одна девушка. Она приходит в сопровождении молодого человека, и видно, что она здесь впервые. Но посмотрите на неё – никакой робости или нужды, прямой взгляд и полная уверенность в своей привлекательности. Незнакомка действительно очень хороша собой: блондинка с вьющимися локонами, голубыми глазами, боевым макияжем и точёной фигурой. Девушка спокойно даёт всем возможность полюбоваться на себя, при этом окидывая взглядом площадку, определяя, кто здесь достоин её внимания.
Надо сказать, что и для музыкантов на сцене появление Кристины не осталось незамеченным. Солист указывает на неё остальным, и они оживляются. Этот момент как бы подсказывает нам, что Артур и Кристина фигуры одинаковой значимости, равного веса, что они – друг другу пара. Так это или не так, увидим дальше!
Во всяком случае Кристина своим острым чутьём нашла в толпе молодёжи «первого парня» Артура и уже призывно улыбается ему. А что же он? Ну конечно, он во все глаза смотрит на красотку. А бедняжка Алиса с тревогой перебегает глазами с одного на другую, почуяв опасность, которую несёт ей эта неизвестная девушка.
Дорогие мои читатели, можно быть абсолютно уверенными, что Артур не стал бы всерьёз ухаживать за Алисой, даже если бы не появилась Кристина. В этой, первой, новелле у главных героев действительно слишком разные весовые категории. Даже в какой‑то степени полярные. А с другой стороны, наличие Кристины усиливает влюблённость и зависимость Алисы. Внешнее препятствие зачастую делает желаемый объект ещё более желанным.
Кристина начинает танцевать под музыку, следя за тем, чтобы находиться в поле зрения Артура. Гибкое тело, соблазнительные формы, открытое платье, приглашающая улыбка – всё пущено в ход, и Артур уже понял свою задачу. Готовясь к атаке на незнакомку, он спрашивает друзей:
– Что за новенькая?
– Бухгалтерша. Из другого города приехала, – отвечают ему.
Конечно же, новизна возбуждает. Все местные девушки давно знакомы и привычны, а вот эта очаровательная бухгалтерша притягивает к себе ещё и своей таинственностью. Кроме того, она не старается вызвать к себе никакой жалости, даже наоборот: она пришла с кавалером, и это чёткий невербальный знак, что у неё личная жизнь в полном порядке. В отличие от бедняжки Алисы.
Наличие соперника ещё больше заводит нашего альфа – самца, и он решительно направляется к Кристине. Вот уже они танцуют вдвоём – она изгибает бёдра, он подпрыгивает и подёргивается, и, честно говоря, эти брачные ритуальные танцы не сильно отличаются от плясок павлина вокруг самки или индюка перед индюшкой. Что поделать, алгоритм сексуального влечения использует одни и те же механизмы!
Алиса при виде этой сцены мрачнеет. Вообще‑то для неё встреча Артура с Кристиной является прекрасной возможностью заполнить свою жизнь страданиями, сделать их главным содержанием каждого дня и каждой ночи.
Нередко люди предаются довольно бестолковым занятиям, вроде страданий из‑за неосуществлённого желания или погони за чем‑то совершенно ненужным. Зачем они это делают? Видите ли, им кажется, что всё это придаёт жизни смысл.
Можно занять жизнь также обидами на всех окружающих – отличный вариант для тех, кто боится строить долгосрочные, доверительные отношения с людьми, боится отдавать свои силы работе над такими отношениями (а над ними нужно работать!). В обиде же всегда есть некая выгода для обижающегося.
Вот и Алиса уже полна негодования и на Артура, и на Кристину, глаза её налились слезами, губы сжались. Теперь она готова страдать и думать о несправедливости любви, злиться на Кристину, осуждать Артура и жалеть себя.
Бывает, что в таких обидах человек проводит годы и десятилетия, подкармливая и удобряя свои негативные переживания. Насколько приятна такая жизнь? Кому‑то нравится! Но есть варианты интереснее – попрощаться с этой бесплодной тратой сил и времени, заняться чем‑то более конструктивным. Однако жизнь человека в его руках, и каждый сам выбирает, куда ему направлять своё внимание и энергию.
Тем временем на танцевальной площадке объявляют «белый танец». Кристина спокойно и уверенно направляется к Артуру, но вдруг её обгоняет Алиса, нервничая и торопясь первой пригласить возлюбленного. Она даже как бы слегка отодвигает Кристину с дороги, вызывая у той недоумённый взгляд. Нам со стороны совершенно очевидно, что Алиса действует невыгодным для себя образом, она только ещё больше снижает собственную ценность в глазах окружающих, в первую очередь в глазах Артура.
Глупышка думает, что, опередив Кристину, она завоюет благосклонность Артура.
– Разрешите? – взволнованно говорит она и умоляюще глядит на него.
Кристина молча останавливается неподалёку и ждёт. Артур вскользь бросает взгляд на Алису, пристально, с искрой в глазах смотрит на Кристину – и, в общем, этими взглядами определяется вся конфигурация ситуации. Герой произносит со снисходительной улыбкой:
– Разрешаю…
Он из жалости разрешает влюблённой девушке потанцевать с ним, но при этом его мысли уже отданы Кристине. Алиса проиграла, даже не понимая этого. Более того, она своими руками подтолкнула развитие событий именно в эту сторону. Своей суетливостью, ярко выраженной нуждой, потерей собственного достоинства она создаёт резкий контраст с независимой и уверенной Кристиной и подчёркивает достоинства соперницы.
Кто знает, возможно, Артур проявил бы больший интерес к Алисе, если бы она держалась так же независимо и непринуждённо. Но сейчас то, что Алиса хочет получить, и то, какие средства она применяет для этого – разнонаправленные вектора. Поэтому она не добьётся успеха.
А вас, дорогие друзья, я прошу запомнить эту важную мысль: ваше безразличие к результату, готовность принять любой исход, ваша спокойная уверенность, уважение к себе – всегда будут являться козырем в любой ситуации. И наоборот, преувеличенные суетливые старания, излишняя эмоциональность всегда вредят.
Алиса идёт танцевать с Артуром и не слышит, как один из его дружков, качая головой и кривя губы, говорит остальным:
– Во достала, а?
И все с издёвкой смотрят ей вслед. Наверняка эти слова звучали и раньше, в том числе и в присутствии Артура.
Человек – стайное существо, и мнение стаи влияет мнение отдельной особи. К тому же людям свойственно бессознательно синхронизироваться друг с другом даже без слов. Может показаться, что вокруг стаи воздух изменяет свою плотность и воздействует на мозг каждого участника. В нашей истории этим ребятам не обязательно даже говорить что‑либо в адрес Алисы – Артур считывает их общее суждение и будет вести себя соответственно. Он не пойдёт против стаи.
Итак, Артур танцует с Алисой, Кристина – с другом Артура, Виктором. Но во время танца взгляды Артура и Кристины прикованы друг к другу. Что подтверждает наши рассуждения…
Танцы закончены, молодёжь расходится по домам. Виктор провожает Кристину, Алиса идёт одна. Неожиданно перед ней появляется Артур.
– Ой! Вы меня ждёте? – радостно восклицает она.
– А кого же ещё? – насмешливо отвечает красавчик.
– В субботу кино в клубе, пойдём? – робко предлагает Алиса, пока они неторопливо идут по направлению к её дому.
– Можно…
– А вот и мои хоромы. Хозяйка старая, да ещё и глухая. Заснёт – пушкой не разбудишь…
И молодые люди забираются через открытое окно в комнату Алисы. На стене над кроватью Артур видит свою фотографию, вырезанную из стенда в парке.
– Вот это да! Ну, ты даёшь! – смеётся он.
Осознав свою власть над девушкой, он просто не может не воспользоваться этим. Молодой, здоровый самец и рядом вся такая покорная самочка, готовая доказать свою любовь – разве в силах он остановиться?
Нет, дорогие читатели, не возмущайтесь – я не оправдываю героя. Но это как раз один из тех случаев, когда нам нужно проанализировать ситуацию и взять на вооружение некоторые выводы.
А здесь вывод один: не нужно искушать других людей властью. Это действительно сильное искушение, мало кто способен справиться с пробуждающимся внутри зверем. Не нужно демонстрировать человеку, какую силу он над вами имеет. Эта сила, вырвавшись из – под контроля, может разрушить и вас, и его самого.
– Ты любишь меня? – тихо спрашивает наивная Алиса.
– Конечно!
Конечно, никакого другого ответа в данной ситуации и ожидать было нельзя. Когда гормональный взрыв требует выхода, человек скажет всё, что вы хотите услышать.
– Правда? – шепчет Алиса, закрыв глаза от невероятного счастья.
Правда в том, что эти слова ничего не значат для Артура, они лишь средство для достижения цели.
Видите ли, слова человека имеют вес только тогда, когда он не стремится чего‑то добиться от вас, когда он не ставит перед собой целей, связанных с вами. Представьте, что голодный товарищ знает, что у вас есть еда – он будет лить мёд вам в уши, льстить и угождать, только бы получить порцию еды. А что он скажет вам, когда насытится? Будет ли так же восторженно петь вам дифирамбы? Вот то – то…
Ну, а наши герои так молоды, что бушующие гормоны заглушают голос разума и у одного, и у другой.
– Что у вас всех за привычка такая – любишь, не любишь…, – нежно говорит Артур перед тем, как уложить Алису в постель.
Не могу не сказать, что взрослая и не очень весёлая жизнь множества одиноких матерей начинается именно так – зов природы, отключение самоконтроля, беспочвенные надежды и попытка привязать к себе мужчину с помощью секса. Но секс не является инструментом построения долгосрочных отношений – никогда.
А бедняжка Алиса думает, что теперь у них с Артуром большая любовь до гроба. Как же сильно она заблуждается! К счастью, в нашей истории ей не грозит участь матери – одиночки.
В субботу она поджидает любимого возле клуба – они ведь договорились вместе в кино пойти. Завидев Артура издалека, она радостно машет рукой… Но что это? Артур не один, рядом с ним вышагивает Кристина, оживлённая, нарядная; они погружены в беседу, и, проходя совсем рядом с Алисой, лишь бросают на неё равнодушный взгляд и начинают смеяться громче.
Ах, какой обманщик! Ах, какая гадина! – такие мысли наверняка проносятся в головке Алисы, когда она мрачно смотрит вслед парочке, входящей в кинотеатр. Снова горькая обида наполняет её сердце. И знаете, похоже, что эта эмоция получается у нашей героини лучше всего, ибо оттренирована годами практики. Я даже предположу, что она сама создаёт вокруг себя такие события, которые привели бы к возможности обижаться.
В картине мира нашей героини она должна была получить пожизненную верность парня в обмен на то, что отдалась ему. Но это так не работает! Нельзя рассчитывать на то, что человек будет считать себя обязанным вам по умолчанию. Если вы готовы поделиться чем‑то с другим человеком, то это ваше добровольное решение и не требуйте ничего взамен. А если вы хотите получить от него встречную услугу, то договаривайтесь об этом заранее. Возможно, ваш обмен и вовсе не состоится, но тогда вы убережёте себя от страданий.
Повторюсь: Алиса влюбилась в мужчину, не зная его, не имея ни малейшего понятия о его алгоритме взаимоотношений с девушками, о его поведении в разных ситуациях. Судя по реплике Артура, многие девушки спрашивали его о любви и раньше, и со всеми он поступал так же, как с Алисой. Но она ждёт от него взаимной услуги, которую он не может ей оказать. И её реакция – глубокая обида.
Между прочим нельзя обидеть того, кто сам не хочет обижаться. А тот, кто хочет, всегда найдёт повод.
Однако, дорогие читатели, мы не осуждаем никого из героев, не делим их на хороших и плохих. Наша задача заключается в том, чтобы учиться, и у каждого из персонажей мы берём урок. Да и они, как я сказал выше, будут меняться в ходе повествования, взрослеть, проявлять себя по‑иному – и это прекрасно, хоть кое‑кто и заплатит за своё взросление слишком дорого. Если вы возьмёте на вооружение уроки этой истории, то вам не придётся платить такую же цену. В этом и состоит цель моих повестей – помочь вам избежать ненужных ошибок в вашей жизни. Конечно, не все уроки будут вам необходимы, но, возможно, хотя бы одна из идей заслужит ваше внимание.
А про обидный для Алисы случай у кинотеатра можно сказать следующее: немаловажным фактором объединения Артура и Кристины явилось именно наличие Алисы. Она – как забавное, несложное препятствие, совместное преодоление которого вызывает лёгкий азарт.
Алиса же теперь наполняется обидой, гневом и желанием отомстить. В таких чувствах совершают необдуманные, глупые поступки. Например, выходят замуж за случайно подвернувшегося человека (или женятся на первой попавшейся девушке), чтобы многие годы провести в страданиях самой и заставить страдать и своего супруга. Поступит ли так и Алиса? Давайте посмотрим далее.
Пока что молодёжь гуляет на свадьбе – Кристина и Артур женятся. Алиса не приглашена, но она не могла пропустить такой повод для разжигания собственных мучений, и приезжает на своём грузовичке к местному ЗАГСу. Наблюдая из кабины за общим весельем, она просто упивается сознанием своего несчастья. И знаете, это логично! Эмоции – как положительные, так и отрицательные – необходимы для поддержания нервной ткани организма. В противном случае нервная ткань просто высыхает, атрофируется, поэтому любые эмоции лучше, чем их полное отсутствие.
У Алисы не получились позитивные эмоции, и в ход пошли негативные, равные по силе её влюблённости. Вместе с этим она отчаянно надеется, что произойдёт чудо, Артур опомнится, поймёт, кто его любит по‑настоящему, бросит отвратительную Кристину и прибежит к Алисе. А сколько одиноких женщин по всему миру питаются такими надеждами всю жизнь! Хотя могли бы стряхнуть с себя чары, построить отношения с достойным мужчиной и быть счастливыми – реально счастливыми.
Завидев новобрачных, Алиса горестно опускает голову на руль. Затем судорожно вцепляется в него, включает зажигание и проносится по разбитой дороге, окатывая грязью и водой белое платье Кристины и парадный костюм Артура. Быстро разворачивается и повторяет свою месть. При этом Артур самоотверженно закрывает молодую жену своим телом от летящих комьев грязи – и их союз только укрепляется. Обратите внимание: внешний враг объединяет молодых лучше, чем поздравления друзей и пожелания семейного счастья.
Вся в слезах, Алиса несётся по улицам городка, почти не видя дороги, выскакивая на встречную полосу, задевая тротуар, превышая скорость, подвергая опасности всех автомобилистов и пешеходов, которым не повезло оказаться на тех же улицах. Ну, подумаешь, даже если и случится лобовое столкновение, пара – тройка трупов – всё это такие мелочи по сравнению с её трагедией! Тут ведь сердце разбито, что за дело до ни в чём не повинных людей, спокойно едущих и идущих к себе домой или по делам. Обида слепит нашу героиню и становится для неё ценнее, чем жизни других людей.
Патруль ГАИ замечает неадекватный грузовик и начинает преследовать его на мотоцикле, требуя остановиться. Алиса не обращает внимания на требования и продолжает лететь вперёд, утопая в слезах, соплях и ненависти. Один из инспекторов с риском для жизни перебирается на полном ходу из коляски мотоцикла в Алисин грузовик. Алиса выкручивает руль, грузовичок сворачивает в тупик и врезается в столб. Можно выдохнуть – к счастью, в данном случае обошлось без смертельных ДТП. Но бывает и по‑другому.
– Ты что делаешь?! Что делаешь?! Ты что, ослепла?! Здесь тупик!!! – кричит на неё парень – гаишник.
Алиса смотрит на него непонимающим взглядом.
– Тупик…, – бормочет она, отвечая собственным мыслям.
Ах, какие трогательные переживания! Подите вы все с вашими правилами безопасности, с вашим риском для жизни! Не видите – у меня горе, меня обидели, бросили, не полюбили! Не смейте требовать от меня адекватного поведения, я имею право творить беспредел. А ваша задача – понять меня и пожалеть.
Видите, какую выгоду получают те, кто делают обиду главной эмоцией? Эти люди считают, что их переживания – как бы индульгенция, оправдывающая их в любых обстоятельствах и ставящая их выше остальных. Для них страдания всего лишь инструмент давления на других людей, орудие манипуляции.
А парень‑инспектор влюбится в страдающую Алису и будет стараться завоевать её сердце. Он приходит проведать её дома, беспокоится за её состояние и полностью прощает и забывает её бесчинства на дороге. Вот и выигрыш для нашей героини!
Здесь первая новелла плавно переходит во вторую – о кастрирующем давлении. Что же будет происходить с героями дальше? Сейчас увидим.
Сначала поинтересуемся, как поживает молодая семья – Артур и Кристина. Они едут в деревню к матери Артура, ещё раз справляют там свадьбу, для соседей и друзей, и остаются на несколько дней.
Артур очень рад встрече с друзьями детства. Один из них, Дмитрий, уже обзавёлся семьёй, двумя детишками и строит новый дом неподалёку. Другой, Николай, вышел в начальники – руководит леспромхозом и вертит большими деньгами.
– Артур, – предлагает он, – иди ко мне в бригадиры! Я тебя золотом осыплю!
Конечно, это соблазнительно. Деньги – сильный мотиватор! Но если человек подчиняет свою жизнь гонке за деньгами, то он заранее проиграл. Деньги должны быть следствием, а не самоцелью.
Забавная сценка разыгрывается во время этого разговора. Николай просит свою жену дать ему яблоко, а надкусив его, кривится:
– Кислятина! – и обращается к Кристине: – А теперь ты, хозяюшка, угости!
Кристина подаёт ему яблоко из той же тарелки, и Николай с наслаждением ест его, откровенно заглядываясь на Кристину. О чём это говорит? Видимо, о том, что Николай не прочь бы завести интрижку с чужой женой. А также, возможно, о том, что эти двое вполне могли бы найти общий язык и взаимопонимание.
Однако не всё так однозначно и, как мы договорились, не будем делить героев на белых и чёрных.
Итак, молодожёны остаются в деревне. Артур устраивается в леспромхоз валить деревья, Кристина работает там же в бухгалтерии. Действительно, заработки получаются хорошие. Жизнь в деревенском доме не очень привычна Кристине, да и Артур уже давно городской житель, но финансовые соображения перевешивают. Семейный бюджет ведёт жена и очень довольна тем, как быстро растут их накопления.
Как‑то к ним в дом забегает Дмитрий с просьбой одолжить ему немного денег до зарплаты.
– Совсем зашился с этим палаццо! – жалуется он. – Прямо бездонная бочка какая – то.
О, бытовые долги – это одна из самых коварных ситуаций. Коварство заключается в следующем: считается, что попросить в долг у друга не стыдно; на то и дружба, чтобы одалживать денег; и даже если деньги вовремя не вернуть, то друг может и потерпеть – иначе какой же он друг!
Всё это, мои читатели, глубочайшие заблуждения. В действительности худший из друзей тот, кто одалживает вам деньги. Почему? – спросите вы. Объясню: он подсаживает вас на денежный крючок, отнимает у вас возможность трезво мыслить и контролировать свои расходы, он формирует у вас безответственность и беспомощность.
Я неоднократно писал о необходимости каждому человеку вести строгий учёт доходов и расходов и добиваться того, чтобы расходы были меньше доходов. В этом случае появляется возможность создать финансовую «подушку безопасности». Без этой подушки вы являетесь заложником своего работодателя, человеком подневольным и зависимым.
Рассчитывать необходимо только на себя: вы и есть свой самый надёжный друг и помощник, который не подведёт и не кинет. Вот поэтому брать деньги в долг – это путь, который ведёт к ещё большему хаосу. А тот, кто с готовностью даёт вам денег, оказывает поистине медвежью услугу.
Дмитрию отвечает Кристина:
– С удовольствием, но у нас, к сожалению, все деньги на срочном вкладе.
Пожалуй, это самый разумный ответ, который можно было дать в данной ситуации.
– Ну, что ж делать… Извините…, – сдержанно говорит Дмитрий и выходит из дома. Я предполагаю, что он пришёл просить денег у молодой семьи, так как уже занял у всех в округе, долгов не возвращает, и никто больше не хочет иметь с ним дела. Было бы неплохо ему уже научиться управлять своими расходами.
Но Артур не доволен своей женой.
– Зачем ты так? – говорит он с укоризной. – Ты дружбу не ломай! Понятно?
И, взяв у неё деньги, выбегает вслед за Дмитрием. В картине мира Артура дружба – это подчиняться просьбам и делать то, что нужно твоему другу. Но может быть дружба заключается в другом? Может быть, это – считать друг друга не бестолковыми слабаками, а сильными людьми, способными решить свои проблемы самостоятельно?
«Из уважения к тебе я не дам тебе денег в долг. Подумай, как ты можешь заработать, на чём сэкономить?» – возможно, такие слова заставили бы Дмитрия взяться за ум. Поверьте, заработать легче, чем взять в долг!
Артур догоняет Дмитрия и вручает ему деньги. Тот с обидой отказывается, на его лице написано что‑то вроде: «Да уж не надо мне ваших денег, жмоты несчастные! Обойдусь, раз вы такие жадины!» Но Артур настаивает, тот даёт себя уговорить, и они расходятся, каждый доволен собой. Получается, их дружба держится на деньгах?
Но есть в этом эпизоде ещё одна неправильность.
Обратите внимание: Кристина сказала одно, Артур тут же сделал противоположное. Это опасная ситуация! В семье необходимо придерживаться общей политики поведения по отношению к внешнему миру. Муж и жена не должны тянуть телегу в противоположные стороны и обесценивать друг друга перед посторонними людьми. Муж и жена – единая система; с глазу на глаз они могут обсуждать свои позиции, спорить, расходиться во мнениях, но в поле должны быть заодно, поддерживать один другого. Кажется, Кристина с Артуром не договорились между собой о взаимной поддержке. Но ещё не поздно, было бы желание.
Давайте теперь вернёмся в город и понаблюдаем за Алисой.
Мы видим её в ресторане, она ужинает с Игорем – тем самым инспектором ГАИ, которого она едва не угробила в ДТП, обезумев от обиды. Парень влюблён, что называется, по уши и совершенно не замечает, как Алиса его использует и унижает.
Вот около их столика останавливается администратор ресторана, вежливо спрашивает, всё ли в порядке и желает хорошо отдохнуть.
– Что это она с тобой такая ласковая? – с насмешкой говорит Алиса. («Разве к тебе можно хорошо относиться?»)
Игорь проглатывает насмешку и спокойно объясняет:
– Когда у человека своя машина, он дружит с ГАИ.
– Хм, – так реагирует Алиса, принимаясь за еду.
Игорь нежно смотрит на неё, вздыхает и тоже берётся за вилку.
Здесь конфигурация ясна: он старается заслужить благосклонность Алисы, демонстрируя свою влюблённость и нужду в ней – точно так же, как это проделывала наша героиня по отношению к Артуру. Её сердечко, конечно же, остаётся холодным, тем не менее она позволяет Игорю водить себя в рестораны, развлекать и обожать. Алиса откровенно использует парня для заполнения вакуума в своей жизни, давая ему ложные надежды и не собираясь их осуществлять.
Во время танца Игорь начинает:
– Я давно хотел тебе сказать…
– Я всё знаю, – останавливает его девушка. – Только не могу я!
Означает эта душещипательная фраза следующее: «Я знаю, что ты в меня влюблён, ведь я сама поддерживаю в тебе это чувство. Я ходила и буду ходить с тобой по ресторанам, ты можешь и дальше придумывать, как тебе меня развлечь. Но я отказываю тебе в любви, так как я вся в обидах и в страданиях, и это даёт мне право манипулировать тобой. Поэтому продолжай завоёвывать меня, продолжай надеяться, так и быть, я разрешаю тебе это.»
– Не можешь забыть его? – спрашивает Игорь.
– Забыла! Совсем забыла! – отвечает решительно Алиса, надувая губы, хмуря брови и прекращая танцевать; лицо её уподобляется грозовой туче. Двойное послание, понимай как хочешь: словами говорю – забыла, а поведением показываю – никогда не забуду.
Дорогие читатели, давайте запомним такой урок: не нужно давать людям ложных надежд. Никогда не обнадёживайте другого человека тем, что вы не хотите, не можете и не собираетесь ему дать.
Да, в нашей истории Игорь сам рад поддаваться этим надеждам, он рад привязываться к любимой девушке всё сильнее, и, возможно, как раз её холодность является тут катализатором. Ему очень хочется помочь Алисе, вытащить её из негативных переживаний. Но нельзя заставить другого человека перестать страдать, если он сам не хочет! А Алиса не хочет.
На некоторое время оставим этот клубок разнонаправленных эмоций и перенесёмся обратно в деревню, к Артуру и Кристине.
Кристина сидит за своим столом в бухгалтерии, когда вдруг входит сердитый Николай со словами:
– Вот ты трудишься, а муженёк твой дурака валяет!
Он пришёл пожаловаться Кристине на мужа. Не кажется ли вам это странным? Не думаете ли вы, что управленец должен сам решать рабочие задачи? Кристине следовало бы отказаться обсуждать эту проблему с Николаем.
Кстати, а в чём проблема, почему Артур бездельничает? До сих пор он был на хорошем счету, работал ответственно и не ленился. Что случилось? А случился сильнейший туман, и инструкция по технике безопасности запрещает валить деревья в таких условиях.
Артур отказался выходить на работу и правильно сделал. Но Николаю нужны кубометры, нужно количество, и он решил привлечь Кристину к давлению на Артура.
– Туман ему, видите ли, глаза застил! Отказывается идти на участок, – жалуется Николай.
Входит Артур вместе с напарником.
– Ты приболел, Артур? – спрашивает Кристина. – С утра вроде здоровый был.
Кристина, к сожалению, поддаётся влиянию Николая и принимает участие в этой манипуляции. Вдвоём они низводят Артура на позицию глупого, капризного ребёнка, а сами играют роль строгих и требовательных родителей.
– Я и сейчас здоровый! – по – детски огрызается Артур. – Нельзя в тумане работать! Техника безопасности не позволяет! И напарник отказывается.
– Напарник твой лодырь известный! – парирует Николай.
– Не дело это, Артур. Не для того мы здесь, чтобы баклуши бить, – поддерживает его Кристина.
Да, всё выглядит так, как будто родители приучают неразумного дитятю к полезному труду. Вот и кастрация в чистом виде. И не только в психологическом аспекте, но и в физиологическом.
Сейчас поясню, что я имею в виду. Артур ведётся на манипуляцию, ему не хватает мозгов справиться с давлением, даже при том, что его напарник стоит на своём и не боится перечить начальнику. Артур пойдёт в лес в одиночку – а это тоже запрещено инструкцией. Дело закончится так, как и следовало ожидать: он не сумеет увернуться от падающего дерева. Результат – серьёзнейшая травма позвоночника, и он будет прикован к постели, возможно, всю оставшуюся жизнь.
По – человечески ему можно посочувствовать. А говоря метафорично, Артур, получив травму, уподобляется грудному младенцу – беспомощному и зависимому. И получилось это потому, что он изначально находится в детском эго – состоянии. Его развели, как ребёнка, а он легко поддался на провокацию, даже осознавая, что ввязывается в опасную авантюру. На детских эмоциях совершил трагическую глупость и заплатил за неё несоизмеримо дорого.
– Ладно, хватит зудеть! – вскидывается Артур в ответ на воспитательные назидания. – Пошли, Вован!
– Не‑а, – спокойно отвечает напарник. – Боюсь, родная мама без сына останется.
Артуру стоило бы тоже об этом подумать и отказаться от работы сразу, как только он увидел, что его друг – начальник ведёт себя как крыса. Лучшим выходом был бы переезд обратно в город и возвращение на прежнюю работу. Проявив здравый смысл и не дав себя кастрировать, он сберёг бы своё здоровье и свою семью.
Видите ли, дорогие читатели, можно обвинить во всём Николая и Кристину. Но я против того, чтобы снимать с человека его ответственность за самого себя. В данной ситуации противостоять давлению было довольно легко – инструкция по технике безопасности Артуру в помощь. Тем не менее он идёт ловить своим лбом пулю. Видимо, старается показать жене и другу, что он настоящий мужик, но на деле демонстрирует свою полную несостоятельность. И вы, друзья мои, учитесь, как не нужно поступать! Здоровье – это главная ценность, оно дороже любых денег. Уверен, что вы согласны со мной.
Артур выходит, хлопнув дверью, а Кристина улыбается ему вслед. О чём эта улыбка? О том ли, что она рада отправить муженька на смерть? Или о том, что ей удалось настоять на своём, и она уже видит, как он всю жизнь будет плясать под её дудку? А может быть сладкая мысль о деньгах заставляет её улыбаться? И даже возможен такой вариант: она довольна, что Артур не узнал о её интрижке с Николаем.
Как бы то ни было, Артур действительно мог погибнуть, и тогда наша повесть продолжалась бы совсем в ином направлении. Но он выжил, а на этом моменте заканчивается вторая из условных новелл и начинается третья.
Итак, Артур повредил позвоночник, не может двигаться, прикован к койке. Честно говоря, в голову приходит сравнение с упрямым ребёнком, который думает: «Вот назло маме не надену шапку в мороз, будет у меня отит, гной потечёт, боль будет ужасная, температура высокая – зато я маме насолю!»
Артур насолил всем – в первую очередь самому себе, а также и жене, и матери. Имейте в виду: всё, что делается назло кому‑то, заканчивается неприятностями, позором, а иногда и трагедией, как в этой повести.
Несколько месяцев наш герой проводит в больнице, затем его перевозят в деревню, и он лежит в кровати день за днём. Наблюдает, как течёт жизнь за окном. Наблюдает, как товарищи проезжают мимо дома на работу. Наигрывает на гитаре, положив её себе на живот. Тоскует. Обижается на Кристину за то, что она спит в другой комнате.
В один из дней неожиданно у них появляется Николай и заводит разговор:
– Вот какая штука получается. Артур: с работы меня хотят снять. И вроде как по твоей милости.
– Это как? – удивляется Артур.
– А вот так! Приехала комиссия, и устроили мне судилище. Вроде я в отношении тебя нарушил технику безопасности.
Вы, наверное, уже догадываетесь, зачем пришёл этот хмырь. Он хочет, чтобы Артур взял всю ответственность за несчастный случай на себя.
– Гнал я тебя в тот день на лесосеку? – давит Николай. – Не гнал! Ты сам вызвался, заработать хотел. Давай, подпиши вот здесь. Мол, увечье получил по собственной вине и никаких претензий.
– Не слушай его! – вмешивается Кристина. – Я знаю, теперь он должен тебе доплачивать!
Приходит и мама, с гневом смотрит на Николая и говорит:
– Уходи отсюда! И к нам дорогу забудь!
Артуру никто не даёт слова вставить. За него уже всё решили и сказали. Обе женщины считают, что он сам не в состоянии сообразить, как ему поступить. Возможно, из противоречия – того самого чувства «сделаю назло» – Артур подписывает заявление, подсунутое ему Николаем.
Дорогие девушки – читательницы, я сейчас выскажу одно предположение, и вы обдумайте его, хорошо? Может быть, я окажусь неправ, но вряд ли. А речь вот о чём: каждый человек, читая повесть или просматривая фильм, мысленно отождествляет себя с кем‑то из персонажей. Я думаю, что большинство из вас отождествляет себя с Алисой. Что скажете – так это или нет?
Скорее всего, кто‑то даже думает: «Вот и подело́м Артуру, он поплатился за то, что отверг и обидел милую девушку Алису! Если бы он на ней женился, то с ним не случилось бы несчастья. А он выбрал гадкую Кристину, вот пусть теперь раскаивается!» Представляя себя на месте Алисы, вы радуетесь тому, что она «отмщена». И надеетесь, что все, кто вас обидел в реальной жизни, будут так же страдать, как Артур. Посещают вас такие мысли? Если нет, я рад за вас!
Кристина на самом деле не выдерживает груза тяжёлой ситуации и тайком уезжает, забрав свои вещи и не предупредив никого. А можете ли вы отождествить себя с этой героиней? Поставить себя на её место, нарисовать картину той жизни, которую вынуждена была вести Кристина? Очень легко её осудить, покачать головой и сказать строго: «Ай – яй – яй, как нехорошо!» Но не нужно этого делать, если вы сами не были в таком же положении. Желаю вам никогда и не испытать такого.
Сколько вокруг нас разворачивается историй, когда двое клянутся друг другу быть вместе всегда, вечно, всю жизнь – и сами верят в свои клятвы в тот момент, когда их произносят. Но стоит только температуре окружающей среды измениться на один градус в одну или другую сторону, и вот уже оба поворачиваются друг к другу спиной, называют клятвы глупостью или ошибкой молодости и ищут повода разбежаться как можно быстрее и дальше. И это в самой обычной жизни, а что уж говорить о чрезвычайных происшествиях.
Никто никогда не знает заранее, как он будет проявляться в той или иной ситуации. Как говорится, не судите – и не судимы будете. Поэтому давайте посмотрим на побег Кристины как на закономерное действие этого конкретного человека в данных обстоятельствах.
Вернувшись в город, Кристина в ближайшие же выходные приходит на танцевальную площадку. Алиса танцует там с Игорем, но как только видит Кристину, сразу бросает поклонника и устремляется к сопернице.
– Где Артур? – требовательно спрашивает она.
– Тебе зачем? – удивляется Кристина. Потом, под нажимом Алисы, всё же рассказывает, что Артур стал калекой, и даже называет адрес дома в деревне.
– Глупая ты! – говорит Кристина. – Если и поедешь – сбежишь.
Как вы догадываетесь, Алиса немедленно едет в деревню. Мама Артура открывает ей дверь, и наша героиня сообщает:
– Я к Артуру.
Мама впускает её и проводит в комнату.
– Здравствуй, Артур, – с трепетом в сердце Алиса смотрит на любимого.
– Я тебя звал? – кричит тот рассерженно, ведь он надеялся, что это жена вернулась. И чуть позже говорит матери: – Зачем ты её пустила, мама?
– Она в леспромхозе работать будет, нужно же где‑то жить, – объясняет мать.
– Не нужны нам постояльцы. Мне в доме покоя хочется. Недолго уже осталось.
– Крепись, сынок, такие ли с войны приходили!
– То с войны, за это и пострадать святое дело. А за глупость свою да за жадность…
Артур считает, что жизнь его никому не нужна, и в первую очередь ему самому. Как‑то ночью он решает закончить это мучение. Несколько упаковок сильного обезболивающего он растворяет в стакане воды и собирается выпить. Но Алиса слышит звяканье ложечки, которой он размешивает порошки, и входит к нему.
– Что тебе нужно? – злится Артур.
– Оставь мне половину, – тихо говорит Алиса. – Без тебя я не буду жить…
Опасные слова, ибо они означают следующее: «Если ты покончишь с собой, я сделаю то же самое и тогда в моей смерти будешь виноват именно ты». Возможно, это и заставляет Артура вылить раствор из стакана на пол, а не к себе в рот.
Начинается новая страница в жизни героев и последняя, оптимистичная новелла в нашей повести.
Алиса посвящает свою жизнь заботе о любимом. Для неё очень удобно, что лежачий объект заботы не может никуда деться, он всегда под рукой, а кроме того, исключены всякие любовные похождения Артура, и соперницы у неё не будет.
Это я иронизирую. В действительности Алиса показывает себя с очень позитивной стороны в этой новелле. Она учится тому, чтобы жить с улыбкой на лице и всегда поддерживать в себе хорошее настроение, вне зависимости от происходящего. Она учится воспринимать Артура как нормального, здорового мужчину (в том числе и в интимной сфере), а не как калеку – инвалида. Она общается с ним не из жалости, а на равных. И Артур постепенно начинает ценить такое отношение и уже испытывает привязанность к Алисе.
Развешивая бельё в саду, Алиса случайно ломает старую табуретку. Мама Артура предлагает починить её.
– У нас мужчина в доме, – отвечает Алиса весело, – он и починит.
Это очень правильная позиция – ведь человек становится таким, каким его видят окружающие. Алиса видит Артура умелым мастером, способным решать мужские задачи. Она понимает, что дело, занятость совершенно необходимы Артуру для того, чтобы он сам начал считать себя полноценным человеком.
Так и будет, но не сразу: сначала Артуру не удаётся справиться с табуреткой, боль в спине не даёт приложить силу. И он в сердцах швыряет обломки на пол. Но Алиса спокойно поднимает их и снова кладёт на кровать.
А тут подоспело и новое испытание. Когда Артур был один в доме, кто‑то постучал в дверь.
– Входите, открыто! – крикнул Артур.
Вошёл – кто бы вы думали? – Игорь, разузнавший, где находится любимая девушка, и приехавший, чтобы её вернуть.
– Будь мужчиной, будь человеком, освободи её! – просит он Артура.
– Я не держу. Может, ты и прав. Возьми, увези её. Только от меня не требуй.
Очень тяжело Артуру добровольно отказаться от человека, который стал таким близким и принёс в его жизнь свет и любовь. Но Игорь уверен, что ему удастся уговорить Алису уехать с ним.
Алиса возвращается с работы, и приезд Игоря для неё полнейшая неожиданность. Они выходят из дома, и он говорит ей:
– Я квартиру получил. Жду тебя. Жизнь за тебя готов отдать.
– Вот и я готова. За него.
– Я сделаю всё что ты хочешь, всё что надо.
– Коляску, – сразу, не задумываясь, отвечает Алиса. – Инвалидную. Чтобы он сам ездить мог.
После долгого молчания Игорь вздыхает.
– Коляску… С коляской придумаем что‑нибудь.
Пока шёл этот разговор, Артур уже мысленно попрощался с Алисой. Он очень переживает, но в данной ситуации переживания обращаются в действие: он хватает обломки табуретки, приставляет их так и сяк, подбивает молотком – и вот табуретка снова цела.
Пожалуй, это главный момент нашей повести. Герой справился с задачей, несмотря на препятствие. Проявил настойчивость и преодолел собственную немощь. Получил результат – первый в цепочке побед, которые в итоге приведут его к выздоровлению.
Вернувшаяся Алиса обнимает починенную табуретку, кружится и танцует с ней – как умеет, подчёркивает значимость этой маленькой победы, вдыхая в Артура жизнь, желание продолжать заниматься делом и достигать результатов. Можно сказать, что табуретка явилась символом возрождения, ступенькой к новой жизни! Да, именно так, хоть и звучит это забавно!
Алиса могла бы взять табуретку с равнодушным лицом и сказать что‑нибудь вроде: «Ну ладно уж, давай её сюда; хоть и криво ты сбил, но сойдёт, что с тебя взять». Такой путь обесценивания привёл бы героя к смерти. Да и не только в этом эпизоде, но и вообще в жизни – обесценивание достижений человека убивает его, парализует его волю и дееспособность. Помните об этом, друзья мои, не считайте за лишний труд похвалить кого‑то, порадоваться малым достижениям – и тогда окрылённый человек быстро дойдёт и до больших побед.
А как много детей получают постоянное обесценивание со стороны своих родителей, что заклинает их становиться неудачниками, лентяями, алкоголиками и просто несчастными людьми.
Артур, видя восторженную реакцию Алисы, и сам улыбается от души. Он понимает, что не одинок, что может приносить пользу и радость людям.
– Погодите! – говорит он. – Я вам такое кресло построю!
Отлично – уже и следующий шаг определился. Но кресло придётся отложить, потому что для Артура найдётся занятие поинтереснее. Дело в том, что несколько дней назад Артур вырезал из дерева пару игрушек для детишек своего друга Дмитрия. Жена отнесла игрушки в школу показать своим ученикам. И вот Дмитрий приходит к Артуру с неожиданным предложением:
– Возьмёшься детей обучать? На дому, конечно! Трудовика‑то в школе нет, ставку тебе нашли.
Хочешь помочь человеку по‑настоящему – не давай ему рыбу, дай ему удочку. А ещё лучше – научи его, как сделать удочку. Дать человеку готовую еду, да разжевать, да в рот положить значит играть с ним в Спасателя и делать его полностью зависимым. Дать ему знания и умения, как самому себя обеспечить едой, значит подарить ему независимость и возможность роста.
То, что предложил Дмитрий – лучший из возможных вариантов: Артур будет иметь творческое занятие, уважаемую работу, зарплату, общение с людьми. Разумеется, Артур соглашается, а Алиса с благодарностью обнимает Дмитрия.
Теперь домой к Артуру приходят ученики – мальчишки разного возраста, он учит их вырезать по дереву, управляться с инструментами и сам при этом создаёт нужные и красивые вещей. А в свободное от уроков время упорно тренируется лёжа и сидя, укрепляет ослабевшие от долгого бездействия мышцы.
И когда Игорь привозит для него инвалидную коляску, Артур уверенно перемещается в неё и становится гораздо более подвижным и активным.
Он берётся ещё за одно важное дело – реставрирует деревянные экспонаты по заказу музея из ближайшего города. Директор музея, интеллигентный старик, забирая очередную отреставрированную работу, дарит Артуру книгу про деревянные скульптуры, а в разговоре высказывает свои мысли:
– Плохих жён, по моему разумению, не бывает. Как и плохих мужей. Ежели что неладно в семье, спрос с обоих.
Да, это необходимо помнить! Как было сказано ранее, семья – это система, и вклад в её поддержание и работоспособность вносят все участники. Никогда не бывает один виноват, а другой прав. Всегда ответственность в равной степени на обоих супругах. Разумеется, мы сюда не включаем случаи противозаконные, мы говорим об обычной семье.
Видите ли, если один из супругов, например, чрезмерно увлекается алкоголем, то это не его личное увлечение, а общее семейное. Если сын хулиганит в школе и получает двойку за двойкой, то это оценка работы всей семейной системы. Один из супругов ходит налево – значит, вся семья организовала для него это занятие.
Кстати, а что же происходит с Кристиной? В городе она чувствует себя неуютно – к ней все знакомые стали относиться холодно из‑за того, что она бросила Артура. И Кристина решает вернуться к мужу.
Она приезжает на электричке и идёт через поле, мимо речки. Слышит весёлый смех, плеск воды, смотрит из‑за деревьев – это Алиса катает Артура в его коляске по краю воды, они дурачатся, брызгаются водой, хохочут… Кристина понимает, что она здесь лишняя и, тихо отступив назад, чтобы её не заметили, уходит совсем.
А Алиса в этот момент сообщает Артуру потрясающую новость:
– Маленький у нас будет!
От сильного волнения Артур неожиданно встаёт с сиденья коляски, Алиса подбегает, обнимает его, и они стоят, прижавшись друг к другу и вместе переживая радость.
Давайте пожелаем им всего самого прекрасного. Да и остальным героям тоже – пусть у всех жизнь сложится наилучшим образом, пусть каждый обретёт то, что ему нужно для счастья.
Наша повесть подошла к концу. Мы с вами увидели множество случаев, которые могут стать примерами того, как не нужно поступать. Были и замечательные примеры вдохновляющего поведения, были важные моменты, на которые я призывал вас обратить внимание.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Много ли уроков извлекли вы из этой истории? Даже если она показалась вам не слишком поучительной, надеюсь, что хотя бы парочку полезных мыслей вы нашли в ней. Берите их в свою жизнь, пользуйтесь ими как инструментом для более точной настройки собственных действий. А если вы решили, что здесь написана полная ерунда, просто сравните описанные в повести ситуации с опытом ваших друзей и знакомых и сделайте собственные выводы.
Всё, что пробуждает в вас желание мыслить, анализировать и совершать шаги к улучшению своей жизни – я приветствую и поддерживаю!
Контакты: