Найти тему

Местонахождение счастья (Повесть)

Часто ли вам случается погружаться в мечты, друзья мои? Отключаться от окружающей действительности, плыть в мягких облаках своих мечтаний, с умилением любуясь картинками, так не похожими на обыденность… Вздыхать о том, что вряд ли эти мечты когда‑нибудь сбудутся…

Кстати, почему так часто слово «мечты» употребляется в связке со словом «несбыточные»?

Видите ли, для огромного большинства среднестатистических людей процесс мечтаний является гораздо более приятным, чем процесс осуществления своих фантазий. Вот ведь какой парадокс: чем сильнее обыватель мечтает о чём‑либо, тем энергичнее будет сопротивляться осуществлению этой мечты. Он даже может иногда производить некие телодвижения, убеждая себя и окружающих, что пытается достичь желаемого. Но на деле окажется, что всё это хаотическое трепыхание уводит его в противоположную сторону.

В чём причина? Да в том, что витать в снах и слаще, и проще, чем продумать и составить чёткий план и действовать, прикладывая конкретные усилия. Погружение в мечты позволяет избежать столкновения с препятствиями, уберечься от развивающего стресса.

Нужно также помнить, что человек является следствием ситуации, в которой он находится, и следствием того, чем было наполнено его детство. Многие люди проживают всю жизнь, слепо подчиняясь ситуациям. Большинство из нас просто не отдают себе отчёт в том, что они ничего не решают в своей жизни, а полностью зависят от обстоятельств и внушений. Но те, кто хотя бы немного приоткрывает глаза, стараясь определить своё место в окружающей обстановке, могут получить возможность влиять на неё, а затем – и создавать её по своему ви́дению. К сожалению, таких людей немного.

Главный герой этой повести Артур то и дело уходит в грёзы о прекрасной незнакомке. Сама эта девушка вполне реальна, она каждый день встречается нашему герою в автобусе. Но ему так сладко мечтать о любви, взаимопонимании, счастливой семейной жизни с этой милой красавицей, что до реальных шагов знакомства у Артура никак не доходит.

Вот он представляет себе, как они сидят в зале театра и соприкасаются плечами. Вот – они дома в окружении десятка детишек. Вот он дарит ей цветы, а она нежно смотрит на него. Они молча танцуют, и красавица опускает головку ему на плечо. Едут в пустом автобусе, держась за руки…

Но обратите внимание: ни в одной из грёз Артур не разговаривает с девушкой – они лишь смотрят друг на друга и улыбаются. Даже здесь, в мире своих мечтаний, он ставит себе ограничители, чтобы не разочароваться. Чем меньше один человек знает о другом, тем легче ему достраивать образ и любить его – любить образ, картинку, а не женщину или мужчину. Образ – это сосуд, а мечтатель наполняет его тем содержимым, которое ему приятно.

Между прочим Артуру уже сорок, он вполне взрослый дядя с устоявшимися привычками и образом жизни. Он работает в некой инженерной конторе, в окружении молоденьких, симпатичных и довольно бестолковых сотрудниц. Давайте посмотрим, что происходит в лаборатории Артура в рабочее время на рабочем месте.

Дамочки окружили гадалку (и по совместительству торговку шмотками) Зарину, которая как раз сейчас рассказывает одной из девиц:

– А на бубновом валете успокоишься!

– Любовник, что ли? – оживляется та.

Ах, как хочется барышням, чтобы им пообещали, что у них всё будет хорошо, но не просто хорошо, а с долей таинственности. За такое и заплатить не жалко – ну и пусть меня дурачат, а я удовольствие от этого получаю! Многие люди готовы подставлять свои мозги для заполнения сладкой ватой, потому что сами не способны заполнить их чем‑нибудь толковым.

Такого рода «гадалки» любые успехи в жизни своих жертв приписывают своему «верному» гаданию и этим формируют у жертв зависимость. Друзья мои, бойтесь тех, кто льёт мёд вам в уши – этому человеку что‑то от вас нужно!

Но здесь гадалка и девицы находятся в абсолютной гармонии друг с другом: она их разводит и получает деньги, а они имеют возможность витать в розовых облаках. А мы с вами знаем, что обмануть можно только того, кто готов быть обманутым. В этой формуле работает и обратная перестановка: кто любит быть обманутым, тот сам с лёгкостью обманывает других. Вот как та девушка, обрадовавшаяся вероятному любовнику. Она замужем, но это ничего не значит: бубновый валет – так романтично!

Напомню: идёт рабочий день. Трудится в этом отделе только один Артур – за своим столом паяет какой‑то прибор. Остальные сотрудницы, отключив мозги, тянут рабочее время, чтобы ничего не сделать, в конце дня уйти домой с чувством исполненного долга, а в конце месяца получить «заслуженную» зарплату.

– Тише, мужчина услышит! – понижает голос Зарина и смотрит в сторону Артура.

– Да какой он мужчина! – машет рукой барышня. Остальные девушки весело улыбаются.

Глупые бездельницы самоутверждаются за счёт единственного человека, который делает хоть что‑то полезное. Но они пренебрежительно относятся к Артуру ещё и потому, что он не клюнул ни на одну из них, не завёл романчика ни с кем из девушек, ни одной не удалось его обворожить. А уж будьте уверены, что они старались.

Не знаю, можно ли отнести такую стойкость к заслугам нашего героя. Скорее, причина в его совершенно детском эго – состоянии. Настолько детском, что он просто прячется от реальных отношений.

Вот и стал он для своих коллег – женщин чем‑то вроде сточной канавы, куда они сливают своё плохое настроение и негативные эмоции. Сказала гадость про Артура – и вроде полегче на душé!

С другой стороны, такое обесценивание идеально вписывается в картину мира Артура. Потому что он и сам себя не ценит, не считает мужчиной. А вырастает такое самовосприятие из отношения родителей к ребёнку. Дальше мы увидим, как родители нашего героя всячески подчёркивают, что их сорокалетний сын – это малое дитятко, несамостоятельное, глупое и не заслуживающее уважения.

В общении с сотрудницами Артур получает подтверждение этого убеждения, близкого и привычного ему. Так что и с этой точки зрения в отделе царит полная гармония – каждый получает то, что хочет.

Одна из девиц, почувствовав лёгкие угрызения совести, решила показать, что она на самом деле добра и заботлива:

– Артур, не слушай нас! («Мы знаем, что ты нас слышишь и рассчитываем на это, но сделай вид, что не слышишь!»)

– Хорошо, не слушаю, – покладисто отвечает тот. («Говорите обо мне всё, что вам хочется, я притворюсь, что это не про меня».)

– И, пожалуйста, не смотри! – добавляет другая девушка, раздеваясь посреди комнаты, чтобы примерить обновку, принесённую гадалкой – торговкой. («Ты, конечно, не мужчина, но я же вот прямо перед твоим носом раздеваюсь, неужели ты не взглянешь?»)

Какой град двойных посланий в этих трёх коротких фразах! Такие послания разъедают мозг почище кислоты. Знаете, многие беды в жизни человека происходят оттого, что он привыкает говорить и думать в режиме двойственности, и при этом рано или поздно перестаёт понимать, что же он сам в действительности думает. А это есть потеря своей индивидуальности. Вероятно, индивидуальность не имеет большого значения для амёбы (хотя и об этом можно поспорить), но уж для человека отсутствие «я» серьёзная потеря.

К Артуру подходит ещё одна сотрудница, Леночка, которая, как кажется, относится к нему лучше остальных. Её хорошее отношение вызвано тем, что Артур помогает ей писать диссертацию. Вернее, практически пишет за неё. Леночка его эксплуатирует, как крепостного, но ей необходимо создавать иллюзию дружбы, взаимопомощи – чтобы он не соскочил с крючка. Поэтому в ход идут периодические комплименты и подбадривающие слова:

– Слушай, если защищу диссертацию – с меня подарок! («Пока ты ещё не заслужил благодарности, а в случае моего успеха получишь подачку».)

Это тоже двойственная ситуация: Артур настолько мягкотел и податлив, что создаёт сильное искушение для остальных пользоваться им на полную катушку. А с другой стороны, для него это положение тоже выгодно – оно порождает сладкие мысли о том, какой он хороший, как помогает окружающим, как всех выручает. Очень приятные мысли, почти такие же приятные, как мечтания об автобусной незнакомке.

Дорогие читатели, вы чувствуете, какой тут клубок взаимных манипуляций и всеобщего лицемерия? Ну что ж, будем разбираться в этом переплетении дальше.

– Кстати, ты вчера был? – придвигаясь ближе, полушёпотом спрашивает Леночка.

– Был.

– Ну? – Починил магнитофон.

Речь идёт о следующем: Леночка направила Артура к своей незамужней приятельнице под предлогом починки магнитофона, а на самом деле – для знакомства. Это происходит уже не первый раз: Артур бесплатно перечинил кучу техники разным её подружкам и знакомым дамочкам, а Леночка таким образом демонстрирует свою заботу об Артуре («Видишь, как я стараюсь устроить твою личную жизнь, ты должен быть мне благодарен за это!»).

Да уж, Леночка – изощрённый манипулятор! В умении обводить Артура вокруг пальца она даст сто очков вперёд остальным девушкам. Но, так или иначе, все они вертят простаком Артуром как хотят.

А между тем Артур – не поверите! – начальник этой лаборатории. Хотя бы раз он запретил девицам превращать отдел в примерочную, или настоял, чтобы в рабочее время все работали, или предложил гадалке устраивать свои аттракционы в другом месте… Но нет, он не решается даже на это. Поэтому и стал буквально всеобщим рабом, а своих сотрудниц приучил к безделью.

– А как хозяйка? – продолжает допытываться Леночка.

– Это не для меня… Она, конечно, симпатичная, но как‑то, знаешь…

– Ну, понятно! – с сарказмом говорит Леночка, усаживаясь на своё место с недовольной гримасой («Я так и думала, что ты не мужчина вообще, ну, что с тебя возьмёшь, пиши уж тогда мою диссертацию, так и быть!»).

Заботливая коллега и здесь не отказывает себе в удовольствии кастрировать Артура ещё больше, хотя там и кастрировать уже нечего. Заняв позицию Спасателя, Леночка использует все рычаги для удушения спасаемого – это, как вы знаете, обычная практика всех Спасателей в пределах драматического треугольника. В данном контексте Жертва, конечно же, Артур, а Преследователь – его проблемы в личной жизни.

Да, дорогие читатели, в этой истории перед нами разворачивается драма. Она в некоторых моментах может показаться комедией и вызвать смех, но смех здесь – защитная реакция, когда мы оберегаем себя от того, что причиняет нам боль.

– Слушай! – неожиданно вспоминает Леночка. – Есть такой вариант: у сестры моей подруги сломался усилитель. («Давай же продолжать наши игры! Я от тебя не отстану, буду и дальше навязывать тебе свою заботу!»)

Артуру и хочется отказаться, да он не умеет говорить «нет». Это беда многих людей – бывает сложно отказать тому, кто вроде бы к тебе хорошо относится. Но вспомните золотое правило: чем сложнее вам сказать «нет», тем быстрее и решительнее вы должны это сделать, чтобы не втягиваться в манипулятивные игры.

– Лен, тебе не кажется, что всё это бессмысленно? – мямлит Артур.

– Ты себе не представляешь…, – с жаром начинает Леночка убеждать его («Ты себе не представляешь, насколько лучше я знаю, как тебе нужно жить! Ты же без меня пропадёшь, пустоголовый дурачок!»).

И конечно, она продавила бы нашего героя и заставила снова плясать под свою дудку, но тут гадалка, убрав в сумочку полученные деньги, прервала их разговор безапелляционным:

– Эй, начальник! А ну‑ка, подпиши пропуск!

Не случайно она назвала Артура начальником: надо же польстить ему, чтобы он и дальше смотрел сквозь пальцы на её коммерческую деятельность. А забирая подписанный пропуск, она хватает его ладонь и говорит:

– Э‑э, слушай, тебя в жизни перемены ожидают! Новый человек в твоей жизни появится!

О да, опытная мошенница прекрасно знает, чем можно зацепить внимание клиента. На самом деле она могла нагадать то же самое любому из вас, мои друзья, и это сбылось бы. Потому что каждому человеку постоянно встречаются новые люди и постоянно что‑то меняется; это естественный ход жизни. Любое гадание – это набор банальностей, с которыми нельзя поспорить. А уже сами клиенты гадалок придают этим банальностям какое‑то значение и сами же ищут им подтверждение.

Вот и наш герой при словах Зарины задумчиво смотрит на неё, позабыв про паяльник. А гадалка, решив, что без компенсации уходить не годится, уверенно берёт яблоко со стола Артура и молча выходит, взмахивая юбками и хрустя яблоком.

Рабочий день заканчивается, и у Артура сегодня вечером важное мероприятие: он и его родители идут в гости знакомиться с очередной кандидаткой в невесты.

Людмила Петровна и Иван Васильевич ждут сына на улице, они уже купили за него цветы и тортик.

– Может, сегодня, наконец, счастье улыбнётся нам, – говорит Людмила Петровна мужу.

Обратите внимание на местоимение «нам»: родители считают себя единым целым со своим великовозрастным сыном. В их понимании он так и не отпочковался от мамы с папой. Видимо, с самого детства Артур всё время слышит: «Мы кашку поели», «Мы в садик пошли», «Мы школу закончили», «Нас начальником лаборатории назначили», «Мы никак не можем жениться»…

Слова, которые человек употребляет в своей речи, часто обнажают его скрытые мотивы и убеждения. Людмила Петровна и Иван Васильевич никогда не согласились бы с утверждением, что они считают своего сына несамостоятельным болваном, который не способен решить ни один вопрос в своей жизни. Но именно так они относятся к Артуру. Интересно, как они представляют себе его будущую семейную жизнь? Вероятно, они будут караулить под дверью супружеской спальни, готовые помочь, если сын промахнётся.

Ужасно, что любящие, заботливые родители не позволяют Артуру вырасти; они много лет назад опутали его липкой паутиной, приклеили к себе – так он и существует по сей день, увеличиваясь в размерах, но оставаясь ребёнком.

– А‑а, – отзывается Иван Васильевич, – безнадёга…

Друзья мои, в этой ситуации мы с вами тоже видим красноречивое двойное послание. Как вы думаете, действительно ли родители всей душой хотят, чтобы у сына появилась своя семья? Боюсь, что совсем наоборот. Думаю, их пугает даже мысль о том, что Артур, возможно, переедет к жене, отдалится от них, ослабит эти крепчайшие цепи, которые на протяжении сорока лет приковывали его к родителям. Или что он – ещё хуже! – приведёт в дом постороннюю женщину, которая внесёт разлад в их семейную гармонию втроём.

Людмила Петровна и Иван Васильевич делают вид, что стараются женить сына, но на деле они довольны тем, что ничего не получается. Показывают Артуру, что ищут ему невесту, но исподволь внушают, что у него и не должно ничего получиться, не должно быть никакой личной жизни. Только работа и родители. «Безнадёга» значит: никуда он не денется от нас, будет нашей игрушкой, нашим пупсиком.

– Он уже сложившийся холостяк, – добавляет Иван Васильевич. («Вот и славно, наш пупсик будет с нами, пока мы живы».)

Любая система стремится к гомеостазу, равновесию, в том числе и семейная система. Она сопротивляется изменениям, старается уничтожить то, что может привести к нарушению привычного баланса. Поэтому и родители Артура – подсознательно, конечно – делают всё, чтобы он остался холостяком.

Например, сегодняшнее мероприятие. Скажите, дорогие читатели, и в первую очередь читательницы, как бы вы отнеслись к молодому человеку, который ходит на свидания в сопровождении родителей? Захотелось бы вам повторять такие свидания? Связывать свою жизнь с этим человеком? Полагаю, вряд ли. Вот и родители так же думают, поэтому упорно продолжают под видом заботы отваживать от Артура всех претенденток.

Завидев приближающегося Артура, Иван Васильевич говорит жене:

– Вон, посмотри, ну кто за такого пойдёт? («Наш сын жалкий валенок, ни на что не годен, это видно издалека».)

Скорее всего, Артур с младенчества впитал в себя убеждение родителей о том, что он никому не нужен (кроме мамы с папой), и с этим убеждением идёт по жизни. А как человек относится сам к себе, такое же отношение он запрашивает от окружающих. «Я точно знаю, что ни на что не гожусь, ну, пожалуйста, подтвердите это своими словами и своим поведением – и я буду спокоен!» – такой посыл излучает Артур во внешний мир. Как мы видели, его коллеги с удовольствием подтверждают.

Ранее я сказал, что человек является следствием ситуации, в которой он находится. Артур – яркий пример этой идеи. Со стороны мы видим шагающего по улице нормального мужчину в костюме, с портфелем; возможно, немного неуверенное выражение лица, но это не портит общего благоприятного впечатления. Однако родители столько десятилетий бомбардировали его своим отношением, что следствие налицо: Артур считает себя ничтожеством и будет им оставаться, чтобы угодить родителям.

– Ты не прав, Ваня, в нём есть своё очарование, – Людмила Петровна вроде бы возражает мужу, но в действительности говорит следующее: «Да, ты прав, он жалкий валенок, но всё же что‑то хорошее в нём есть, если приглядеться».

И снова скажу вам, дорогие друзья: в этой повести нет ничего комического. Я вижу в ней трагедию ребёнка, загнанного в угол людьми, которые его ненавидят, но считают, что причиняют ему добро. Хватит ли у Артура сил, чтобы хотя бы трещину пробить в этом железном коконе, куда он посажен с рождения? Для этого ему нужна очень сильная мотивация и поистине мощные мускулы.

Дело в том, что новые идеи всегда слабее старых привычек, и в сорок лет начать новую жизнь чрезвычайно сложно. Более того, невозможно изменить себя в одночасье – все изменения происходят постепенно, диффузно, для этого требуется кропотливая работа над собой. Капля за каплей камень точит! Но будем надеяться, что наш герой найдёт в себе скрытые ресурсы. Возможно, его история послужит кому‑то из вас примером или хотя бы толчком к размышлениям.

Тем временем Артур подходит к ожидающим его родителям.

– Ну, что? Идём? – спрашивает он, втайне надеясь, что встреча не состоится.

– Конечно, Артурчик, договорились ведь! – мама вкладывает ему в руки заготовленный букетик.

– Назад пути нет, – добавляет папа, и оба с двух сторон цепко берут сына под руки. Артур послушно идёт под родительским конвоем. А когда он случайно поворачивает голову, Иван Васильевич тут же одёргивает его:

– Не отвлекайся!

Да что же это, каждое движение находится под жёстким контролем? Шаг в сторону приравнивается к побегу? Именно так. Видимо, Артур даже дышит только по команде. Вы думаете, что эти детали преувеличены, гротескны? Может быть, совсем чуть‑чуть. Но когда начинаешь всматриваться в окружающую жизнь открытыми глазами и слушать открытыми ушами, можно обнаружить и более гротескные ситуации – и тем не менее абсолютно реальные.

Итак, Артур, его родители и родня предполагаемой невесты чинно пьют чай за столом. Где же сама девушка? Она в соседней комнате, знаками вызывает к себе свою тётушку и громким шёпотом выговаривает ей:

– Нашли кого привести! Что, я совсем никуда не гожусь?!

– Эллочка, он очень хороший человек, – оправдывается тётушка. – Умница большая, из хорошей семьи. Ведь ты же столько раз обжигалась!

Если человек много раз обжигался – значит, он получает от этого удовольствие. Похоже, родственники хотят лишить дамочку этого развлечения, пытаясь выдать её замуж. Но не тут‑то было!

– Лучше сто раз обжигаться, чем выйти за такого! – заявляет любительница острых ощущений, по совместительству – одинокая мамаша с ребёнком.

Она так и не присоединится к чаепитию. Артур сидит, зажатый с двух сторон своими родителями. Все молчат. Скорее всего, шёпот из другой комнаты доносится сюда очень хорошо. Артур снова получает подтверждение своего ничтожества, причём Людмила Петровна и Иван Васильевич немало поспособствовали этому, затеяв знакомство и притащив сюда сына. Не это ли было их целью? Ведь что происходит, то и цель. А цель папы с мамой, как мы выяснили – ни в коем случае не выпустить Артура из кокона. За много лет их потребность опекать сына превратилась в зависимость, сродни наркотической. А от такой зависимости избавиться почти невозможно.

Но не слишком ли я суров к родителям героя? Можно сказать и по‑другому: Людмила Петровна и Иван Васильевич – такие же малые дети, как и их сын; и всегда были такими. Неразумные, инфантильные младенцы в постаревших телах, привыкшие к тому, что ими всегда руководит какая‑то внешняя сила, позволяющая им не использовать свои мозги, не думать о причинах и следствиях.

– Телевизор у нас, к сожалению, не работает, – нарушает тишину одна из хозяек.

– Очень кстати! – тут же отзывается Иван Васильевич. – Вот Артур и починит.

Артур обречённо ставит чашку на блюдце.

Если родитель всю жизнь сам пережёвывает пищу, а потом перекладывает эту кашицу в рот ребёнку, у ребёнка могут выпасть зубы за ненадобностью – ему же не нужно ничего жевать. Если родитель всю жизнь сам общается с другими людьми вместо своего дитяти, тот рано или поздно одичает и разучится разговаривать – тоже за ненадобностью.

Ещё учась в школе, я заметил, как трудно бывает заставить мозг решать арифметические примеры на сложение и вычитание после того как несколько раз воспользуешься калькулятором. Мозг начинает сопротивляться напряжению, внушать: «Ну, что ты меня беспокоишь? Какие такие примеры? Да возьми калькулятор и не приставай ко мне!» Мозг тоже будет атрофироваться, если его не использовать. Тогда, в школе, я решил считать самостоятельно всё, что можно, а калькулятор использовать только в случаях, где без него не обойтись.

Родители Артура подавили у него функцию взаимодействия с другими людьми, на дали ей шанса развиться. Вот поэтому ему так сложно в жизни. Не умеет сказать нет, позволяет вытирать об себя ноги, подчиняется командам любого человека, которому придёт охота командовать нашим героем.

– Было бы очень неплохо! – оживляется хозяйка. Ещё бы – даровой мастер выполнит сложную работу всего лишь за чашку чая.

– Постарайся! – шепчет Людмила Петровна сыну, который безмолвно встаёт и направляется чинить телевизор. Конечно, без её подсказки Артур никак не сообразит, что нужно постараться.

Обратите внимание, как сильно родители обесценивают своего сына. Это обесценивание происходит на каждом шагу, в каждой сцене, в каждом разговоре. Можно ли ждать от Артура, что он, привыкши быть амёбой, превратится в орла? Очень уж маловероятно. И ещё менее вероятно, что родители смогут – не то что избавиться от своей зависимости, но хотя бы приуменьшить неусыпное давление на сына.

Артур берётся за работу, а хозяйка зовёт капризную Эллочку:

– Иди сюда, посмотри! Артур Иванович будет телевизор чинить!

– Вот когда починит, тогда и посмотрю! – отзывается строптивица, отклеиваясь на минуту от телефонной трубки. («Пусть он спасибо скажет, что я даю ему возможность чинить мой телевизор. А у меня другие планы, мне нужно найти следующего ловеласа, чтобы снова обжечься».)

Человек, относящийся к другим людям потребительски, сам становится для других таким же материалом. И это лишь вопрос времени, как скоро эту дамочку жестоко кинет очередной любовник, выпотрошив и отбросив, как использованную тряпку.

В общем, знакомство не состоялось. По дороге домой Артур заявляет:

– Всё нормально! Отрицательный результат – тоже результат.

Родители сурово смотрят на него. Да, он пытается оправдаться перед ними, хотя уж он‑то точно ни в чём не виноват. Но Людмила Петровна и Иван Васильевич очень хорошо умеют заставить сына чувствовать вину. Сейчас они считают его виновным в том, что он не сумел заслужить внимания «горячей штучки» Эллочки – хотя её внимание и яйца выеденного не стоит. Честно говоря, обидно за Артура!

– Зато одним вариантом стало меньше, и значит, вероятность в остальных попытках будет выше, – продолжает он.

– Вот если бы нам попалась простая, милая, задушевная, добрая…, – высказывает Людмила Петровна свои требования.

Но какая бы милая и задушевная девушка ни встретилась «нам», мы всё равно её не одобрим, потому что четвёртый – лишний в нашей семье. Да и требования эти из разряда нереальных. Вот и Иван Васильевич шутит:

– Такую даже я не нашёл в своё время.

– Она сама тебя нашла! – парирует жена. – А то и жил бы бобылём. – И, указывая на сына, добавляет: – Вот! Твои гены, между прочим!

Бедный Артур, снова его используют как мальчика для битья. Людмила Петровна по ходу дела невзначай кастрирует и мужа, и сына. Оба виноваты, оба плохи. Но Артур, конечно, самый никчёмный и нелепый.

Вся его жизнь могла бы быть совершенно иной, если бы родители с детства относились к нему как к умному, самостоятельному и успешному мальчику, затем юноше, потом мужчине. Если бы вдыхали в него бытийность победителя. К сожалению, не умеют они этого делать. Не обучены видеть плюсы, зато прекрасно находят минусы, подчёркивают и выпячивают их. Не знают слов похвалы и поддержки, зато легко льют осуждение, недовольство, упрёки.

Когда семейство подходит к двери своей квартиры, Иван Васильевич достаёт ключи, а Людмила Петровна командует:

– Иван, открывай!

Нужно ли говорить, что без её команды Иван Васильевич никогда бы не догадался открыть дверь, держа в руках ключ, и они втроём обречены были бы провести оставшиеся годы на лестничной площадке.

Артур с детства усвоил такую расстановку сил: женщина командует, мужчины выполняют распоряжения. Вот поэтому он и на работе никому из своих подчинённых не делает замечаний. В отделе работают одни дамы, кроме него, а ему положено подчиняться женщинам.

Пока Иван Васильевич возится с ключом, Людмила Петровна атакует сына:

– Так ведь хочется, Артурчик, чтобы дома звенел детский смех, пахло пелёнками и валялись игрушки. Неужели ты этого не хочешь? – подступает она к нему, с некоторой даже угрозой.

Подтекст: «Ты обязан хотеть того, что я говорю. Не имеет значения, что думаешь ты сам. В действительности я тоже этого не хочу, но мне важно постоянно держать тебя в состоянии виноватости. Изволь чувствовать свою вину и поддакивать мне!»

– Хочу, – уныло отвечает Артур. – Иначе я не пошёл бы к этой… Элле.

С громким раздражённым вздохом мама заталкивает сына в квартиру, папа ей помогает, подпихивая Артура в спину. Ведь сам зайти Артур не сможет – глуп слишком.

Утром Артур ждёт автобуса на остановке, направляясь на работу. Подъезжает нужный ему автобус, и у окна он видит ту самую таинственную незнакомку, которая будоражит его воображение. Как долго продолжается это витание в мечтах? Месяц, два или ещё больше? Нет, Артур никогда не решится заговорить с ней. Вот и сейчас, заметив её лицо в окне автобуса, он невольно отходит подальше.

Ах, какие противоречивые мысли и эмоции клубятся в нём! И хочет – и не хочет. И стремится – и боится. И мечтает – и избегает. Да ещё где‑то глубоко в подсознании сидит уверенность в том, что для родителей появление у сына любимой женщины явится сильнейшим стрессом. Они могут и не пережить такой ломки сложившегося десятилетиями образа жизни. Вспомните о наркотической зависимости! Бывает, что человек заболевает специально для того, чтобы приковать к себе внимание своих родных и помешать им заниматься их собственной жизнью. Вот и отступает наш герой подальше от возможного счастья, лишь бы избежать всех этих проблем, не наносить вреда родителям.

Но всё же на работу ехать нужно, и Артур, помявшись, последним заходит в автобус. Издалека посматривает на девушку, прикрываясь газетой каждый раз, когда встречается с её ответным взглядом.

Пока Артур трудится в своей лаборатории, неожиданно приезжает из другого города его двоюродный брат Лёня – он отправлен женой для покупки мебели.

Вот уж полная противоположность Артуру! Весельчак, балагур, тарахтит без умолку, сыпет шутками и смешит стариков. Наверное, и в семейной жизни у него всё в порядке, в отличие от Артура? Во всяком случае Лёня с радостью берётся обучить брата, как нужно знакомиться с девушками. Интересно, что выйдет из этого обучения?

Вообще, чему один человек может обучить другого? Только тому, что умеет делать сам. И наоборот – если сам не умеет, то, как бы ни старался, никого не сможет ничему научить. Например, сто́ит ли брать уроки по снижению веса у тренера, который явно имеет избыточные килограммы? Такой тренер, друзья мои, с успехом научит вас набирать вес. Что ж, и у таких учителей находятся клиенты, ибо не все люди действительно стремятся к тому, что декларируют. Некоторым нужно просто произвести какие‑нибудь действия для самоуспокоения, но ни в коем случае не добиться реального результата.

А уж если тренер по счастливым взаимоотношениям неоднократно разведён, или имеет парочку внебрачных детей, или регулярно постит свои фотографии с разнообразными девицами в купальниках – от него точно нужно держаться подальше.

Прежде чем выбрать себе наставника, посмотрите сначала, чего достиг он сам в этой области. Вот у этого Лёни – что за семья у него? Какие отношения с женой? Насколько гармонична его супружеская жизнь? Мы пока не знаем, но это важно, от этого зависит, чему он научит своего братца.

Кстати, а как вообще возникла эта идея – учить Артура знакомиться с противоположным полом? Да с подачи Людмилы Петровны и Ивана Васильевича, конечно. В отсутствие сына они внушают гостю всё то же самое: Артур рохля и валенок, никчёмный неудачник. Зайдя в комнату брата, Лёня восклицает:

– А здесь всё по – старому! Всё холостой?

– Он женится, как же! – тут же подхватывает Иван Васильевич любимую тему. – Разве что на своей микросхеме.

Ну что ж, это нормально – перемывать косточки сыну за глаза, расхаживая по его же комнате. Ни сантиметра личного пространства не дают родители нашему герою, ни единого глотка воздуха для взращивания самостоятельности.

– Всё паяет? – спрашивает Лёня, заметив инструменты на столе, и начинает копаться в них. Ни одному из родителей не приходит в голову остановить его. Ведь Артур не только сам весь с потрохами является собственностью мамы с папой, но и его вещи тоже.

– А я теперь, тётя Люда, только руковожу! – хвастает гость.

– Да, ты у нас другой, Лёнечка! («Не такой слизняк, урод, бестолочь и бездарь, как Артур».)

Как хорошо, что Лёнечка приехал – теперь у Людмилы Петровны есть ещё один слушатель, которому она может талдычить про ничтожество своего сына, наслаждаясь этим обесцениванием. Да и Артура можно тыкать носом в достоинства двоюродного брата, подчёркивая Артуровы собственные изъяны.

– Ты и начальник, и женат, и детишек двое! А мы с Иваном Васильевичем так и помрём, не повидав внуков.

– Да и сын у нас не Аполлон, – поддерживает Иван Васильевич.

– Мы его столько водили, показывали по невестам разным, но никто за него не идёт…

Сразу вспоминается Крылов: «По улицам слона водили, как видно, напоказ…». Дело в том, что решение задачи, как правило, находится в условии самой задачи. Так и здесь: родители видят свою задачу в том, чтобы «водить», а не в том, чтобы сын обрёл семейное счастье. Они заполняют пустоту своей жизни этим аттракционом – показами Артура разным неадекватным девицам. Не дай Бог аттракцион прекратится – что старики будут делать, как развлекаться, кого ругать и унижать? Нет, нельзя этого допустить! Поэтому задача и решается способом «вождения и показа».

Местонахождение счастья (Повесть)
Местонахождение счастья (Повесть)

– А если вдруг она согласна, ему, видите ли, не нравится! – продолжает жаловаться Людмила Петровна. Мы с вами помним, что желания и предпочтения Артура не имеют ни малейшего значения. Но в данной ситуации разборчивость сына на руку родителям – цирк продолжается. При этом сын, используемый в качестве циркового инвентаря, всё равно виноват, по определению.

И Людмила Петровна пересказывает Лёне историю вчерашних смотрин.

– Женщина из знакомой нам семьи, младший научный сотрудник, с ребёнком. Правда, немного психованная. Причём заочно была согласна. А как увидела Артурчика – ну, ни в какую! («Это Артур виноват, что не понравился психованной девице, это в нём проблема, он всех подвёл!»)

Лёня пытается защитить брата от нападок:

– Да такому парню, как ваш Артур, сто́ит только свистнуть –

знаете, что будет? Свалка из женщин! И даже не разведённых и не психованных.

– Он разве свистнет? Он этого не сможет…, – вмешивается Иван Васильевич.

– Свистни ты вместо него, Лёнечка! – просит Людмила Петровна. («Да наш сын ни на что не годен, мы за него сорок лет всё – всё делаем. Давай и ты за него познакомься с женщиной. Может, и в супружескую постель за него ляжешь, и внуков нам сделаешь».)

– Свистну! – бодро говорит Лёня, обрадовавшись возможности на законных основаниях пуститься в разгул вдали от жены. Вот, кстати, и первый звоночек насчёт учительских компетенций Лёни!

Итак, братья собираются на прогулку, «кадрить» девушек на улице. В процессе одевания Артура принимает участие вся семья. Лёня, конечно, забраковал костюм Артура.

– Ты куда так ходишь? На работу! А мы идём гулять! Скидывай эту хламиду, оденешь всё моё!

– Почему? – недоумевает Артур.

– Потому что моя песенка спета – я женат, двое детей, – и начинает стягивать с брата пиджак, силком заставляя его переодеться. Это уже второй звоночек – если женат, значит, песенка спета.

– Теперь стал на человека похож, – одобряет Лёня, демонстрируя Артура родителям.

И вот Лёня преподаёт брату науку знакомства с помощью «нофелета».

– Я, если хочешь знать, свою жену Верку тоже на «нофелет» закадрил, – объясняет он Артуру. – Но я ведь не знал, что она такой змеёй окажется. Думал, золотую рыбку поймал…

Ну, как говорится, на что ловишь, то и имеешь. Ловишь лоха на обман – сам становишься лохом. Похоже, семейные взаимоотношения Лёни строятся на лжи и взаимном неуважении. И чему он собирается научить Артура – как обзавестись змеёй вместо жены?

– Я ведь, старик, стараюсь не для себя, не забывай! – напоминает Лёня, когда Артур робко пытается избежать участия в ловле змей.

Опытный кадрильщик вынимает из кармана и вешает себе на шею бейдж с надписью на английском языке «Участник симпозиума патофизиологов в городе Атланта, штат Джорджия».

– Откуда ты это взял? – удивлённо спрашивает Артур.

– Да у одного иностранца. И свою фотографию наклеил. Жуткий успех имел!

С этим бейджем Лёня похож не столько на участника научного симпозиума, сколько на обезьяну с учебником в лапах. Сам Лёня очень доволен своей хитростью – уж как ему нравится казаться, а не быть! Но ещё смешнее будут выглядеть те, кто поведётся на эту нелепую приманку.

Найдутся ли такие дурочки?

Лёня высматривает в толпе девушек посимпатичнее и пристаёт к ним с идиотским вопросом:

– Вы не скажете, где находится нофелет?

Кто‑то из девушек смотрит на двух мужчин как на придурков, кто‑то отпускает шуточки в их адрес, но есть и такие, кто не прочь познакомиться.

Вечером Лёня с Артуром приглашены в гости к двум подружкам. Бокальчик вина, музыка, медленный танец… Лёня в ударе, острит, смешит компанию и постоянно толкает Артура локтем в спину – давай, мол, не зевай. Но когда Лёня с одной из девушек уединяется в спальне, вторая заявляет Артуру, что ей пора уходить и разрешает проводить себя до остановки. В общем, наш герой отправляется к себе домой, а Лёня остаётся у хохотушки.

Утром блудный брат является на работу к Артуру.

– Что ты смылся вчера? – строго спрашивает Лёня. – Меня оставил. А я из‑за тебя клятву жене нарушил. Но раз из‑за тебя, то не считается, верно?

– Да! – подтверждает Артур. – Хотя… ты мог бы и уйти следом за мной.

– Всё из‑за тебя, не спорь. Кстати, старик, а сколько ты стоишь? Ну, сколько тебе платят?

Посчитав, что зарплата Артура маловата, Лёня проворачивает следующий трюк: заходит в кабинет начальницы, представляется директором аналогичной конторы и сообщает, что Артур Иванович переходит работать к нему, за бо́льшую зарплату.

Маргарита Михайловна возмущена:

– Я вырастила такого работника, а он – забрать?! Не выйдет!

Характерная фраза, между прочим. Примерно так же рассуждает и мама нашего Артура: «Я вырастила себе сына, а какая‑то женщина захочет его у меня забрать?! Не выйдет!»

Однако результатом такого трюка будет прибавление Артуру зарплаты.

Ловля девушек на живца продолжается. Лёня настолько вошёл во вкус, что в один из дней договорился о свидании с несколькими девушками в одно и то же время. С кем же встречаться? Предпочтение он отдаёт тем подружкам, у которых есть своя комната в общежитии.

– А как же остальные, которым ты свидание назначил? Надо их предупредить, – говорит ему честный Артур.

– Ну и что? Пусть подождут, ничего с ними не сделается! – заявляет Лёня. – Я за свою жизнь знаешь сколько зря баб прождал.

Видимо, Лёня решил отомстить нынешним девушкам за свои прошлые неудачи. Это само по себе уже нелепо. Но, помимо этого, надо помнить, что каждый человек живёт в пространстве соглашений, так же, как рыба живёт в воде. И если вы формируете какое‑либо соглашение с другим человеком, то нужно выполнить его до конца. Нет возможности выполнить – перезаключите. Для такого дырявого товарища, как Лёня, невыполнение соглашений дело привычное, естественное. Правда, этим он отравляет свою собственную среду обитания, капля за каплей. А вы, мои друзья, не уподобляйтесь этому персонажу, держите слово и не оставляйте за собой шлейф невыполненных соглашений.

– Ну что, Лёнечка, как сегодня? – допрашивает племянника Людмила Петровна.

– Всё идёт путём! – рапортует тот бодро.

Артур признался брату, что одна из девушек, пойманных на «нофелет», ему вроде бы понравилась. Лёня быстро организовал свидание, но проблема в том, что Артур боится идти на встречу. Договорились действовать следующим образом: пойдут вместе, Лёня подойдёт к девушке, а Артур будет наблюдать из укрытия. Затем Лёня подаст условный знак, и тогда уже Артур присоединится.

К сожалению, Лёня разболтал об этом Людмиле Петровне и Ивану Васильевичу. Родители решили, вооружившись биноклем, и спрятавшись за торговыми киосками, понаблюдать за свиданием.

– Лёня пришёл. Она пока нет. И нашего донжуана не видать, – рассказывает Иван Васильевич, приклеившись к биноклю.

– Ну, это понятно. Он должен быть в засаде, – поясняет Людмила Петровна.

– Такая за нашего Артура не пойдёт, – увидев девушку, говорит папаша.

Вот ведь какая случайность – Артур, оказывается, скрывался за этими же ларьками, только с другой стороны. Он никак не мог решиться, выходить ли ему, повинуясь условным знакам Лёни, или продолжать прятаться, и, обойдя ларьки, внезапно столкнулся с родителями.

– Вы что здесь делаете?! – в изумлении воскликнул он.

– Мы? Мы гуляем, Артурушка! – на голубом глазу врёт мамаша. – Мы давно с папой в центре не были!

Удивительно, как снова и снова родители демонстрируют сыну своё презрение, крайнее неуважение и обесценивание. Они уверены, что их сын‑идиот слопает любую ложь и даже не думают сказать ему правду. «Артур, мы за тебя так волнуемся, вот захотелось нам посмотреть, что за девушка с тобой встречается. Не сердись, мы неправы и сейчас же уходим», – сказав что‑то подобное, родители, по крайней мере, не унизились бы до лжи и постарались бы исправить ситуацию.

– Да? А бинокль зачем? – спрашивает Артур.

– Ну, ты же наш сын! – поясняет Людмила Петровна. («Мы из‑за тебя врём и шпионим, это ты виноват, а нас не смей обвинять!»)

– Артурчик, миленький, ну прости нас, мы больше не будем! – наконец мамаша решила извиниться, после того как солгала сыну, а затем сделала его виноватым. При этом смотрит на сыночка сурово, исподлобья – мол, попробуй только возразить.

Но Артур, рассерженный слежкой родителей и их враньём, предлагает:

– Вот вы и идите к ним, раз пришли, – и решительно покидает место свидания.

– Артур! Куда ты! – кричит вслед Людмила Петровна, в глубине души довольная тем, что сын сбежал.

И, воспользовавшись советом Артура, родители идут знакомиться с девушкой.

– Аня, – представляется им девушка. – А где же ваш сын?

– Они его, по всей вероятности, вспугнули, – догадался Лёня.

– Да, но совершенно случайно! – снова юлит Людмила Петровна. – Мы ведь не собирались сюда приходить, Лёнечка.

– Да, просто так вышли прогуляться со своим армейским биноклем! – с упрёком говорит тот, прекрасно понимая, что они именно сюда и собирались.

Там, где встречаются случайности и совпадения, ищите сопротивление. Ни одна случайность не происходит без причины.

Чисто случайно опоздал на работу? В силу неожиданных обстоятельств не смог вовремя вернуть долг? Случайно получилось так, что подвёл товарищей? Это внутреннее сопротивление подтасовывает карты, чтобы появились нужные случайности и обстоятельства. Человеку настолько не хочется приезжать на работу, отдавать долг или выполнять данные обещания, что его подсознание создаёт для него возможности не делать этого.

И здесь мы видим именно это: родители Артура так сильно сопротивляются женитьбе сына, что идут на всё, чтобы ему помешать.

В общем, свидание достаётся Лёне, и он совершенно очарован новой знакомой. Поздно вечером, придя домой, он рассказывает Артуру:

– Аня – потрясающая девушка! Теперь я на ней хочу жениться. Ты не возражаешь?

– Но как же Вера? У вас же дети, – с недоумением отвечает Артур.

– Дети! Вот о ком я думаю, – признаётся Лёня. – Должен ли я ради них терпеть унижения от этой деспотичной, не вполне нормальной женщины, их матери?

Всё ясно с этим балбесом: им руководят гениталии и отсутствие порядочности, а не серое вещество в черепной коробке. Попутно выясняется, что и «мебельные» деньги он уже потратил – с Анечкой в ресторане шикарно посидел.

– Это негуманно не только по отношению ко мне, но и к моим детям!

Да – да, мы знаем, что человек способен найти веское обоснование для любой подлости и гадости. Лёня очень ловко придумал: нельзя детям смотреть, как их мать унижает их отца, поэтому отцу необходимо уйти из семьи. Непреодолима потребность оставаться хорошим в собственных глазах – поэтому даже убийца будет убеждать себя и других, что он поступил правильно. Что уж говорить об изменах, обманах и предательстве…

Конечно, из женитьбы на Ане ничего не выйдет, да и с женой Верой, как мы скоро увидим, Лёня сосуществует в приятном симбиозе: она его периодически поколачивает, чтобы не зарывался, а он имеет возможность жаловаться всем на тяжёлую семейную жизнь.

На следующий день в лаборатории Артура снова появляется ушлая Зарина:

– Я тебе хорошую куртку принесла! – она достаёт из пакета куртку и трясёт ею перед носом Артура. – Недорого! Возьми, не пожалеешь.

– В самом деле, примерь, – встревает Леночка.

Артур нехотя облачается в куртку.

– Ах! – хором ахают все лабораторные девицы, поражённые неземной красотой начальника в обновке.

– Ну? Знала, что ему принести! – довольно говорит Зарина.

В этой минутной сцене происходит следующее: Зарине необходимо втянуть в свою торговлю и начальника лаборатории, чтобы полностью уничтожить малейшую возможность того, что он когда‑нибудь её выгонит вместе с картами и шмотками. Все остальные дружно поддерживают её, чтобы задобрить торговку – они стали бы восторгаться курткой, даже если бы Артур в ней выглядел шутом гороховым.

– Новиков становится каким‑то плейбоем! При таком мужчине уже неловко будет переодеваться! – наперебой нахваливают его девицы, думая при этом про себя: «Надо помочь Зарине втюхать Артуру эту куртёнку, тогда она будет продолжать приносить нам тряпки».

И Артур поплыл. Он берёт куртку.

– Правда, сейчас денег нет, – оправдывается он перед Зариной.

– Отдашь, когда будут! – тут же успокаивает она. – Я тебе верю!

– Спасибо! – с чувством говорит Артур. Ему, простаку, конечно, невдомёк, что его развели, как ребёнка – дешёвая тряпка, возможно, и краденая с какого‑нибудь прилавка, которую мошеннице нужно сбыть с рук как можно быстрее.

– Вот теперь у тебя всё будет хорошо! – внушает Зарина нашему герою, чтобы закрепить своё влияние на него.

В этот момент входит начальница отдела Маргарита Михайловна и в дверях слышит этот диалог. Нет, она не станет возмущаться торговлей на рабочем месте – ведь она и сама прикупает у Зарины вещички.

– Простите, Зарина, вы случайно не знаете, собирается ли он уходить от нас? – осведомляется она у гадалки.

– Да что вы, Маргарита Михайловна, как я могу уйти! – уверяет её Артур.

– Пока моя диссертация не готова! – тут же встревает озабоченная Леночка.

– Теперь у вас новый оклад! – торжественно объявляет Маргарита Михайловна Артуру. Вот и сработал трюк Лёни!

Вечером братья идут в гости к очаровательной Анечке, приглашена и подружка хозяйки, Валя, для знакомства с Артуром.

Лёня второпях наставляет девушку шёпотом:

– Вам крупно повезло: Артур – находка для умной и тактичной женщины. Скромен, тих, пуглив. («Полный лох, абсолютно управляем, махни перед ним хвостом – и он твой. Его легко заткнуть, прикрикни на него – он испугается и станет как шёлковый. Очень удобный экземпляр».) Почти шизик в жизни, но гений в науке. Вот – вот станет лауреатом Госпремии. А там, возможно, и Героем Соцтруда! («Он ненормальный, зато денег всегда будет достаточно, и имидж, имидж! Положение в обществе!») Договорились? («Очень выгодный вариант, не упусти».)

– Конечно! – с полным пониманием отвечает подружка Валя, безошибочно считывая то, что осталось несказанным.

И снова – бокальчик вина, романтическая музыка, медленный танец…

По дороге домой Лёня жизнерадостно сообщает брату:

– Ну, теперь, после повышения оклада, ты с полным правом можешь жениться на Вале.

– Прости, Лёнь, но Валя мне совсем не понравилась. Я не смогу на ней жениться.

– Да, Артур, трудно тебе будет жить в этом безумном, безумном, безумном, безумном мире, – с сожалением констатирует Лёня.

Надо сказать, что окружающий мир кажется безумным только тому, кто сам безумен. Чем более пустоголовым является человек, тем безумнее мир вокруг него. Лёня весь полон двойных посланий, лицемерия и лжи. Его слова и действия не соответствуют друг другу; он разбрасывается обещаниями, за которые не собирается нести ответственность; эксплуатирует глупость и невежество других людей; берётся за дела, в которых ни бельмеса не смыслит. А уж непоследовательность и при этом завышенное самомнение просто написаны у него на лбу.

– Но я буду бороться за твоё счастье! – провозглашает Лёня, пока они поднимаются в лифте.

А как же, ведь эта борьба уже столько хорошеньких девушек привела в его объятия. Да и стремление совать нос в чужие дела тоже ему не чуждо.

Дверь квартиры открывается и:

– Не может быть! – Лёня, изменившись в лице, поспешно захлопывает дверь и в ужасе смотрит на Артура.

Дверь снова открывается, и нежная жена Вера, крепко взяв муженька за лацкан, затаскивает его в квартиру.

– Где шлялся?

– В кино были с Артуром, – моментально придумывает тот и с придурковатой улыбкой косит глазами по сторонам.

– Да?!

– Ну, играли на автоматах, – поправляется Лёня, – а потом два часа в троллейбусе сидели – тока не было. А ты чего приехала‑то, Вер?

– А приехала, потому что тебя знаю.

Да и мы теперь уже многое понимаем в этой семейной истории. Убеждение Веры в том, что мужу доверять нельзя, заставляет его постоянно подтверждать это убеждение. И подобные сцены разыгрывались неоднократно, как по нотам: подавая друг другу реплики, они оба знают, что последует дальше. Каждый из супругов получает свою долю удовольствия от этого сценария, каждый из них вносит свой вклад в то, чтобы их семейная система сохранялась именно в таком состоянии – а если бы хотя бы одного из них это не устраивало, система давно бы разрушилась.

– Купил мебель? – наступает Вера.

– С утра до вечера ищу – нет и всё тут! Вот Артур может подтвердить, – Лёня втягивает брата в свою ложь, делает его соучастником.

Вера пристально смотрит на Артура, и тот ёжится под её взглядом, разводя руками и кивая головой.

Вера переводит взгляд на мужа.

– А это что? – грозно спрашивает она, указывая на воротник его рубашки.

Лёня, нервно хихикая и оглядываясь, начинает отступать в комнату.

– Так и есть, губная помада, – констатирует Вера, – да ещё и духами весь пропах. А ещё клятву дал!

И она, широко размахнувшись, от души влепляет муженьку звонкую затрещину.

– Целдоп!

Прочтите слово наоборот и вы узнаете, как она именует своего супруга.

– Ой! – вскрикивает Людмила Петровна, а Иван Васильевич только молча таращит глаза. Артур по стеночке пытается пробраться за Вериной спиной в какое‑нибудь укрытие.

Лёня, сразу растеряв свой задор, с видом побитого щенка присаживается на табуреточку и только виновато смотрит на жену. Вот так жизнерадостный и энергичный покоритель женских сердец в одну секунду превратился в жалкого слизняка. Да и вообще, друзья мои, чем сильнее кто‑то старается произвести впечатление на окружающих, тем меньше у этого человека содержания. Сила всегда была и будет в скромности, чувстве собственного достоинства и честности.

Лёня дал жене клятву, что не станет клеить девиц во время поездки. Но разве способен этот человек держать слово? Мы с вами уже видели – нет, он не умеет этого делать, не обучен таким сложным вещам. Уверен, что и Вера это знает, ведь она много лет живёт с Лёней. Да и знакомство их началось, как вы помните, с этого дурацкого «нофелета», так что Вера, конечно же, в курсе привычек мужа. Так в чём обида, если оба всё заранее знали? Обижаться на Лёню за несоблюдение клятвы – как обижаться на рыбу, что она не поёт. Скорее, Вера намеренно дала мужу возможность гульнуть, чтобы затем устроить вот эту показательную расправу.

Не требуйте от человека того, что он не в силах вам дать. Не одаривайте своим доверием кого попало. Далеко не каждый человек способен выдержать вес доверия – а это нелёгкий вес, требующий развитых мускулов и серьёзной подготовки.

И наоборот – тот, кто приучен хитрить и врать, будет делать это даже тогда, когда нет необходимости; даже тогда, когда он дал клятву. Есть люди, для которых обманывать – такая же потребность, как дышать. Они могут под давлением обстоятельств попытаться задержать дыхание ненадолго, но затем с удвоенной силой начинают дышать, ведь без этого им просто смерть.

– Где его чемодан? Мы сейчас же уезжаем, – командует Вера.

– А как же мебель? – Лёня пытается хоть как‑то перехватить инициативу.

– Двое детей в доме, а он опять за свой нофелет взялся. Я тебе понофелетю! – Вера трясёт пальцем перед носом мужа.

В действительности в их доме не двое, а трое детей – функционально Лёня является ребёнком, слабым, несамостоятельным, безответственным малышом.

– С тобой же вечно как на вулкане! Всё не как у людей! – бушует Вера. И обращаясь к старикам, выдавливает улыбку: – Извините нас. С ним по – другому нельзя!

Что означают эти слова: «С ним по – другому нельзя»? Вера назначила мужа на роль мелкого вруна и бабника и не позволяет ему выйти из этой роли. Обычно у людей на подкорке записан некий сценарий семейной жизни, подсмотренный у родителей, и под этот сценарий они подбирают актёров. О сценарии мы с вами уже говорили и вот теперь видим яркую иллюстрацию к этой гипотезе. «По – другому нельзя» относится ко всему комплексу семейных отношений, который осуществляется у Лёни и Веры. Они оба воплощают в жизнь свои убеждения и считают, что иначе нельзя жить, а можно только так – с изменами, ложью, скандалами и примирениями. Хотят ли они, чтобы всё стало «как у людей»? Нет – нет, ни в коем случае!

– Как в цирке с хищником – всё время нужно держать на тумбе! – Вера поворачивается к затихшему мужу. – Вставай, несчастье моё, пошли!

Лёня с готовностью вскакивает с места и устремляется к двери.

– Попрощайся! – напоминает ему Вера, как ребёнку, и берёт чемоданы.

– До свиданья, – послушно кланяется Лёня старикам и исчезает за дверью, вытолкнутый женой.

Минуту все оставшиеся стоят в молчании, приходя в себя от разыгравшегося спектакля. Затем Людмила Петровна говорит:

– Не дай Бог нашему Артуру такую. Уж лучше как есть…

Да, теперь у родителей есть повод вообще перестать сватать сына и не делать вид, что они хотят найти ему жену. Правда, потеряется развлечение, но они придумают что‑нибудь другое. Главное – сынуля останется в семье, в полном их подчинении.

В общем, здесь можно было и закончить историю. Это был бы вполне логичный конец. Но наш герой преподнесёт нам сюрприз. Видимо, что‑то сдвинулось в нём после этих нескольких бурных дней, наполненных неожиданными событиями. Что‑то он для себя понял, какие‑то выводы сделал.

И вот, как обычно, Артур едет в автобусе, бросая взгляды на девушку у окна. Но, когда она выходит на своей остановке, он, после секундного колебания, выскакивает вслед за ней, догоняет её и останавливает:

– Извините, пожалуйста! – и, опустив голову от нелепости своего дикого вопроса, всё же спрашивает: – Вы не скажете, где находится нофелет?

Просияв улыбкой, незнакомка отвечает:

– Как хорошо, что вы решились заговорить со мной! Сама бы я не смогла…

Да, никто не услышит ваши мысли, и бывает полезным просто – напросто заговорить. А дальше уже сама конфигурация территории подскажет следующие шаги.

Здесь мы оставим нашего героя. Будем надеяться, что у него хватит сил вырваться из родительского плена и зажить наконец собственной жизнью. Будем надеяться, что прелестная девушка не разочарует Артура при более близком знакомстве. Будем надеяться, что они проявят друг к другу уважение и найдут общий язык. И что в их будущей семье воцарится гармония и взаимопонимание – как в мечтах Артура.

Конечно, обоих ждёт много открытий, в том числе и не очень неприятных. Справятся ли они? Давайте пожелаем им справиться!

А что вы пожелаете сами себе? Может быть, крепко запомнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад? Или не уподобляться некоторым персонажам этой истории? А может быть, задуматься о каких‑то важных вещах, которых не хватает в вашей жизни?

Что бы то ни было, мне кажется, что после прочтения этой повести вы не будете точно такими же, как были до этого. Я постарался показать вам события и героев с такой точки зрения, которая раскрыла бы перед вами скрытые мотивы и побудительные силы поступков. Получилось ли у меня – судить вам! Вероятно, некоторые гипотезы и предположения были для вас весьма неожиданными. И теперь, дорогие друзья, только вы можете решить, какие выводы сделать из этой – отнюдь не комической! – истории и как использовать её для улучшения вашей собственной жизни.

Контакты:

  • Официальный сайт: qcic.ru (Очное обучение: Москва, СПб)
  • Библиотека уроков: safin4.ru (Все уроки в открытом доступе)
  • Канал в Telegram: t.me/safin4 (Актуальные новости)
  • Канал на YouTube: youtube.com/@seodrum (340.000 подписчиков)