Представьте, что вы наслаждаетесь поездкой на своем сверкающем автомобиле с максимально допустимой (для камер) скорости 129 км/час и выкладываете свеженький пост в ленту «Лицокнига» о том, как классно сработали продажи в Черную пятницу в вашем новом интернет-магазине.
А потом вам на почту начинают одно за другим прилетать письма. Первое от Большого Брата со штрафом в 500 руб. за превышение скорости (как оказалось, вы ехали по городу, а не по МКАД). Второе – с штрафом за использование телефона за рулем. А потом один за другим начинают лететь штрафы от Роскомнадзора, Роспотребнадзора и др. А что случилось-то?
Чтобы такого не было – изучите сервисы по автопостингу публикаций в социальные сети, соблюдайте скоростной режим и заранее позаботьтесь о документах на вашем сайте.
Какие документы и сведения нужно разместить на сайте и зачем?
Наличие определенных документов на сайте – это не рекомендация для улучшения юзабилити или повышения потребительской лояльности, а соблюдение буквы закона. Всё, перечисленное ниже, обязательно для владельцев интернет-магазинов и всех сайтов, которые связываются с клиентами и получают сведения о них.
1. Публичная оферта
Оферта – это своего рода договор, который вы заключаете с пользователем, предварительно получив от него согласие на это. Все условия этого договора должны быть размещены в публичном доступе, в том числе информация о том, как пользователь должен подтвердить свое согласие.
Если проще, то это правила взаимодействия пользователя с вашим сайтом, где вы сообщаете покупателю или заказчику всю информацию о товаре/услуге, деталях совершения сделки, возврате, доставке и т.д. Закон «О защите прав потребителей» обязывает всех, на чьём сайте осуществляются продажи чего-либо, размещать эти сведения.
Для этого можно создать отдельный документ, а можно разместить всю детальную информацию в специальных разделах сайта, например, «Оплата», «Доставка», «Возврат», в карточках товара каталога и т.п.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации юридическому лицу грозит штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
А еще чётко прописанные условия в оферте не раз помогали предпринимателям в судебных разбирательствах с клиентами, например, по вопросам возврата.
2. Политика конфиденциальности (политика обработки персональных данных)
Когда пользователи оплачивают товары на вашем сайте, оставляют заявки, заполняют формы обратной связи, то они передают вам свои данные: ФИО (или просто имя), номер телефона, электронную почту, адрес, реквизиты банковских карт. В таких нишах, как банковское дело, это могут быть и паспортные данные.
По закону вы обязаны предоставить пользователю информацию об использовании его данных и их обработке. И получить с него согласие на это. Даже если у вас на сайте всего одна форма обратной связи с полем для номера телефона в подвале сайта!
Для размещения политики конфиденциальности нужно составить отдельный документ, в котором будут перечислены данные пользователей, которые собираются на сайте, для каких целей они собираются, как обеспечивается их безопасность, передаются ли данные и кому. Размещается он чаще всего ссылкой в футере сайта.
Согласно статье 13.11 КоАП РФ невыполнение владельцем сайта обязанности по опубликованию и обеспечению неограниченного доступа к политике конфиденциальности грозит штрафом:
- от 10000 до 20000 для ИП;
- от 30000 до 60000 для юридических лиц.
Согласие на обработку персональных данных
Как уже было упомянуто выше, для обработки персональных данных пользователя, даже при наличии политики конфиденциальности на сайте, требуется его согласие.
Самый простой способ получить согласие пользователя – под формой обратной связи сделать строку для галочки «Даю соглашение на обработку персональных данных». Там же оставьте активную ссылку на политику конфиденциальности.
Согласно всё той же статье 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных без согласия субъекта грозит штрафом ЗА КАЖДОГО СУБЪЕКТА:
- от 30000 до 50000 рублей для ИП;
- от 30000 до 150000 рублей для юридических лиц.
3. Сведения о продавце
В онлайн-бизнесе загадочность абсолютно не ценится: ни пользователями, ни Роскомнадзором. В публичном доступе на сайте обязательно должны находиться:
- наименование компании, ОГРН, юридический адрес, фактический адрес, электронная почта, номер телефона для юридических лиц;
- ФИО, ОГРНИП, электронная почта, номер телефона для индивидуального предпринимателя.
Все эти данные должны быть легко доступны для поиска, поэтому советуем размещать их не только на странице «Контакты», но и в футере, например.
За отсутствие данных сведений на сайте тоже грозит штраф (да-да!) от 5000 до 10000 рублей!
Все эти нюансы мы учитываем в разработке каждого сайта, поэтому клиенты MediaMint могут дышать спокойно при упоминании Роскомнадзора. Если вы таковым не являетесь и чувствуете, что пульс участился, то скорее звоните нам – мы поможем привести ваш сайт в полное соответствие букве закона!