В свете последних новостей, в частности о планах серьёзного усиления морской пехоты, возникает вопрос - а какие подвижки есть в этом направлении? Да, ударные корабли мы строим, подлодки так и вовсе бьют все рекорды, но вот с десантными НК у нас было определённое затишье, если не считать пару представителей базового проекта 11711. Об этом мы сейчас и поговорим.
Приветствую на канале!
В 2019 году в интересах отечественного ВМФ был заложен один довольно интересный десантный корабль, обладающий рядом уникальных особенностей и необычных черт. Речь, конечно же, про БДК "Владимир Андреев". Строится он по всё тому же проекту 11711, но так называемой второй серии, и от своих предшественников в лице "Ивана Грена" и "Петра Моргунова" отличается очень и очень сильно - как габаритами, так и общей компоновкой. Отсюда внушительный рост возможностей, десантовместимость и многое-многое другое, но обо всём по порядку. Начнём с габаритов. Длина выросла на 15 метров и достигла 150, в ширину "Владимир Андреев" тоже подрос - 19,5. Всё это повлияло на водоизмещение, которое теперь аж 8000 тонн, что почти на треть больше базового проекта со всеми вытекающими последствиями - теперь вместо 300 морпехов, на борт можно взять уже 400, плюс на ту же треть больше техники. Помимо габаритов, есть ещё кое-какие визуальные изменения, и первое, что бросается в глаза - это объединение кормовой и носовой надстройки в один элемент. Решение, конечно, не революционное, но очень и очень правильное, за счёт чего удалось освободить довольно много места и создать вертолётную площадку куда более вместительной. Теперь на ней может одновременно базироваться минимум 2 вертолёта, либо один, но очень крупный, по типу Ми-8 той или иной модификации.
Есть у "Владимира Андреева" довольно интересные особенности, без которых это был бы обычный десантный корабль. Дело в том, что помимо изменённой надстройки и увеличенной вертолётной площадки, изменился и ангар для хранения этой техники - теперь доступно базирование сразу 5 машин семейства Ка-27, что и является ключевым отличием от всех тех БДК, что у нас имеются. Что это даёт на практике? Перво-наперво, серьёзно расширяется география применения корабля, который, очевидно, отошёл от исключительно десантных возможностей. Например, можно смело включать его в состав противолодочных соединений благодаря базированию Ка-27ПЛ. Да, в одиночку успешность подобных работ не шибко-то и велика, но если таких кораблей сразу два, а они парой и строятся, то можно покрыть приличные пространства, обеспечив поиск подлодки противника в течение 24 часов. Алгоритм примерно тот же, что и у противолодочных крейсеров проекта 1123, но с куда большей гибкостью. Но и для десантных операций есть кое-что интересное. Вместо Ка-27 той или иной модификации, на борт можно взять сразу 4 Ка-52М, что очень серьёзно повышает ударные возможности, а для десанта это очень мощное прикрытие с воздуха. Напомним, что этот вертолёт может противодействовать даже кораблям противника благодаря РЛС с АФАР и новому ракетному вооружению, в список которого входят противокорабельные ракеты Х-35У. Цель типа "эсминец" может быть обнаружена со 150 километров. В общем, есть где разгуляться.
Как мы видим, улучшенный проект 11711 - это далеко не классический десантный корабль, в задачи которого входит высадка морпехов на тех или иных участках. Благодаря серьёзной авиагруппе и внушительному десанту, он скорее является неким переходным вариантом между БДК и УДК, вобрав в себя черты обоих. Удачное ли это решение - через год-два узнаем, но пока всё то, что уже озвучено, выглядит многообещающе. Особенно когда таких кораблей строят сразу два - следом за "Владимиром Андреевым" следует однотипный "Василий Трушин", но его планируют сдать годом позже - в 2024, максимум 2025. Оба предназначены для Тихоокеанского флота, что намекает на возможность их использования в качестве хоть и не противолодочных кораблей, но довольно мощной поддержки в составе таких соединений. Честно говоря, в этом районе трудно представить сценарий, где можно осуществить применение БДК по прямому назначению. Плюс ко всему ведётся проработка продолжения серии, но здесь серьёзным камнем преткновения выступают УДК проекта 23900 - именно эти корабли в будущем должны прийти на замену БДК, так как концепция себя практически исчерпала, а наличие у противника дальнобойных противокорабельных ракет не позволяет проводить высадку десанта прямо у побережья - нужна авиагруппа, и, чем больше, тем лучше (что мы собственно летом и наблюдали). С другой стороны, есть у 11711 проекта и другие задачи, с которыми УДК явно не справится - например, постановка мин, выполнение задач снабжения, что делали черноморские БДК в составе так называемого "сирийского экспресса", и многое другое – в модернизированном варианте потенциал есть.
Под конец стоит отметить, что такие корабли нашему флоту действительно нужны, ведь заложенные в них возможности – ключ к заявленному возрождению морской пехоты как того элемента, каким она задумывалась изначально, а без десантных кораблей её потенциал серьёзно урезан. К тому же строить их явно проще и дешевле, чем более крупные корабли-доки. По хорошему нужно 10-12 единиц минимум, а лучше 15-20, плюс 2-4 УДК, и вот тогда можно поговорить о действительно крупном десанте.
Ну а на что способна морская пехота на данный момент мы скоро обсудим – готовится материал на тему современного состояния и способны ли мы провести большую высадку имеющимися силами в рамках гипотетического масштабного конфликта.