Найти в Дзене

Холод в сердце (Повесть)

Как вы думаете, друзья, среднее арифметическое – это математическое понятие? Да, безусловно. Но не только математическое! По своей сути оно гораздо шире. Вот, к примеру: ваш доход равен среднему арифметическому дохода окружающих вас людей. А ваше сознание – среднее арифметическое их мыслей. Не согласны? Ваше сознание уникально и неповторимо? Не буду спорить! Но в этой истории героиня продемонстрирует нам истинность данной формулы. Да и многое другое вы увидите здесь – целую серию весьма распространённых ситуаций, в которых оказываются тысячи людей, несмотря на свою уникальность… Как и в других повестях, наша задача здесь – не одобрить или осудить героев, а понять, какая цепочка решений и действий к какому результату приводит. А зная это, вы сами будете совершать более осознанные поступки в своей жизни и может быть – почему бы и нет? – станете для других примером успешности и благополучия во всех отношениях! Итак, давайте знакомиться с действующими лицами. Вот Алиса – разведённая молода

Как вы думаете, друзья, среднее арифметическое – это математическое понятие? Да, безусловно. Но не только математическое! По своей сути оно гораздо шире.

Вот, к примеру: ваш доход равен среднему арифметическому дохода окружающих вас людей. А ваше сознание – среднее арифметическое их мыслей.

Не согласны? Ваше сознание уникально и неповторимо? Не буду спорить!

Но в этой истории героиня продемонстрирует нам истинность данной формулы. Да и многое другое вы увидите здесь – целую серию весьма распространённых ситуаций, в которых оказываются тысячи людей, несмотря на свою уникальность…

Как и в других повестях, наша задача здесь – не одобрить или осудить героев, а понять, какая цепочка решений и действий к какому результату приводит. А зная это, вы сами будете совершать более осознанные поступки в своей жизни и может быть – почему бы и нет? – станете для других примером успешности и благополучия во всех отношениях!

Итак, давайте знакомиться с действующими лицами.

Вот Алиса – разведённая молодая женщина с пятилетним сыном, живущая в отдельной квартире в престижном центре города, имеющая любовника и желающая обрести мужа. Работает в научном институте.

Вот её подруги, они же соседки по лестничной площадке: Тамара – непримиримая феминистка, тоже растит пятилетнего сына одна, работает на автобазе и считает всех мужчин никчёмными придурками; Вика – живёт с ревнивым и несдержанным хоккеистом, работает воспитателем в детском саду, куда ходят оба малыша, сыновья Алисы и Тамары.

Олег – любовник Алисы, женат и не собирается уходить от жены, работает в том же институте, что и Алиса.

С остальными героями мы будем встречаться по ходу повествования.

Начнём с момента, когда Олег вылезает из постели Алисы и начинает одеваться, чтобы ехать к себе домой. Она продолжает лежать, мечтательно рассказывая ему, как её бабушка когда‑то гадала на суженого:

– Они ставили зеркала как‑то по‑особенному. Самого человека не видно, но вот‑вот лицо должно появиться. Но тут она испугалась, свечи сбросила и выбежала вон из комнаты.

Олег одевается, повернувшись к Алисе спиной и даже не пытается сделать вид, что слушает её.

– Я ей говорю: бабушка, что ж ты выбежала? Суженого бы увидела! – продолжает Алиса с воодушевлением.

В действительности ей самой не мешало бы выбежать вон из клетки своих иллюзий и никогда больше не видеть того, кого она вообразила своим суженым – Олега.

Знаете, что является одним из самых распространённых заблуждений относительно любви? Уверенность в том, что источник любви находится в другом человеке. Это не так! Источник любви – в вас и только в вас.

Большинство проблем нашей героини происходит оттого, что в ней нет любви, и поэтому она заклинает себя на страдания снова и снова. Для этого она будет создавать определённые события, которые закономерно приведут к потерям и разочарованиям.

– Уже уходишь? – спрашивает Алиса спину Олега.

Это вопрос ни о чём, вопрос ради сотрясения воздуха. Оба героя получили свою порцию удовольствия, а иных причин находиться вместе у них нет. Поэтому Олег уходит. Не отвечая на заданный вопрос, он сам спрашивает Алису через плечо:

– Тебе позвонить или сама проснёшься?

Дорогие читатели, внимание: это сигнал, и вполне громкий сигнал! Если человек уклоняется от ответов на ваши вопросы, делает вид, что не слышит их или отвечает вопросом на вопрос – значит, он абсолютно равнодушен к вам и к вашей жизни. Он не собирается тратить своё время на то, чтобы понять ваши интересы и мотивы. Он считает лишним вдумчивое общение с вами. Вы для него – не более чем средство. Пожалуйста, запомните этот маркер!

Отношения Алисы и Олега именно таковы: он использует её, а она принимает это как должное.

– Меня разбудит один надёжный товарищ, – отвечает Алиса.

– Это что за надёжный товарищ? Ты знаешь, какой я в гневе?! – Олег грозно надвигается на Алису, чтобы ещё раз смачно поцеловать её напоследок.

– Какой может быть товарищ? Ну конечно, будильник, – объясняет Алиса.

Маленький брачный ритуал, показная сценка шуточной ревности, вишенка на торте полового акта. Но оба понимают, что затягивать сцену ни к чему, она сыграна, и достаточно.

Видите ли, отношения между мужчиной и женщиной имеют тенденцию продолжаться так, как начались. Я имею в виду следующее: Алиса и Олег начали встречаться два года назад в определённом режиме – пару раз в неделю на час‑полтора. Такая схема закрепляется, и любой выход за её рамки неизбежно приведёт к дисбалансу. Наша сладкая парочка скоро подтвердит это правило, когда попробует провести вместе больше времени.

И что из этого следует? Например, то, что связь с женатым мужчиной или замужней женщиной – это дорога в никуда. Если ваш партнёр уже состоит в отношениях со своей второй половиной, то ваше с ним (с ней) взаимодействие не может быть полноценным. По любым законам – физики, химии, психологии, математики – вам достаётся половина человека, а то и меньше. А с половиной, как ни крути, возможно только использование, а не любовь.

Строить отношения можно только с тем, кто завершил свою предыдущую историю. В этом случае вы оба открыты к взаимодействию, и это благоприятная ситуация.

А наших героев устраивает их ситуация. Они вяло изображают любовников, и ни одному из них в действительности не нужно большее. Олег не уйдёт от жены, Алиса не уйдёт от Олега. Более того, Алиса сделает всё, чтобы разрушить свой возможный брак с другим мужчиной. Будучи любовницей на час, она получает необходимые ей эмоции – обиду, страдание, скуку и прочие – и подтверждает свои убеждения. Нужна ли ей любовь? Нет! Ибо она сама не обладает этой эмоцией, следовательно, не испытывает в ней потребности.

Да и Олег имеет в этой интрижке именно то, чего хочет – периодическую половую разрядку и умеренное щекотание нервов. Поэтому он решительно пресечёт попытки Алисы что‑то изменить – как в одну, так и в другую сторону.

Что происходит, то и цель! Если бы герои признались самим себе, что их всё устраивает, то не было бы драмы, интриги, разбитых сердец – и этой повести не было бы! Но они постоянно во что‑то играют, внушают себе и окружающим, что хотят одного, а по факту стремятся к другому.

– Ну, всё, иди! Уходи, уходи! – выпроваживает Алиса любовника.

Как же понять самому человеку, чего он на самом деле хочет? Для начала – посмотреть на свою жизнь со стороны! Как вы живёте в данный момент времени‑то и является вашим истинным желанием. Вы может говорить, что вам это не нравится, но ничего не делать для изменений. А значит, вам такая жизнь по душе. Не нужно тешить себя иллюзиями, сохраняйте трезвость мыслей.

Так вот, у вас есть два варианта. Первый: принять то, что вас устраивает ваша жизнь, продолжать жить как живёте и научиться находить в этом удовольствие, а не поводы для жалоб и нытья. Второй: решить, что вы хотите жить по – другому, определить – как именно и выйти в путь в том направлении.

Факт настоящего предопределён нашим ви́дением будущего. Мы совершаем поступки, которые должны привести нас к будущему, нарисованному в нашем воображении.

Олег уходит, а Алиса заглядывает в комнату сына. Пятилетний Саша давно и сладко спит. Наверное, ему снится что‑то хорошее. И всё же дети обычно воспроизводят в своей взрослой жизни то, чему были свидетелями в детские годы. Что же будет воспроизводить Саша?

У него в мозгу не отпечатывается модель полной семьи с мамой и папой. Зато он впитывает образ приходящего чужого мужика. И скорее всего, когда он подрастёт, именно такие взаимоотношения он будет считать самыми естественными. Найдёт себе какую‑нибудь одинокую мамочку и будет дважды в неделю кормить её иллюзиями, порождая тот же самый пузырь реальности, который формировал его подсознание.

Да, бывает, что молодой человек, переступив порог совершеннолетия, задумывается о своей жизни и говорит себе: не хочу, чтобы мои дети повторили моё детство. Но чем сильнее он старается убежать от чего‑то, тем быстрее это «что – то» его догоняет и накрывает лавиной случайностей и совпадений, которые он сам и порождает.

Конечно, это не обязательно, может сложиться и по‑другому. Каждый человек способен работать над собой и изменять свои убеждения. Хочешь другой жизни своим детям – начни с себя. Сделай свою жизнь такой, какой ты желаешь детям. Тогда тебе даже не придётся учить их жить правильно – они сами впитают эту модель и будут осуществлять её, став взрослыми.

Но пора вернуться к Алисе. Она готовится ложиться спать и пытается выключить светильник в коридоре, дёргая за шнурок. Выключатель плохо работает, лампочка не выключается, Алиса продолжает дёргать. Так и просится здесь метафора: поломанный светильник – сломанная душа нашей героини.

А вот вопрос: хочет ли она, чтобы светильник работал как следует? Нет, друзья мои! Алиса уже давно могла бы вызвать электрика, и проблема была бы решена за пять минут. Но это ей не нужно. Более того, Алиса будет опасаться того человека, который быстро и легко починит выключатель светильника.

Видите ли, несчастливый человек не знает, что такое счастье, и боится его. Мы вообще побаиваемся всего незнакомого, всего, чего мы не умеем. Алиса не умеет быть счастливой, так же как не умеет любить. Поэтому она избегает возможности начать счастливую жизнь и быть любимой. И чем дольше человек пребывает в каком‑то состоянии, тем сложнее ему вырваться из гравитационного поля этой ситуации.

Кстати, подобное правило действует и в обратном направлении: того, кто привык быть счастливым, практически невозможно заставить стать несчастным страдальцем. Такой человек не умеет и не будет страдать!

Внезапно громко звонит телефон. Алиса не спешит брать трубку, телефон надрывается, она рассматривает полотенце в своих руках. Проснётся маленький Саша от оглушительного рёва или нет – да какая разница… Мы ещё увидим, какой груз нелюбви Алиса постоянно вываливает на своего сына, а это – лишь первая мелкая деталь.

Наконец она берёт трубку. Это подруга Вика, она зовёт Алису к себе, так как к приятелю Вики пришли холостые друзья. Срочно проводятся смотрины: у вас товар – у нас купец, собою парень молодец!

– Поднимайся к нам, – требует Вика, – у нас такие люди! Тамарка уже спускается!

Алиса отказывается, Вика настаивает, Алиса соглашается.

Это ещё одна стандартная ситуация, которую я хочу прокомментировать. Алиса показывает нам, что её отказ ничего не сто́ит. Все окружающие давно знают: если она говорит «нет», то нужно продолжать упрашивать и клянчить, и она скажет «да». Всё просто.

Но для нас это урок: отказ должен быть отказом, дорогие мои друзья. В противном случае человек обрекает себя на постоянную капитуляцию во всех ситуациях. Если вы не уверены, отказаться вам или согласиться, возьмите паузу и подумайте о последствиях своего отказа или согласия. Тогда вам легче будет принять решение и стоять на своём.

Итак, у Вики смотр женихов и невест.

За Алисой заходит Тамара, чтобы идти к Вике вместе.

– Лично я на одну минуточку! – заявляет Тамара, крутясь перед зеркалом. – А что там за люди?

Первый штрих к её характеру: она делает вид, что презирает мужчин, но интересуется, кто же там у Вики. Притворяется, что ей всё равно, но внимательно оглядывает себя в зеркало и поправляет одежду и причёску. Ладно, так и быть, я позволю мужикам на себя полюбоваться.

Знаете, о чём это говорит? О том, что она хочет казаться, а не быть. И о том, насколько разнонаправлены импульсы её мыслей и её слов. А при сложении разнонаправленных векторов получается круглый ноль. В свою очередь, ноль может породить только ноль! Иными словами, пока Тамара ведёт себя именно так, у неё нет шансов на счастливые отношения с мужчиной.

То же самое происходит и с Алисой: она полагает, что не заинтересована в знакомстве с мужчиной, но при этом бросает в квартире спящего малыша, прихорашивается, надевает туфли на шпильках и идёт на смотрины.

Поймите, мои читатели, это очень важно, чтобы все векторы были со – направлены: мысли, чувства, слова, поступки и события, которые вы создаёте. Будьте к этому внимательны, иначе вас постигнет крах.

Вика распахивает дверь перед подругами и ведёт их в комнату.

– А вот и мы! – кокетливо хихикает она, демонстрируя подружек находящимся там мужчинам.

Итак, в комнате находятся: Анатолий – друг Вики, тяжёлый на руку спортсмен. Он регулярно поколачивает подругу, вместе они составляют прекрасный тандем Преследователя и Жертвы и – обратите внимание – время от времени меняются ролями. Спасателями выступают то Тамара, то Алиса, то сами Вика и Анатолий друг для друга.

Далее, Валерий – инженер, работающий над кандидатской диссертацией. Женат не был, живёт с мамой. Как мы увидим позже, имеет о семейной жизни совершенно детские, наивные и даже слегка неадекватные представления.

И наконец, Густав – успешный бизнесмен, работает в международной компании, имеет офис в Швейцарии. Недавно разведён, то есть предыдущие отношения завершил и не прочь начать новые. Завидный жених, откуда ни посмотри.

Теперь все персонажи в сборе, и давайте наблюдать, как будут разворачиваться их взаимодействия.

Анатолий бодро подскакивает к вошедшим девушкам.

– Значит, так! Слева от нас, очень красивая – Алиса, – сообщает он. Алиса сдержанно здоровается и садится на стул.

– Справа от нас, тоже очень красивая – Тамара! – при этом слегка как бы подталкивает Тамару по направлению к Густаву: предполагается, что они должны заинтересоваться друг другом.

– Павловна, – сурово поправляет его Тамара, скрестив на груди руки и поджав губы.

Вот опять: Тамара пришла сюда с целью познакомиться с мужчиной, разве не так? Но держит она себя холодно, пренебрежительно и даже угрожающе («Ну, докажите мне, что я не зря сюда пришла, и что вы достойны моего внимания! А вообще, ни на что не надейтесь!»).

Вбегает Вика с самоваром, всех приглашает к столу и громко говорит:

– Густав, а в каком городе ты сейчас работаешь в Швейцарии? Я забыла! («Давай же, похвастайся, я так тебя расписала подругам!»)

– Если быть точным, то сейчас ни в каком, – прямо отвечает тот. Это соответствует истине: в данный период времени Густав работает на международной выставке, а не у себя в офисе.

Штрих в его пользу: не пытается пускать пыль в глаза и не стесняется признаться в своей уязвимости. Как правило, так ведут себя люди, уверенные в себе. И наоборот: чем больше человек пыжится и надувает щёки, тем дальше нужно от него держаться, ибо такой товарищ способен порождать только проблемы, но не их решение.

– Значит, Густав Янович у нас дипломат, да? – саркастически спрашивает Тамара и сразу обращается к Анатолию: – Ну а ты, Толик?

– Чего?

– Чего ты не дипломат? Вы же вместе учились!

Спрашивается, при чём тут Анатолий? Тамару ведь не с Анатолием знакомят? Очень даже при чём! Тамара никак не может простить подруге Вике её семейную жизнь. Тамара одиночка, Алиса одиночка – одна Вика имеет мужчину! Непорядок! И Тамара на подсознательном уровне стремится унизить и обесценить Анатолия, выставить напоказ его несостоятельность, а позже станет уговаривать Вику уйти от него и пополнить ряды одиночек – вот это, по её мнению, будет правильно.

Вика тут же бросается на выручку жениху:

– Потому что Толечка ушёл в большой спорт! – со сладкой улыбкой сообщает она.

Но Тамара продолжает гнуть свою линию. Давайте послушаем, что она говорит:

– А вы жалеете женщин, да? И наверное, особенно одиноких… А мы, женщины, поняли, что легче жить, когда некому скулить и плакаться! И надеяться не на кого, кроме как на себя.

– Я и есть семья. Я и мой ребёнок. Я, слава Богу, живу третий год одна. И только сейчас поняла, что такое настоящее счастье.

– Лезть опять в петлю замужества?

И про Алису:

– Она тоже своё оттрубила! И теперь – красивая, свободная женщина, сама себе хозяйка. Верно, Алиса? На, поставь мою тарелку на стол.

Во‑первых, что здесь громко возвещает Тамара? Да только одно: ненавижу вас всех.

Знаете, даже не по себе становится от бурлящей в ней ненависти к людям – не только ко всем мужчинам, но и к подругам, и вообще к миру. Вот и Густав, сидящий рядом с Тамарой, как‑то напрягся, видимо, почувствовал эту эмоцию.

Хотели бы вы иметь такого человека, как Тамара, в своём окружении? Нет? И правильно! Вы не можете переделать людей, но можете выбирать, с кем общаться, а кого не допускать в свой круг. Умение держать границы – очень полезный навык и может спасти вам немало нервов и избавить от кучи проблем.

Откуда же в Тамаре столько ненависти? Возможно, вы думаете, что это результат неудачного брака? Нет, друзья, всё наоборот! Её одиночество есть результат накопленной с детства ненависти. Очевидно, что Тамара сама росла в подобной эмоциональной среде, и несёт этот флаг по своей жизни.

Это было во‑первых. А что во‑вторых?

Самые внимательные из вас наверняка заметили характерную деталь: Тамара не просто транслирует свои убеждения. Она ещё активно навязывает их подругам, стремясь всех подогнать под свой стандарт, энергично сеет вокруг себя хаос и разрушение.

В разговоре не даёт Алисе самой про себя сказать, затыкает ей рот уверенной фразой: «Она тоже своё оттрубила!» – как бы ампутируя возможность семейного счастья для Алисы в будущем.

Для Тамары отношения с мужчиной – пытка, петля. Она полагает, что именно так должны воспринимать их все женщины. Тамара борется за то, чтобы у Алисы всегда было разбитое корыто вместо личной жизни, и Алиса действительно впитывает эти убеждения и следует им. Кто знает, может быть Алисин брак распался потому, что Тамара беспардонно обесценивала её мужа (так же, как Анатолия) и буквально заставила их развестись. Во всяком случае, такой поворот был бы неудивителен.

Есть ещё и в‑третьих. Тоже в отношении Алисы. «Сама себе хозяйка» и «Поставь мою тарелку» не очень сочетаются, как вам кажется? То есть на словах Тамара объявляет Алису независимой, свободной женщиной, а на деле показывает, что Алисой легко можно управлять.

Так что вы думаете о среднем арифметическом? Чуть позже мы подробнее коснёмся Вики и её отношений с хоккеистом и посмотрим, что берёт от них Алиса в своё подсознание.

Алисе всё же удаётся вставить свои слова в Тамарин поток:

– Не знаю, лучше ли, когда сама себе хозяйка, и хорошо ли, когда свободна. Наверное, всё – таки нужно, чтобы было кому поплакаться.

Тамара при этих словах хмурится, смотрит на Алису с гневом и выпаливает:

– Ты что, обалдела, что ли? Ренегатка!

В чистом виде психологическое насилие! Эта женщина способна смести с лица земли целые города, если там кто‑то будет с ней не согласен! Я, конечно, преувеличиваю, но, пожалуйста, обходите таких Тамар за километр. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на взаимодействие с подобными разрушителями. Но ещё важнее – выдавить из самих себя своих внутренних Тамар; выявить их в себе и плавно попрощаться с малейшими проявлениями ненависти и насилия.

Если бы рядом с Алисой не было такого мощного источника негативных внушений, скорее всего, её жизнь складывалась бы иначе.

А вот Анатолию по душе высказывание Алисы.

– Золотые слова! Надо выпить.

И он идёт на кухню за алкоголем.

– У тебя же режим! Там ничего нет! – тут же за ним бросается Вика.

Между ними моментально разгорается перепалка с битьём посуды, руганью и визгом. Густав встаёт, порываясь пойти и утихомирить буйных супругов, но Тамара и здесь командует:

– Ничего, это мы будущую счастливую семейную жизнь репетируем. Одну минутку.

Она решительно выходит из комнаты, демонстрируя, что она здесь главная и сейчас наведёт порядок. И заодно как бы между делом внушает Алисе, что именно такие скандалы её ждут, если она только подумает о перспективе замужества.

Да, бывает, что ссоры и скандалы – единственное, что объединяет мужа и жену. В данном случае Анатолий с Викой исполняют привычный для обоих ритуал, приносящий им тем больше удовольствия, что имеются зрители.

Под шумок Алиса быстро прощается с Валерием и Густавом и уходит к себе домой. Там она звонит Олегу на домашний телефон, узнать, как он доехал. Из трубки доносится голос Олега:

– Извините, молодой человек, вы ошиблись номером.

Разумеется, это уловка, чтобы не спалиться перед женой. Своего рода шифр влюблённых, тайный язык, щекотание нервов. А такие игры затягивают! Затягивают иногда до того, что становятся более увлекательными, чем спокойная семейная жизнь.

Скажу более: Олега привлекает не сама по себе Алиса, а возможность вести тайную жизнь, прятаться от жены, обводить её вокруг пальца – в этом состоит его выигрыш, а Алиса лишь средство осуществления этих забав. В свою очередь, наша героиня получает свой выигрыш – сладкие мечты и иллюзии, которые не требуют никаких действий для их воплощения.

– Докладываю, – интимно шепчет в трубку Алиса, – иду спать. Спокойной ночи…

Утром Алиса вскакивает, включает свою любимую песню про соломинку – каждое утро одну и ту же. Песня, кстати, рисует определённую картинку, программируя подсознание: кругом шторм и ужас, всё пропало, я бедняжка, приходится хвататься за соломинку, чтобы остаться в живых.

Под аккомпанемент песни Алиса дубасит кулаком в стену, крича сыну:

– Эй! Вставай!

Напомню – малышу пять лет! У кого из вас, мои читатели, есть пятилетние детишки? Как считаете, это нормально – будить ребёнка таким образом? Но постойте, Алиса идёт в комнату к сыну, вот сейчас, наверное, она его обнимет и поцелует с лаской…

Она швыряет на Сашину кровать его одежду и командует:

– Давай, напяливай! Быстрей!

Мне кажется или в её голосе звучат Тамарины интонации? Сочувствую я этому мальчику. Такой ежеутренний ритуал капля за каплей приучает его к убеждению: я для мамы никто, ласкового обращения я не достоин, но должен исполнять команды быстро и без возражений. И если алгоритм продолжится, то Саша вырастет соответственно – послушным каблуком, полным негатива ко всем окружающим.

Саша, начиная натягивать колготки, отвечает:

– Если быстрей, то задом наперёд!

Логично! Могу быстро, но неправильно. А если правильно‑то небыстро.

Вот что интересно: подъём минут на пятнадцать пораньше избавил бы Алису с сыном от этой спешки, позволил бы утру быть более спокойным и оставил бы немного времени на объятие и поцелуй. Почему Алиса этого не делает? Спросим по – другому: а нужно ли Алисе всё это – размеренное начало дня, пара минут на общение с сынишкой? В том‑то и дело, что – нет, не нужно. Нет этой потребности. Есть потребность превратить жизнь сына в бестолковое существование, в кошмар – как у себя самой.

Мы видели, как Тамара стремится внушить всем окружающим своё отношение к жизни. Но и Алиса делает то же самое!

– Ничего, – отвечает она, – когда опаздываешь, можно и задом наперёд.

Да – да, дорогой сыночек, это правильно – спешить, нервничать, опаздывать всегда и везде, этим оправдывать свою безрукость, выглядеть смешно и глупо и самому чувствовать себя дураком.

Но вы‑то, дорогие друзья, понимаете, что подобные убеждения – это внутреннее рабство. Раба из себя нужно выдавливать, а начинается это с принятия на себя ответственности за свою жизнь. И за своевременный подъём, и за отношения с близкими, и за личное счастье.

«Я сам – причина всех следствий в своей жизни. Я выбираю сам решать задачи, которые передо мной встают. У меня есть для этого все необходимые ресурсы, и я знаю, что могу справиться». Вот та формула, которая из раба сделает автора и хозяина собственной жизни.

Вместе с тем другого человека невозможно освободить от внутреннего рабства насильно, невозможно заставить перестать страдать, или, например, всё делать вовремя. Опоздания, к слову сказать, дают опаздывающим немало выигрышей, именно поэтому это очень прилипчивая привычка.

А в нашем рассказе мамочка приучает сына к рабскому состоянию, к состоянию нелюбви.

– Давай, давай, быстренько! – продолжает она пришпоривать Сашу.

До садика всех везёт на служебном автобусе Петя – он работает вместе с Тамарой на автобазе.

Тамара тоже тащит за руку сынишку и по дороге к автобусу бросает:

– Мой бывший звонил…

А её сын усваивает: это о моём папе, значит, я тоже буду «бывшим», когда вырасту. То есть Тамара, осуждая своего мужа за то, что тот бросил ребёнка, заклинает сына стать таким же.

Вика догоняет подруг, и Тамара спрашивает её:

– Ну что, поссорились?

В её голосе слышится явная надежда на то, что подруга уже наконец‑то расстанется с женихом и присоединится к ним, одиночкам.

– Ну что ты! Вернулся, прощения просил. Он какой‑то сумасшедший (произносится с томной улыбочкой)! Вот, смотрите!

И Вика оттягивает воротник свитера, гордо демонстрируя подругам ссадину на шее, оставленную Анатолием‑то ли в порыве страсти, то ли в ходе потасовки. Бьёт – значит, любит? Видимо, в пузыре реальности Вики это вещи неразделимые. Вероятно, порция рукоприкладства возбуждает обоих. Кстати, «прощения просил» – значит, играл Жертву. Как было сказано выше, в паре Вика + Анатолий всё время происходит смена ролей треугольника, и этот театр абсурда скрепляет их отношения.

Холод в сердце (Повесть)
Холод в сердце (Повесть)

Тамара вталкивает своего сынишку в автобус, кокетливо улыбается водителю Пете и ласково говорит:

– Дай Бог тебе здоровья, Петечка! За мной не пропадёт!

Вот как! Оказывается, она умеет благодарить мужчин и улыбаться им? Да, когда ей что‑то нужно, очень даже умеет.

– Что, в детский сад сначала? – уточняет Петя.

– Как всегда, золотко моё!

Чувствуете, как от этих слов по автобусу распространяется волна лицемерия, захлёстывая всех присутствующих?

Подружки дружно затягивают хором: «А ты такой холодный, как айсберг в океане…» Неслучайная песня! Всё о мужчинах – хоть и утверждают, что мужчины им не нужны. Да не просто о мужчинах – а с обвинениями: ты такой‑сякой, меня, бедную, обижаешь своей холодностью! Опять заклинания, которые каплями яда впитываются в подкорку и формируют убеждения и поступки.

У входа в институт Алиса пишет пальчиком на запылённой машине Олега: «Привет!» Давайте представим, что кто‑то из сотрудников института увидит эту надпись. А её непременно кто‑нибудь увидит – место людное, народ туда – сюда ходит. Что подумает этот товарищ? Собственно, если отбросить всякие нелепые варианты вроде «неизвестного доброжелателя», остаётся только одно: надпись оставлена любовницей. «О, это интересно – у нашего Олега есть любовница! – обрадуется товарищ. – Кто бы это мог быть?»

Ах, как будоражит нервишки риск быть пойманным, раскрытым! Наши голубки, конечно, делают вид, что скрывают свой роман, но не слишком тщательно, как бы оставляя везде намёки и подсказки для окружающих. Зачем? Да для перчинки! Возможно, Олег по дороге домой как бы забудет стереть эту надпись: заметит жена или нет? А если заметит, то спросит или не спросит?

Видите ли, всё же семейной системой здесь являются Олег и его жена. А такие, как Алиса, приходят и уходят, появляются и исчезают. Роль любовницы может сегодня играть одна женщина, завтра другая – это лишь эпизодическое дополнение к семейной системе.

На первый взгляд, Алису не устраивает её роль. И тем не менее она делает всё, чтобы поддерживать такие отношения. А почему? Потому что боится иных отношений. Душевный комфорт, счастье и гармония настолько непривычны, незнакомы, чужды ей, что она их отталкивает от себя изо всех сил.

Конечно, речь сейчас не о попытке взаимодействия Алисы и Валерия – этот случай и забавен, и печален одновременно. Вот послушайте, что между ними произошло.

Валерий подкараулил Алису возле её института и сразу, без предисловий и пустой траты времени, сделал предложение:

– Валя, выходите за меня замуж!

– Меня Алисой зовут! – насмешливо отвечает героиня. – Вы хотя бы имя моё выучили!

Но Валерий не даёт отвлечь себя от цели.

– Я всю жизнь мечтал о семье.

Человеку тридцать шесть лет, и он живёт с мамой. Его семья – это мама, а сам Валерий остаётся ребёнком. И это тоже сложившаяся система! Если вы живёте отдельно от своих родителей и приезжаете навещать их, то знаете это чувство – рядом с папой и мамой вы ненадолго возвращаетесь в детство, окунаетесь в тепло и безопасность родительского дома, где о вас позаботятся и приголубят; если надо – обнимут и пожалеют, если надо – погрозят пальцем.

Это прекрасно, но только на короткое время. Покидая родителей, вы быстро возвращаетесь во взрослое эго – состояние и решаете свои проблемы сами. Но у Валерия не было шанса стать взрослым и, вероятно, уже никогда не будет. Скорее всего, он тоже рос без отца и не имеет никакого представления о ролевом поведении мужчины и женщины. То, что он путает имя той, на которой решил жениться, означает следующее: Валерий настолько абстрактно воспринимает семейную жизнь и женщину в ней, что ему даже не важно, кто она. Просто красивая, но безликая картинка.

Важным этапом взросления любого человека является его отсоединение от родителей, когда свои хозяйственно – бытовые вопросы он начинает решать сам. И уж тем более взрослое эго – состояние необходимо при вступлении в брак или просто при совместной жизни с лицом противоположного пола.

– Вы же всё равно сейчас никого не любите, – продолжает свою тираду Валерий. – Так чем я хуже других?

Слышите ли вы беспощадность этих слов? Герой считает своим преимуществом не собственные достоинства, победы, достижения, а неустроенность Алисы. Бери, что предлагают, тебе и это сгодится!

– Так вы бы и поселиться у меня хотели? – со смехом спрашивает Алиса.

– Ну! – радостно отвечает Валерий. – Давайте жить вместе.

– Не с сегодняшнего же утра! Да вам, наверное, и на работу пора.

Ни «да», ни «нет». По выражению её лица и по тону голоса понятно, что Алисе совершенно неинтересен Валерий, в данный момент её внутреннее решение – конечно, нет, что за чушь! Но на словах она не отказывает этому нелепому мужичку, а обнадёживает его. Действительно, скоро между Алисой и Олегом произойдёт ссора, и Алиса вспомнит о Валерии. Но сейчас у неё всё идёт привычным, накатанным путём и Валерий ей ни к чему. Но она не говорит «нет». Не опровергает его утверждение, что она никого не любит.

И это ещё одна причина, почему она всю жизнь так и просидит у разбитого корыта: вот эта потребность напускать туман, умалчивать, не говорить правды, создавать подразумеваемые соглашения. Туман в словах, туман в голове, туман в жизни. Честное слово, хочется помахать рукой, разогнать эту пелену! Хочется чёткости, определённости, понятности – ведь так жить легче, чем бродить в тумане, верно? Да и безопаснее! Мало ли что может выскочить из туманной мглы?

– Если мои слова не покажутся вам полным бредом…, – напоследок говорит Валерий.

В принципе, дальше можно и не слушать. Данная фраза – чистой воды манипуляция. Человек, произнося это, сам знает, что сейчас понесёт ахинею, но хочет заранее сломить ваше сопротивление и заставить вас принять бред всерьёз.

– …если вам когда‑нибудь станет совсем плохо, вы вспомните, как я вам сказал «давайте жить вместе». И вы позвоните мне и скажите «да». Просто «да».

Что вам слышится за этой тирадой? Желание поддержать женщину? Стать её опорой? Избавить от проблем? Ничего этого здесь нет. Есть коварное внушение: «Тебе станет плохо, я знаю. Без меня ты не обойдёшься. Но я помочь тебе не смогу. Ты просто возьмёшь меня к себе жить. Потому что я белый и пушистый. И ты меня пожалеешь и будешь обо мне заботиться. Не знаю, станет ли лучше тебе, но мне – точно станет!»

Вот так. Опасный человек, этот тихий скромняга Валерий.

А Олег с Алисой тем временем продолжают играть в тайную интрижку. В институтской столовой Олег подсаживается за столик к Алисе, здороваясь официально (для посторонних ушей):

– Здравствуйте, Алиса Николаевна.

– Здравствуйте, Олег Михайлович.

И теперь Олег – вполголоса:

– Ну, здравствуй, Малыш.

– А ты не боишься, что вокруг услышат?

– А пусть завидуют – тебе: такой мужик рядом сидит! Слушай, а что ты делаешь в выходные?

– С Сашей сижу. А что?

– А нельзя его куда‑нибудь деть?

В картине мира Олега ребёнок его подружки является вещью, причём нежелательной, неудобной вещью, которую нужно куда‑нибудь запихнуть, чтобы не мешалась под ногами.

– Нельзя, – с сожалением отвечает Алиса. – У Тамарки Серёжка заболел.

Вот ещё штришок: оказывается, Алиса периодически сдаёт своего сынишку Тамаре на передержку, пока сама предаётся утехам с Олегом. То есть Тамара не случайно попала в подруги к Алисе – Алиса от неё зависит.

Олег досадливо цыкает зубом.

– А муж не может взять? Всё – таки его ребёнок.

Олег прекрасно знает, на что надеется Алиса, что она хочет услышать от него. И он ловко пользуется её надеждами, дёргает за ниточки, как паук запутавшуюся в паутине муху.

– Надоело глядеть на часы, прятаться по углам. Надоело мучить тебя и себя тоже. Ну, придумай что‑нибудь с выходными.

Льёт мёд Алисе в уши с одной целью: пусть она напряжётся и придумает, как устранить помеху в виде сыночка, а я буду иметь возможность пользоваться её телом все выходные.

Нельзя, друзья мои, нельзя эксплуатировать человеческие слабости! Это недостойно сильного человека, и в любом случае не приносит ничего, кроме потери самоуважения.

А Алисе нужно было бы ущипнуть себя покрепче, очнуться, протереть глаза и увидеть, что никогда Олег не женится на ней, никогда не перестанет прятаться по углам – потому что это его образ жизни и ему такая жизнь подходит. Нет у него никаких страданий и никакого желания что‑либо менять.

Проведённые вместе выходные – всего лишь удобство для Олега, но не шаг вперёд в укреплении отношений, как надеется Алиса. Даже если подобные выходные повторятся, это не компенсирует огромного стратегического промаха Алисы: связи с женатым мужчиной.

Отношения, основанные на искренней любви, можно уподобить равностороннему треугольнику (опять математика!), в котором энергия каждого из двоих участников распределяется равномерно по трём направлениям: близость, страсть, обязательства.

Страсть – сексуальная составляющая. Она непостоянна, то пульсирует, то переходит в спокойную фазу. Отношения, базирующиеся только на страсти, неизбежно заканчиваются с её ослаблением. Подтверждение этому – большое количество разводов после трёх лет брака, ведь три года – срок жизни спонтанного сексуального влечения.

Близость – это доверие, благодарность и уважение к партнёру, общие интересы и увлечения, желание быть вместе в любой ситуации. Как говорится: «Самый лучший секс бывает с тем, с кем хорошо и без секса». Хорошо и без секса – это и есть близость. С годами она может становиться крепче.

Обязательства – это про заботу друг о друге, про готовность вместе преодолевать препятствия, про верность и про радость от общих побед.

Если все три компонента удовлетворяются и развиваются, то любовь с годами становится прочнее и глубже.

А в отношениях Олега и Алисы есть только страсть, но ни близости, ни обязательств. Поэтому они обречены.

Алиса послушно выполняет команду Олега – напрягается и уговаривает бывшую свекровь взять Сашеньку на выходные.

– Куда бежишь? – спрашивает Алису Светлана Ивановна.

– В командировку, – на голубом глазу врёт Алиса.

– На выходные, – понимающе усмехается Светлана Ивановна.

Итак, выходные голубки проводят вместе. Где‑то далеко за городом, на озере, в маленьком домишке, предоставленном кем‑то из приятелей Олега.

Имитация семейной идиллии! Он колет дрова, она накрывает на стол. Он рыбачит, она читает книгу. Он жарит пойманную рыбу, она вяжет. Они почти не разговаривают – не о чем, да и незачем.

И вдруг Алиса высказывает то, о чём давно мечтает:

– Давай поженимся…

После минутного молчания Олег отвечает:

– Зачем ты так? («Зачем ты всё портишь? Зачем ты переступаешь через отведённые тебе границы?»)

Вот и он тоже: ни «да», ни «нет». Но своим ответом заставляет Алису чувствовать себя виноватой из‑за того, что она заговаривает на важную для неё тему.

И в самом деле, неужели Алиса могла вообразить, что ей удастся развести Олега и женить его на себе? Его, который использует Алису как мясо и относится к ней соответственно? Это всё последствия её стратегического проигрыша. Дорогие читатели и читательницы, как бы вы ни относились к внебрачным связям, в плане жизненной стратегии это тотальный провал. Это – табу, если только вы хотите быть автором своей жизни.

Но Алиса наслаждается своими страданиями, смакует их. Точно так же, как Вика смакует синяки и ссадины, полученные от Анатолия. Алиса заговаривает о женитьбе не столько в надежде, что Олег вдруг скажет «да», сколько ради очередной порции страданий. Уж слишком хорошо до сих пор проходили выходные, а к этому она не привыкла. И подсознательно вливает ложку дёгтя в эту бочку мёда.

– Ведь мы же договорились, – недовольно цедит Олег.

– Ну почему, почему? Ведь всё так просто! Если люди любят друг друга…

Если люди любят друг друга, то действительно всё просто, и такого рода недопонимания у них не возникает. Но для любви, как вы помните, нужны ещё близость и обязательства. В этой паре их нет, так о какой любви может идти речь?

– Ну потому, – бросает Олег.

И скорее всего думает про себя: «Не буду больше брать её с собой на выходные».

Да, как было сказано выше, их отношения не выдерживают нахождения в одном пространстве больше, чем пару часов. Алиса, пойми это, наконец! Если ваше общение станет открытым и более продолжительным, как сейчас, то немедленно начнутся конфликты из‑за полного непонимания друг друга, и отношениям конец. Вот он, дисбаланс в результате нарушения режима встреч. Это не твой мужчина, Алиса, оторвись от него!

– Что «потому?» – переспрашивает Алиса.

– А что, чёрт возьми, «почему»? – холодно и злобно произносит Олег.

На этом идиллия заканчивается. На обратном пути Олег останавливает машину возле дома своего приятели, хозяина дачи.

– Посиди здесь, я верну ключи, – говорит он Алисе.

Пока его нет, Алиса внезапно выскакивает из машины и пытается поймать такси, чтобы немедленно уехать. Но такси не останавливается, и она возвращается в машину. Точно так же она предпримет попытку выйти замуж и уехать и точно так же вернётся к Олегу. Привычное, предсказуемое страдание для неё комфортнее, чем новое, непредсказуемое счастье.

Но всё же Алиса обижена на Олега и решает позвонить Валерию.

– Да, – тихо произносит она в трубку.

И, чтобы принять Валерия в свою жизнь, она отправляет сына Сашу на пятидневку‑то есть с понедельника по пятницу мальчик будет ночевать в детском саду.

– Я не хочу, – грустно говорит Саша.

– Мало ли, чего ты не хочешь! Давай, собирайся, опаздываем!

– Я не хочу на пятидневку!

– Это не ребёнок, это наказание, – мгновенно раздражается Алиса, и уже в голос кричит: – Собирайся! Не выводи мать из себя! («Зачем ты вообще появился, ты мне жизнь портишь. Ненавижу тебя».)

Такого рода родительские предписания не могут не дать соответствующих плодов. И плоды эти проявляются в виде подсознательного саморазрушения – заклинают на несчастливую жизнь, на одиночество, на комплексы неполноценности. Вплоть до самоубийства. Пожалуйста, будьте внимательны к тому, что и как вы говорите своим детям…

И вот Валерий с потёртым чемоданчиком появляется в квартире Алисы.

За ужином разговор не клеится, всё время ощущается неловкость ситуации. Даже вино не помогает. Алиса ставит Валерию раскладушку в Сашиной комнате.

– Ты правда решила – вместе, навсегда? – скованно интересуется Валерий. («Такого со мной ещё не было, до сих пор все женщины меня отшивали. И я к этому привык. А ты почему‑то согласилась. Странно и страшно…»)

И когда Алиса ложится спать, он собирает свои вещички обратно в чемоданчик и сбегает. Без объяснений, без благодарности, без прощания. Исподтишка, в страхе, как перепуганный ребёнок, который прячется под стол, боясь наказания.

Но не осуждайте его, друзья! Валерий таким образом спасает себя от большого стресса (жизни с женщиной и выстраивания отношений с ней), возвращаясь к своему маленькому привычному стрессу (проживанию с мамой и отсутствию личной жизни). Инстинкт самосохранения!

Алиса сама не знает, плакать ей или смеяться над этим эпизодом…

От переживаний её отвлекает очередное происшествие с подругой. Анатолий побил Вику, поставил ей фингал под глазом, Вика прибежала спасаться к Тамаре. Сюда же приходит и Алиса.

Вика, плача и прикладывая пятак к синяку, рассказывает:

– Я ему честно говорю: была на дне рождения.

Итак, Вика – Жертва, Анатолий – Преследователь, Тамара и Алиса – Спасатели. Драматический треугольник замкнулся, каждый участник имеет в нём свою выгоду, получает необходимые эмоции и подтверждение своим убеждениям. Именно поэтому такие треугольники сломать нелегко, ведь действующие лица изо всех сил поддерживают структуру, не давая ей распасться.

– Он меня спрашивает – танцевала? Я говорю – ну подумаешь, всего два раза с одним мальчиком. А он тебя провожал? Я говорю – да, до троллейбусной остановки.

Рукоприкладству, конечно, нет оправдания. Но посмотрите, как Вика искушает своего жениха, как шаг за шагом ведёт его к потере контроля над собой. Ей необходимы ревность Анатолия, его побои, и, возможно, позже она станет хвастаться этим фингалом так же, как хвасталась ссадиной.

Эта ситуация – прямо праздник для Тамары! Она сполна получает подтверждение тому, что все мужики сволочи и тираны.

– Да бросай ты его! – командует она. – Всё равно как спортсмен он не получился.

Вот ещё одно её убеждение: любовь и брак – это товарно – денежные отношения, и либо являются выгодной сделкой, либо вообще не нужны.

Но Вика, как обычно, сразу бросается защищать своего Анатолия:

– Да ты что! Ты представить не можешь, какие там вокруг него интриги! И вообще, он столько всего пережил!

Щёлк! И вот уже Анатолий – Жертва, Вика – Спасатель, Тамара –

Преследователь.

Вообще, пара Вика и Анатолий – яркий пример созависимых отношений. Всё, что происходит между ними, они создают сообща: рукоприкладство Анатолия – результат совместных стремлений так же, как и его выпивки. И если бы он вдруг перестал пить или драться, то Вика стала бы настойчиво возвращать его к этому состоянию.

Звонок в дверь и голос Анатолия:

– Вика у тебя?

– Ты что, с ума сошёл? – отвечает Тамара через дверь. – Я давно уже сплю.

Обратите внимание: Тамара начинает общение с провокационного оскорбления.

– А где она? – спрашивает Анатолий, пока ещё довольно мирно.

– Откуда я знаю!

– Открой на минуточку, открой!

– Ты что, дурак что ли? – Тамара продолжает провоцировать его, чтобы довести до вспышки ярости.

– Или открывай, или я ломаю дверь! – заводится Анатолий и начинает наносить удары.

Дверь трещит, Вика перестаёт рыдать, сжимает кулачки и кричит Анатолию:

– Толя! Прекрати немедленно! Ты слышишь, что я тебе сказала?!

Щёлк – и она превращается в Преследователя.

– Тогда выходи! – требует тот.

Но Тамара не может не вмешаться:

– Она не выйдет! – заявляет она, отталкивая Вику. – Понятно? У вас кончились с ней всяческие отношения!

Вика растерянно смотрит на подругу – ведь это совсем не то, чего она хотела. Толя начинает ещё яростнее биться снаружи в дверь, Вика визжит, Тамара орёт, стараясь всех перекричать:

– У меня ребёнок спит!!!

А разве может он спать, когда здесь такое безобразие? Представьте, каково малышу при этом? Какая психологическая травма ему уже нанесена, и как она повлияет на него в дальнейшем?

– Надо Густаву звонить! – решает Вика. Видимо, Густав умеет приводить Анатолия в чувство. Вика бросается к сумочке, достаёт записную книжку, сует её Алисе, а сама бежит снова к двери, причитая:

– У него же ключица сломана! Толечка, ты что? Прекрати немедленно!

Алиса набирает номер и просит Густава приехать на помощь. Тем временем Анатолий за дверью глухо вскрикивает, после чего удары прекращаются, всё затихает. Вика отталкивает Тамару, выскакивает на лестницу – там Анатолий сидит на полу, схватившись за руку, и морщится от боли.

– Ах! Толя! Больно очень? Ну, как же это ты?

Снова щелчок – и вот уже Толя становится Жертвой, Вика – Спасателем, а её подруги – Преследователями. Ну и калейдоскоп!

Ни о какой счастливой семейной жизни Алисы не может идти речь, пока её ближайшими подругами являются мужененавистница Тамара и регулярно побиваемая сожителем Вика. Косвенными внушениями они создают гравитацию, удерживая Алису поближе к своему положению и не позволяя ей идти отличным от них путём.

Представьте себе компанию молодых женщин или девушек, которые собираются за чашкой кофе, чтобы пожаловаться друг другу на неудачи в личной жизни, на сволочей‑мужиков. В их компании случайно оказывается женщина, у которой всё хорошо в семье, она не поддерживает жалоб и обвинений в адрес мужчин и просто излучает счастье. Что произойдёт? Дружная компания быстро и достаточно жёстко выдавит новенькую из своих рядов, да ещё будет долго злословить о ней за глаза. Никому в голову не придёт расспросить счастливицу, как она пришла к такой жизни, никто не попросит её поделиться опытом и не попытается понять, что же нужно сделать, чтобы стать такой же счастливой…

Вика помогает незадачливому жениху подняться и бережно ведёт его домой. Алиса тоже возвращается к себе. Про Густава уже все забыли, а он приезжает! И, увидев, что буря закончилась, направляется к Алисе.

Так начинается их сближение. Начинается с того, что Густав за одну минуту устраняет неисправность включателя – помните, лампочка в коридоре то не включалась, то, наоборот, не выключалась. После чего говорит:

– Я вам позвоню, если разрешите.

– Конечно, звоните! – соглашается Алиса.

Густав настроен серьёзно. Он завершил предыдущие отношения и хочет строить новые. Он обязателен и заботлив, успешен профессионально и обеспечен материально. Он тепло относится к маленькому Саше и уважительно – к Алисе.

Тем не менее, пока длится их общение, с лица Алиса не сходит какое‑то неуверенное, напряжённое выражение. И мы с вами понимаем, почему. Потому что Густав, со всеми его достоинствами, грозит вырвать Алису из её любимого туманного болота, радикально изменить её жизнь и лишить привычных убеждений. И её это пугает так же, как испугали Валерия возможные перемены.

Алиса обсуждает с Густавом предстоящую свадьбу и переезд в Швейцарию, а сама подсознательно ищет способ прекратить всё это, отделаться от полюбившего её мужчины.

И вот – ура! – она сталкивается с Олегом у входа в институт, и он шутливо заявляет:

– Совсем забыла старых друзей! Это как понимать?

Нет, Алиса тебя не забыла! Она и с Густавом начала встречаться, чтобы как‑нибудь при случае перед тобой похвастаться и вызвать твою ревность. Да и случай, кстати, она сама подготовила, попросив Густава забрать её с работы в то время, когда ты тоже уходишь. Ваши отношения всё ещё продолжаются, хоть и на расстоянии. Конечно, она бросится в твои объятия, как только тебе придёт охотка переспать с ней.

– Я замуж выхожу, – сообщает Алиса, нежно и призывно глядя на Олега. («Сейчас ты увидишь, какой красавчик за мной приедет на шикарной машине. Не упусти меня, слышишь? Не отдавай ему!»)

Алиса использует Густава на всю катушку. Использует для того, чтобы уязвить Олега и заставить его возобновить связь. Друзья мои, если только у вас появится хоть малейшее ощущение, что ваш друг или подруга слишком откровенно демонстрирует вас своему окружению – значит, здесь манипуляции на первом месте. Бегите от таких отношений быстрее!

Густав забирает Алису, они вместе едут в детский сад за Сашей. Саша рад Густаву, кажется, он обрёл старшего друга, который его действительно любит. Они с удовольствием держатся за руки и смеются, но Алиса смотрит на их оживлённые лица мрачно, исподлобья. Ей не нравится, что её сынишка счастлив, и что Густав нашёл с ним общий язык.

А Густав просит Алису дать ему точный ответ насчёт свадьбы – видимо, Алиса до сих пор и его кормила подразумеваемыми соглашениями, не говоря чётко ни «да», ни «нет».

И вот решающий момент. Алиса идёт к Тамаре:

– Тамарка, я должна дать ответ. («Я сама не могу принять решение. Реши за меня!»)

Объективно говоря, это странно, но мы с вами знаем, какое сильное внушение Тамара постоянно распространяет на своих подруг. Поэтому в данной ситуации по – другому и быть не могло.

И Тамара решает. Примечательная сцена! Вербально она говорит одно, а невербально – ровно противоположное. Вот послушайте:

– Ну, какой может быть ответ? Ну конечно, да. За Густавом вы с Сашкой будете как за каменной стеной. Посмотри, какой он умный мужик. Разглядел, что баба красивая, молодая, с которой будешь счастлив по гроб жизни. И всё у неё для этого есть – и опыт, и ум, и даже ребёнок готовый, не надо пелёнки стирать. И вагон любви нерастраченной!

А за этими словами стоит: «Хитёр мужик, подсуетился, пришёл на всё готовенькое, рассчитал точно, чтобы пелёнки не стирать. Не заслужил он такого подарка. А ты уже и растаяла, уже и любовь тратить на него готова».

Жёстко, не правда ли? Тут манипуляции не хуже, чем у Олега. А со стороны может показаться, что благие намерения руководят Тамарой, что она даёт подруге добрый совет. Чего – чего, а этого нет и в помине. Она не изменила своей ненависти ко всем окружающим и тонким невербальным внушением побуждает Алису отказаться от счастливой жизни и остаться одинокой, неприкаянной, трепыхающейся в липкой паутине. Тамара точно знает, что у Алисы нет ни решительности, ни силы, чтобы вырваться из паутины.

– Только всё это в замороженном виде…, – добавляет Тамара. Это уже про Алису. Если до этого она обесценивала Густава, то теперь взялась за подругу: «Ты же вся замороженная, уж не знаю, как он будет с тобой жить…»

– А то, что мы с тобой про женскую самостоятельность говорили – наплюй и забудь.

Минуточку! Говорила про это одна Тамара, заставляя подруг слушать и впитывать. А произносит Тамара эту фразу напоследок для того, чтобы потом никто не мог обвинить, что она отговаривала Алису от замужества – да вот же, я же её уговариваю. А если Алиса обманет Густава – это не моя вина!

Но Алиса, восприняв этот посыл, не спешит давать ответ жениху. Ей необходимо сделать ещё одно дело: поговорить с Олегом. Видимо, она рассчитывает, что её скорое замужество подстегнёт Олега к решительным действиям‑то есть, что он бросит жену и узаконит отношения с Алисой. Она звонит ему домой. Но вот незадача – трубку берёт супруга Олега. Алиса сначала хочет молча положить трубку, но потом начинает слушать монолог женщины.

– Я догадалась, что это вы, – говорит жена. – А Олега нет. Значит, вы любите его? Я ведь его не держу. Просто мы двадцать три года вместе. Вы мне не соперница, разве что товарищ по несчастью…

Супруга прекрасно знает, что муженёк регулярно ходит налево. Возможно, это и продолжается все двадцать три года. И знает, что он из семьи не уйдёт – кишка тонка, привычка сильна.

И после этого Алиса отвечает Густаву «да».

Вот она складывает последние вещи в ожидании, когда он заедет за ней и Сашей. Саша смотрит в окно и спрашивает нетерпеливо:

– Скоро Густав Янович приедет?

Алиса даёт довольно странный, на мой взгляд, ответ:

– Когда у пруда без труда зацветёт резеда!

Дорогие читатели, вы бы хотели на свои вопросы получать такие опусы? Слышать вот такую бессмыслицу, когда ждёте короткого, простого ответа? Алиса вполне могла бы сказать: «Да, сыночек, скоро». Или «Мы договорились на два, значит, через час». Но она выбирает эту невразумительную дичь, что, в общем, вполне соответствует её характеру. И добавляет:

– Когда ты перестанешь приставать ко мне с глупыми вопросами!

Жаль маленького Сашу. Хороший, умный мальчик, но обречён вырасти дураком, поскольку мама всё время внушает ему это.

Заходят попрощаться Тамара и Вика. Обе в трауре, но не потому, что расстаются с подругой, а потому, что у неё всё хорошо складывается.

Звонит телефон. Алиса слышит голос Олега и молча кладёт трубку. Но всё же Олег откуда‑то узнает, по какой дороге поедет машина Густава, увозящая Алису с Сашей. Интересно, откуда? Может быть Тамара ему сообщила? Да ещё и поторопила – давай, мол, догоняй скорей!

Вот смотрите: Алиса рассказывает подругам, как они с Густавом поедут.

– Десять часов до Москвы по шоссе, там подадим документы.

Она словно бы оставляет маленькие подсказки, где её искать.

– Приехал! – радостно кричит Саша, увидев машину Густава в окно.

Ой, малыш, рано радуешься… Мама не даст тебе жить в полной семье с любящим отчимом.

Машина мчится по шоссе, Алиса и Саша устремляются в новую жизнь.

И тут Алиса замечает, что их преследует автомобиль Олега. Думаете, она предупредит Густава? Нет, конечно! Она ждёт, пока Олег их обгонит, прижмёт к обочине, вытащит Алису и затолкает в свою машину. Густав в растерянности пытается понять, что происходит, а Олег вытаскивает Сашу, как куль, швыряет его на заднее сиденье своей машины, туда же бросает Алисин чемодан.

Алиса не сопротивляется и не позволяет Густаву препятствовать «похищению». Она отводит Густава в сторону, что‑то говорит ему, целует на прощанье и с радостью ныряет в машину Олега.

Да, всё произошло, как она хотела. Назад, назад, в привычный кокон, полный яда; в любимое болото со змеями и жабами; в паутину, связывающую по рукам и ногам… Именно там она сможет испытывать любимые эмоции и моделировать события для этих эмоций.

И сынишку назад – туда, в серпентарий, где грохот в стенку по утрам, швыряние колготок, жестокая тётя Тамара с её командами и грубостью… Мать сделает всё, чтобы в окружении сына не было такого, как Густав. А иначе будет риск, что передача жизненного сценария не произойдёт.

А что же Олег? Может быть, он действительно решился объединиться с Алисой? Может быть, я ошибался, говоря, что их отношения обречены?

– Я так устала, так соскучилась! – признаётся ему Алиса. Конечно, она уверена, что Олег от неё уже не уедет.

– Завтра же перевожу вещи! У меня даже зубной щётки с собой нет! – бодро отзывается Олег. – Ну, и надо поговорить с женой. Я не прав?

– Прав! – отвечает Алиса, попадаясь на манипулятивный крючок. Вопрос «Я не прав?» всегда задаётся тогда, когда необходимо получить от собеседника подтверждение своей правоты.

– Мы так долго этого ждали! – продолжает Олег. – Ну, днём раньше, днём позже…

И бросает следующий крючок:

– Ты обиделась?

– Нет, ну что ты, – отвечает Алиса, потому что не может ответить иначе.

– Когда я вчера узнал, что ты уезжаешь, меня точно током шибануло. Как я без тебя?

Разумеется, без Алисы Олегу пришлось бы тяжко. Нужно было бы искать новую любовницу, привыкать к ней, дрессировать её. А тут – такая удобная, такая послушная, всегда готовая, такая выдрессированная, несмотря даже на некоторые неуместные выходки. Да и сам уже не мальчик, к чему какие‑то перемены.

– Ну, хочешь, я останусь? – спрашивает Олег, зная, что Алиса откажется. Ведь на предыдущие вопросы она отвечала правильно, и здесь не подведёт.

– Да нет. Уже поздно, тебе пора.

– И как всегда – до завтра.

– Как всегда, – выдавливает Алиса улыбку.

Олег уезжает, а Алиса остаётся стоять с неподвижным, как маска, лицом. Она поняла, что всё возвращается на круги своя, но изменить уже ничего нельзя.

И всё же – в последний раз коснёмся отношений Алисы и Густава. Помните треугольник, три составные части любви? Если у Алисы и Олега есть страсть, но нет близости и обязательств, то у Алисы и Густава есть обязательства, но нет близости и нет страсти. Поэтому и не мог состояться их союз.

У Алисы ни к кому нет любви – ни к Олегу (хотя она сама убеждает себя в обратном), ни к Густаву, ни к собственному сыну. Но отношения – это радость, работа над собой, вклад в своего партнёра, это танец вдвоём, мост в будущее. Алисе всё это неведомо – так же, как и её подругам.

Как ни жаль героиню, но она так и проведёт жизнь у разбитого корыта.

И я снова скажу вам, дорогие мои друзья: вы рано или поздно становитесь теми, кто вас окружает. Правило среднего арифметического!

Призываю вас – выбирайте своё окружение, выбирайте свои мысли и убеждения, выбирайте свою жизнь сами.

В этой повести много грустного. Но ещё больше в ней поучительного.

Что в ней увидели вы? С чем вы готовы согласиться? Что вызывает у вас сопротивление? Можете ли вы применить высказанные мной гипотезы к вашей жизни? Я буду рад, если рассказанная история обострит ваше зрение и мышление. Будет просто отлично, если она поможет вам избавиться от чуждых вам убеждений или, наоборот, принять те, которые изменят вашу жизнь к лучшему. Работайте над собой, друзья, ибо в этом – ключ к вашему счастью.

Контакты:

  • Официальный сайт: qcic.ru (Очное обучение: Москва, СПб)
  • Библиотека уроков: safin4.ru (Все уроки в открытом доступе)
  • Канал в Telegram: t.me/safin4 (Актуальные новости)
  • Канал на YouTube: youtube.com/@seodrum (340.000 подписчиков)