Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Посылка для Маргарет Тэтчер" (СССР, 1990) и "Послесловие" (СССР, 1983)

Послесловие. СССР, 1983. Режиссер и сценарист Марлен Хуциев (по мотивам повести Юрия Пахомова «Тесть приехал»). Актеры: Андрей Мягков и Ростислав Плятт. 2,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Пожалуй, это самый камерный фильм Марлена Хуциева. Актеров всего двое — Андрей Мягков и Ростислав Плятт.

Итак, 40-летний ученый, заканчивающий диссертацию, и приехавший к нему 70-лений тесть. Два поколения. Два взгляда на жизнь. Рассудочность, подчеркнутая невозмутимость, холодноватая вежливость, И активная, жизнерадостная восторженность. Как обычно у Хуциева, конфликт между героями дается больше намеком, подтекстом.

Авторы вступаются в защиту человечности и доброты. Но, увы, на сей раз в фильме ощутим налет излишней театральной аффектации. Есть и необязательные длинноты. Вот почему «Послесловие» не оставляет такого сильного впечатления, как хуциевские картины 1960-х. Отсюда понятно, почему прокатная судьба картины оказалась весьма скромной...

Александр Федоров, киновед

-2

Посылка для Маргарет Тэтчер. СССР, 1990. Режиссер Вадим Кастелли. Сценарист Василь Трубай. Актеры: Владимир Алексеенко, Леонид Яновский, Алексей Горбунов и др.

Комедий у нас мало. Смешных — еще меньше. Потому меня лично очень обрадовало появление картины Вадима Кастелли «Посылка для Маргарет Тэтчер».

Фантасмагорическая история о том, как дедуся, известный на селе свои художеством — красочно разрисованными деревянными яйцами — решил отослать посылку британской премьерше, да попал под репрессивно-бюрократический каток местных «чекистов», снята в хорошем темпоритме, пародийно, весело, с выдумкой.

Иногда, правда, постановщик излишне увлекается гайдаевскими приемами (сцена погони за дедом). Да и финал, где выясняется, что весь идиотизм подозрительности по отношению к герою, вознамерившемуся совершить несанкционированный контакт с иностранной гражданкой, всего лишь дурной сон, кажется мне излишней данью традиции.

Комедия Кастелли, по сути, не нуждается в этом довеске, ведь многое из того, что сейчас нас окружает, могло привидеться разве что во сне. И ничего — живем!

Александр Федоров, киновед