Найти тему
Журнал «Фотон»

Беларусь – социализм или батьковщина? Чьи интересы выражает Лукашенко?

Марксисты разной степени теоретической грамотности ломают копья и зубы при анализе таких глыб современного буржуазного мира, как США, Китай или Россия. Видят империализм там, где его в помине нет, в упор не хотят наблюдать социалистических тенденций там, где они хоть слабо, но пробиваются, и всячески оттаптываются на наследии классиков, пытаясь впихнуть современные мировые процессы в понимание событий столетней давности. Оттого неудивительно, что серьёзных аналитических работ относительно менее крупных держав почти нет. Между тем именно при разборе их внутренних процессов можно найти живительную водицу, которая может помочь в деле прорастания обновлённой теории Маркса-Ленина, без которой современное левое движение ни одной внушительной победы одержать не в состоянии.

Этот материал не претендует на такой объёмный аналитический труд. Это скорее политэкономическая заметка, цель которой дать краткий срез по Республике Беларусь для понимания самых основных тенденций, которые господствуют там.

В наследство от СССР Республика Беларусь получила довольно хороший производственно-промышленный комплекс. Ввиду нарушения товарных и логистических цепочек выработка по основным направлениям сильно снизилась. Беларусь до сих пор не может догнать показатели самой себя советского образца по переработке нефти или производству дизеля. Однако наряду с заводами-гигантами, которые остались с советских времён, внутри Республики велись и свои активные стройки. Ввиду изначальной проектировки белорусской экономики как составной части СССР, производственные мощности страны исходили из дешевизны ресурсов, которые обеспечивали бесперебойный выпуск широкой номенклатуры товаров. После развала СССР необходима была перестройка экономики, которая в полной мере не проведена до сих пор.

Пока большие дяди в крупных буржуазных странах делили внутренний рынок, распродавали имущество и ждали западных капиталистов, чтобы те научили их жить и вести бизнес, маленькая Беларусь во многом осталась предоставлена сама себе. Так получилось и с советским наследием – сначала западные капиталы устремились захватывать рынки России, Украины, Казахстана и лишь после насыщения принялись подъедать другие республики. Это во многом объясняет, почему строй в Беларуси стал именно таким этатистским. Конечно, и там были дельцы типа Чубайса, которые хотели бы напродавать заводов и быть компрадорами, но покупателей за первые пару лет с развала СССР нашлось мало, да и те предлагали немного.

Потому госаппарат и наполнили люди, которые исходили из необходимости наиболее эффективно использовать то, что у них есть, и играть на противоречиях Запада и Востока себе на пользу. Ради сохранения хоть какой-то субъектности. Не стоит забывать, что Беларусь была сборочным цехом всего СССР – потому и пролетариев там на квадратный метр было больше. Так что марксистская риторика хорошо действовала на вчерашних советских граждан, которые в массе своей были против развала Союза.

Первая программа Лукашенко 1994 года изобилует весьма социалистическими элементами. Тут и контроль государства за ценообразованием, и контроль предприятий рабочими, оплата труда руководителей в зависимости от достатка коллективов, и многие другие весьма полезные положения. Ситуация Беларуси оказалась уникальна. Национальная буржуазия не смогла сформироваться, потому что ей не на что было опереться, однако и пролетариат реальных рычагов воздействия на государство был лишён ещё во времена СССР. Без помощи всего совокупного Союза экономика страны оказалась на тот момент времени не востребованной в буржуазном мире в отличие от более аппетитных экономик постсоветского блока. Однако и слабый внутренний рынок, порядка 10 миллионов человек на 1994 год, не позволял расти рыночными методами. Пришлось возвращать пролетариям субъектность и стараться выталкивать страну из пучины методами социалистическими.

Но со временем капиталы внутри соседних стран выросли. Класс буржуазии образовался и укрепился как в России, так и в Украине. Оказавшись окружена буржуазными государствами, Беларусь постепенно сама становилась на путь буржуазного развития. Приватизация там также идёт, просто не такими бешеными темпами, как она шла в России 1990-х. Дело в том, что уже в 21 веке покупатели на белорусское богатство наконец-то начали проявлять интерес к товару, но и сам продавец стал поизбирательнее. Видя то, что сделала с Россией бездумная прихватизация и скольких жизней она стоила, уже устоявшийся белорусский политический аппарат очень постепенно пускал иностранные (в основном российские) капиталы на внутренний рынок. В 2019 году, например, 117 государственных предприятий (3,4% от их общего количества) перестали быть таковыми. Значительная часть оставшихся остаются убыточными, что для маленькой белорусской экономики недопустимо. СССР мог позволить себе отрасли, которые даже по плану были убыточны, но его экономическая мощь была кратно выше белорусской. С этим и связаны постоянные кредиты, которые вынужден брать Лукашенко. Иначе белорусская экономика развалится с банкротством убыточных государственных предприятий.

Сложившийся в Республике Беларусь политический ландшафт закономерен. Лукашенко – это результат объективных тенденций в экономике страны. Он сам пришёл в политику через производство, как и многие другие белорусские политики того времени. Сейчас мы видим одного бессменного крепкого государственника, но такой мог вырасти из целой когорты директоров «совхозов», которые пытались взобраться на белорусский политический олимп.

Экономически страна была вынуждена попридержать социализм, потому как дикий рыночный зверь, который своими зубами и когтями так замордовал российского медведя, что тот начал подавать признаки жизни совсем недавно, скорее всего, попросту снёс бы небольшую Беларусь, что отчётливо понимали и в обществе, и в политической вертикали. Такое торможение позволило уберечь внутреннюю культуру от засилья либеральной идеологии, а также сохранить производство, пусть и в долг, но сохранить социальноориентированность государства. Но необходимо чётко понимать, что для построения реального социализма, производственных мощностей Беларуси хватить не может. Существуя в кредит, который даёт весьма себе буржуазная Россия, белорусский трудовой народ оказывается под гнётом пусть и не своего национального капитала, но российского. В 2020 году мы увидели яркую попытку империалистического западного капитала выбить из сферы влияния Кремля Республику Беларусь, которая к счастью была парирована, пусть и зачастую с излишней жестокостью.

В случае успеха белорусский народ попал бы под пяту капитала Запада, который параллельно бы принёс идеологическую промывку, смерть остатков производства и, возможно, базы НАТО в Минске и Гомеле. Лукашенко, олицетворяющий собой политическую систему Республики последних 30 лет, действительно дал отсрочку от падения в грязь чистого капитализма своим согражданам, защитил как от российского, так и от западного капиталов. Но, как ни крути, под давлением извне условному белорусскому социализму придёт конец. Кувалда капитала разобьёт его, ведь ему очень нужны производственные мощности, которые в Беларуси как раз сохранились.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429