Сам по себе клад не является каким-то жутко редким явлением. Их периодически находят. Даже известных кладов очень много. А сколько неизвестных?
Клад, конечно, это очень хорошо. Это большое везение. За клад можно получить вознаграждение и купить себе автомобиль Москвич. Но это так в кино показывали красиво. А в реальной жизни?
Реальная жизнь совсем не такая.
Клад - это уже совершенно другое явление, про которое лучше никому не рассказывать.
Казалось бы, чего может быть проще: нашел клад, сдал клад, получил за него премию.
Но наши люди боятся сдавать клад государству. И люди в этом не виноваты. Просто дело вот в чем:
Страх стать виноватым
Приняли у нас один мутный закон. Много про него написано, много про него сказано. Оказалось, что это очередное дышло. Вроде действует, а вроде не действует. В общем - не понятно.
Простой человек, конечно, слышал про этот закон по телевизору, но сделал для себя единственный вывод - "могут признать виновным за ... чего-то там". И зачем такие проблемы? Пусть клад лежит и ждет светлого будущего. Вроде как клад вполне мог бы оказаться в музее, но его обладатель
Страх, что обманут
Есть у нас истории, когда сданный клад вдруг исчезал, а человеку, который его нашел, приходилось доказывать, что клад был.
Кому сегодня можно верить? Только себе.
Неизвестна процедура "передачи клада"
Возможно, что она и есть, но простой человек про нее не знает.
Может быть принести клад в музей? Но в музеях не выдают вознаграждение. Может быть позвонить в полицию? Но ведь это не музей. У кого спрашивать "за премию"?
Короче, непонятно.
- А пусть пока дома лежит, - скажет среднестатистический владелец клада.
***
А представьте, вдруг у нас бы стало все прозрачно.
Нашли вы клад, принесли его в местный краеведческий музей. Специалист музея всё описал, расспросил про место обнаружения (если клад представляет археологическую ценность). Далее вызываются "эксперты" и "оценщики", которые оценивают стоимость клада. Об этом сообщается владельцу клада.
Затем он получает свой законный процент от суммы оценки.
И никаких к нему больше вопросов. Полная анонимность. И никаких разговоров с журналистами, для которых это будет очередное - "Житель деревни нашел уникальный клад медных монет Николая II".
Сегодня есть альтернатива - тайно продать клад. Это можно было сделать и в советское время, но сегодня в разы проще.
Если государству нужен клад, то нужно идти навстречу. И клады станут общественным достоянием, а не будут пылиться на чердаке до лучших времен.
Пока не будет "прозрачности" и "простоты оформления", клады так и будут утаиваться.
Любой кладоискатель хотел бы "сдать клад" за твердый процент, а не продавать по одной монете. Тем более, что "государственная оценка" выше реальной нумизматической (если судить по оценкам опубликованных в СМИ кладов).