Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы затронем весьма интересную тему, связанную с мировой историей авиастроения. Речь пойдет об атомолётах.
Атомолёт - это летательный аппарат (самолёт), в качестве силовой установки которого использовался ядерный реактор. К слову, разработки атомолётов велись как в СССР, так и в США в середине прошлого века.
Как вы уже могли догадаться, у таких машин был ряд преимуществ, однако их недостатки всё перекрывали. Инженерам необходимо было добиться следующих задач при постройке атомолёта: защита экипажа от радиационного заражения, лёгкость силовой установки, обеспечение безопасности в полёте, а также отсутствие загрязнения внешней окружающей среды (атмосферы). Из главных плюсов - длительность полёта. С реактором она могла увеличиться в несколько раз!
На базе каких самолётов строили атомолёты
В США использовали самолёты Convair NB-36H, а в СССР - Ту-95ЛАЛ. Также конструкторы прорабатывали варианты на основе машин Мясищева М-60 и М-30.
За основу Ту-95ЛАЛ взяли серийный Ту-95, переоборудованный в 1961 году для полётов с ядерным реактором. С мая по август 1961 года Ту-95ЛАЛ совершил 34 полёта. В ходе испытаний проверялась степень биологической защиты кабины экипажа от работающего ядерного реактора. В дальнейшем появился проект самолёта Ту-119, который должен был стать полноценным атомолётом, однако в конце 1960-х годов работы по нему были прекращены. Помимо ОКБ Туполева, подобными разработками занималось и конструкторское бюро Антонова (проект Ан-22ПЛО). Машина представляла собой сверхдальний маловысотный самолёт противолодочной обороны с ядерной силовой установкой.
Несмотря на множество проведённых испытаний будущих атомолётов, программы разработки были свернуты как в СССР, так и в США уже ближе к концу 1960-х годов. На судьбу проектов повлияло развитие более бюджетных и действенных технологий, по типу дозаправки в воздухе и т.д. Да и к тому же, атомолёт по-факту мог вызвать неприятные последствия в случае падения. Естественно, этот факт также значительно повлиял на дальнейшую судьбу проектов.
А вот с беспилотной авиацией дела шли куда лучше, ниже приведу пример:
В 2003 году ВВС США профинансировали разработку атомного двигателя для беспилотного самолёта-разведчика Global Hawk, благодаря которому беспилотник мог находиться в непрерывном полёте несколько месяцев.
Друзья! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник! Рекомендую подписаться на Telegram-канал, там публикуются интересные посты с фотографиями на тему авиации: https://t.me/s/air_craft_technician