Последним местом нашей культурной программы мы выбрали село Нёнокса. Основной причиной было то, что в нем сохранился еще один "северный тройник". К тому же село подкупало своей малодоступностью. Дело в том, что неподалеку от села расположена воинская часть с каким-то полигоном. К тому же на котором буквально недавно, что-то очень громко бахнуло. Поэтому чтобы попасть в Нёноксу, нужно оформлять заранее пропуска, забирать их в Архангельске ну и прочий головняк.
Оглавление.
Конечно же, никакие пропуска мы заранее не заказывали, а поехали на удачу, авось получится проехать. Раньше Нёнокса была таким островком, на который проехать на автомобиле можно было только зимой по стихийному зимнику, а в другое время года на пригородном поезде с Северодвинска или Архангельска.
Буквально недавно, как я понимаю, сделали круглогодичную дорогу. По ней-то мы и уперлись в КПП. Перед нами ехал какой-то местный пикапчик, который мы умышлено, пропустили вперед.
Пикапчик подъезжает к КПП, солдатик что-то у него проверяет, поднимает шлагбаум. Под шлагбаумом юрко проскакивает пикапчик, я же потихоньку подъезжаю к сторожке КПП. Смотрю на солдата, солдат смотрит на меня. Мы смотрим, друг другу в глаза и хлопаем ими. Шлагбаум не опускается, и это был явный знак, что дорога открыта... Вперед!
Блин ребята - это было легко, даже слишком. По пути в Нёноксу я прокручивал в голове два сценария: первый - это нас просто развернут обратно, как развернули накануне Питерский экипаж, а второй - это то, что нам придется разговаривать с дежурными, объяснять им, что мы путешественники и хотим посмотреть на церковь... А тут просто, похлопали глазами и поехали дальше...
Что касаемо Нёноксы. Нёнокса старинное поморское село. Первое упоминание о котором относится аж 1397 году! Но первые люди жили в этих местах аж во 2-м тысячелетии до нашей эры.
В 1893 году в 4 км от посада Нёнокса была найдена стоянка эпохи неолита «Нёнокса-Сопки» с кремнёвыми орудиями и осколками посуды.
Своим рождением село обязано залежам соли-«ключёвки» и было одним из крупных центров солеварения. Начиная с XV века и до середины XX века в Нёноксе соль изготавливали, используя не морскую воду, а воду подземных источников. Полученная в варницах соль была невысокого качества, так как рассол не фильтровался, поэтому на чрене осаждались примеси. Торговля способствовала экономическому росту села, привлекая множество купцов со всей России.
Село было крупным торговым центром. Здесь и варили соль и торговали с заморскими купцами. Сейчас вся торговля выглядит как-то так...
А еще интересный факт: 24 августа 1553 года единственный уцелевший корабль экспедиции Хью Уиллоби «Эдуард Бонавентура», которым командовали Ричард Ченслер и Климент Адамс, обогнул Кольский полуостров и вошёл в Белое море. Целью экспедиции было открытие северного пути в Китай и Индию. Так англичане, искавшие северный путь в Индию открыли для себя путь в Россию. Теперь этот день считается днем начала дипломатических отношений Московского государства с Британией.
В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье - тот самый который сейчас называется Английским подворьем. Вот так связалась Москва, с далеким поморским селом Нёноксой.
Еще в Нёноксе сохранился северный "тройник" с единственный в России пятишатровый деревянным храмом!
В составе "тройника": церковь Живоначальной Троицы (1727 г.), церковь Николая Чудотворца (1762 г.), колокольня (1834 г.).
Храмовый комплекс Нёнокского прихода расположен в центре села, на большой площади, ограниченной по периметру усадебной и общественной застройкой XIX-XX веков. Высокие шатры, доминирующие в архитектурном облике посадского культового центра, органично вписываются в ландшафт селения. Существующий приходской ансамбль был возрождён в 1727-1763 годах на «старом церковном месте» после пожара, полностью уничтожившего древние церкви. Храмы, свободно поставленные вдоль реки, были обращёны к селу восточными фасадами.
Церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами - главный храм прихода, расположен к северу от колокольни. Он был построен за три года бригадой из шести нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году. Архитектура Троицкой церкви уникальна. Центрический ярусный храм имеет в основании восьмерик с четырьмя квадратными прирубами по сторонам света. Верхний ярус завершён регулярной группой из пяти шатров, увенчанных крупными луковичными главами. В 1819 году в церкви были установлены резные четырехъярусные иконостасы, сплошным ковром, от солеи до расписного потолка «неба», охватывавшие восточные стены интерьера.
Церковь Николая Чудотворца - замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было завершено в 1762 году. Продольная композиция памятника образована разновысокими объёмами алтаря, церкви и трапезной, совмещёнными в одном окладе. К трапезной примыкала каркасная паперть с крыльцом. Основной объём церкви срублен восьмериком на четверике и перекрыт высоким стропильным шатром. Шатёр, венчающая его глава и бочка алтаря крыты городчатым лемехом. В трапезной сохранились следы первоначального черного отопления: закопченные балки и верхние брёвна, проём для дымника на западной стене.
Характерным архитектурным элементом храмового ансамбля являются кокошники очень редкой конструкции, установленные на срубцах. Ими обозначены ступенчатые переходы между ярусами четвериков и восьмериков обеих церквей. Видимо, такие же кокошники имелись и на приходской колокольне, возведённой в 1726 году.
В 1834 году эту колокольню сменила новая, построенная по утверждённому «плану и фасаду». Она выделяется в церковном комплексе необычным купольным завершением, окраской обшитых тёсом фасадов и рисованными архитектурными элементами.
https://www.korely.ru/heritage/nenoksa/
Мы быстренько прогулялись вокруг храмового комплекса и немного по селу. Несмотря на историю и интересность этого места, Нёнокса мне на запала в душу. Ну вот не запала и все - простите. Может быть сказалось некая нервозность из-за нашего полулегального нахождения здесь, может быть на фоне Пурнемы, но вот не зашло.
В плане архитектуры как культовой так и гражданской, ну не знаю... Может быть, близость к городу и ВЧ, как-то влияет на облек села - не берусь говорить.
Еще покатались по селу в поисках одного места, откуда открывается интересный вид на храмовый комплекс и на застройку в целом. Что-то похожее было найдено на окраине у какого-то заброшенного коровника.
Ну, вот и все. Культурная часть нашего путешествия закончилась. Оставалась длинная дорога домой. В этот раз она оказалась очень длинной... Давшая хороший опыт и много пищи для размышлений.
Так или иначе, недельное скитание по Русскому Северу, вдоль реки Онеге закончилось ночью 1 марта.