К предыдущей статье про новогоднюю сказку "Чародеи"(1982) я получила немало комментариев, в которых читатели честно признавались, что стерва-Аленушка им не нравится. Большая часть при этом ссылалась на сложный характер покойной Александры Яковлевой, которая мотала нервы съемочной группе (причем не только фильма "Чародеи"). Мол, шила в мешке не утаишь, характер свой в образ Аленушки она привнесла так, что не вытравить.
Друзья, прошу не забывать поставить лайк❤️статье. Вам несложно, а для развития канала это крайне важно!
Я признаюсь честно, что с творчеством Яковлевой знакома слабо, поэтому мне изначально показалось, что актриса идеально воплотила задумку режиссера о современной сказке, где Иванушка, как в старые добрые времена, дурачок (мужская психика консервативная, они как жили 10 веков назад, так и сейчас живут плюс-минус, сменили лошадей на машины, а так им что каменный век, что индустриальный, особо разницы нет), а вот Аленушка — современная молодая женщина: деятельная, предприимчивая, амбициозная. Во времена сказочной древней Руси Аленушка хотела замуж, а не должности замдиректора института, в отличие от Иванушки, который во все времена хочет свою Алену да на печку диван завалиться в свободное от трудовых подвигов время...
Санееву, подпавшую под злые чары, Яковлева сыграла как по нотам: самовлюбленная, эгоистичная, жесткая стерва — ну так она такой и должна быть. Брыль ведь прямо говорил, что у нее вместо весны зима в сердце и все она оценивает теперь иначе. И Шамаханская, накладывая заклятье на ни в чем неповинную Алену, говорит: "Изымаю весну из сердца твоего, вкладываю туда зиму"...
Эти слова — аллюзия на "Снежную Королеву" Андерсена. И Алена всего лишь — бедный Кай, ужаленный в сердце осколком волшебного зеркала. Снежная Королева, как вы понимаете — Кира Анатольевна Шамаханская, директор НУИНУ.
Безусловно, строгая, властная, в высшей степени профессиональная Кира вызывает больше симпатий у зрителей (особенно у женщин, на ведь не так молода и красива, как Алена;) Безупречный руководитель, собранная, сдержанная, но "с бурей страсти внутри", как выразилась одна из читательниц. Но ведь это настоящая буря, уничтожающая все на своем пути!
Симпатии к таким кирам всегда обусловлены расстоянием — чем оно больше, тем сильнее импонирует такая вот властная дама и наоборот. Подчиненные Шамаханскую боятся. Достаточно вспомнить слова Коврова Ивану:
"Вот к ней ходить не надо. Неизвестно, чем это все может кончиться. Алена сходила — теперь ее спасать надо".
Т.е. у подчиненного Киры Анатольевны нет ни малейших сомнений в том, что его начальница может обойтись с любым неоправданно сурово и даже жестоко. Это мнение у него сложилось не только что и не исключительно в связи с ситуацией Санеевой. Когда он все же идет вместе с Иваном к грозной начальнице трясется — а он не Брыль. Режиссер именно Коврова показал в этом эпизоде, чтобы подчеркнуть, что оробеет перед Кирой не только смешной простоковатый Брыль.
Да, Кира Анатольевна скора на расправу. Не разобравшись толком в ситуации и поверив на слово подлому Сатанееву (неужели она не видела его нутро?) она мигом заколдовала Алену. Ее обиды достаточно, чтобы решать человеческие судьбы! И даже после того, как Иван изложил ей ситуацию со своей стороны, у нее не закралось ни тени сомнения, что она поступила неправильно. Что вы, такие, как Шамаханская всегда правы. Обмануть ее не под силу никому! Вот где самоуверенность, даже самодурство!
А самое интересное, что вспылила Кира, приревновав своего зама Киврина, который безуспешно ожидает ее согласия выйти на него замуж. Прям "Собака на сене"! Честно говоря, в сцене, где она отправляет его, недовольного в командировку в Москву, я ожидала, что он скажет ей, что если она не выполнит обещание, он женится на другой — я была недалека от истины. Кира и так это понимала, но мариновала мужика. Зачем? Да потому что она привыкла держать дистанцию со всеми, и в вопросах сближения неповоротлива, как избушка на курьих ножках.
Киврин вообще потрясный мужик! 7 лет терпеливо ждать, пока Кира, наконец, подпустит его к своей царственной особе! Получать отписки и отмазки на предложение руки и сердца и продолжать любить! Ни разу не перейти грань, продемонстрировав мужскую агрессию, чтобы не спугнуть свою упрямую возлюбленную! Такие мужчины, умеющие понимать свою женщину и поддерживать ее на всех уровнях, меня всегда восхищали — они редки, как снежные барсы.
Киврин прекрасно изучил характер Шамаханской — и ее самоуверенность, и ее неумение принимать критику и возражения. Он вообще единственный, кто видит Киру насквозь, неспроста в ответ на просьбу привезти ей все тома фантастики, называет ее ребенком — как к капризному ребенку он к ней и относится! Только раз он и позволил себе открыто выразить эмоции — когда та стала попрекать его проступком, которого он не совершал! И в тот момент Шамаханскую просто несло — как маленькую девочку, вот он и прикрикнул на нее. Что показательно, книги он приволок с собой, все полное собрание фантастики — иначе Кира бы не поверила, что он говорит чистую правду!
Кстати, весь сыр-бор "Чародеев" произошел из-за... Киврина. Не такая уж Шамаханская и железная леди. Она в него сама была втресканная по уши, но боялась открыться. Боялась подпустить ближе, поэтому таяла 7 лет... 7 лет — большой срок, может, за это время она и стала директором НУИНУ. Молчаливое обожание Ивана Степановича придавало ей сил, а когда Сатанеев оклеветал его с Аленой, земля ушла из-под ног всесильной директрисы. Зачем ей эта должность, если она каждый день на работе будет видеть любимого, счастливого с другой?
Поэтому Киру и вынесло. Даже увидев, что Иван не врал, и Алена ни в чем не виновата (а значит, и Киврин), она продолжает отбиваться от его объятий! И для нее важнее, что ее обманули, а не то, что любимый мужчина и в мыслях не думал предавать ее! Да, неуверенность и самоуверенность — две стороны одной медали, не хорошо ни первое, ни второе.
Но свое женское счастье Шамаханская обрела. Именно за таким мужчиной, как Иван Степанович, она будет, как за каменной стеной. И гармония в их жизни будет по всем фронтам: дома она будем ЗАмужем, а на работе он будет ее ЗАмом, прикрывая ее и разруливая спорные ситуация до того, как они доведут до белого каления его страстную жену.
Он ведь прекрасно заводит ее в нужные повороты, что продемонстрировано в сцене "приемки" волшебной палочки. Кире, в принципе, было пофиг на дизайн, но сразу дать добро она не могла. Но раз Киврин одобрил, значит, палочка годная.
Зам по науке Иван Степанович представляет в сказке версию современного мудреца, недаром он так любит часы. Время — категория философская и сложная, а Киврин умеет все делать вовремя. И предложение в том числе!
Неуемная Кира, конечно, спутала ему карты, но в итоге, если бы не эта вспышка ревности и наложенное на Алену по ошибке заклятье зимы, она бы снова не вышла за него замуж. А он ведь сказал в начале фильме важные слова: "Сегодня или никогда"!
А когда Иван понесся снимать Сатанеева с крыши, именно Киврин в костюме Деда Мороза преграждает путь пытающемуся остановить того Коврову и говорит:
"Все правильно, Все так и должно быть"!
Выходит, Иван Степанович знал все, что будет наперед? И не просто так в 7 раз понес Шамаханской на подпись свое заявление с предложением руки и сердца, подарил Алене кулон с часами и улетел в Москву?
Не знаю, не знаю. Уверена только в одном, это будет невероятно счастливый брак — гораздо лучше, чем у Аленушки с Иваном!