Для меня близка мысль о том, что "способность и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определённый период его жизни". С появлением ребёнка я стала читать соответствующую литературу своему новому статусу. У одной девушки, мамы уже троих детей, в социальной сети я увидела книгу Масару Ибука "После трех уже поздно", главная мысль книги, которую хотел донести автор, это то, что ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Для меня, как для мамы, целью раннего развития является не вырастить из своего ребенка гения, а дать возможность быть ему счастливым, показать ему богатство выбора.
Я выделила для себя основные принципы раннего развития, которые содержатся в книге:
1. Нас в большей степени, определяет социальная среда и семья, где мы воспитывались, а не гены;
2. Принято считать, что способность воспринимать информацию у детей гораздо выше, чем у взрослых. Дети быстро впитывают новые знания, а когда их становятся слишком много, просто перестают их воспринимать. Поэтому, не стоит беспокоиться, что новой информации слишком много;
3. Дети не взрослые, они не будут заниматься тем, что им не нравится. Выбирать будут, то, что им действительно по душе. Поэтому нужно лишь быть чуточку внимательнее к своему ребенку, чтобы увидеть в нем интерес и поддерживать, направить в нужном направлении;
4. На интеллект ребенка с самого рождения влияют разнообразные условия окружающей его среды. И чем эти условия разнообразнее, тем больше будет эффект в формировании интеллекта. Поэтому, так важно использовать многие виды стимуляции, этим может быть все, что угодно, например, цветные обои, пестрые одеяла, яркие игрушки, музыка и прочее;
5. Готовых рецептов нет. Каждая мама и человек, который так или иначе занимается воспитанием, должен адаптировать все рекомендации, исходя из особенностей своего ребёнка;
6. Тактильное общение ребенка с его взрослым, очень важно для его умственного развития. Поэтому не надо бояться брать ребенка на руки, обнимать и успокаивать его, когда он расстроен и плачет. Игнорируя плач ребёнка мы лишаем его с самого начала общения. Потому, что по другому он выразить себя не может;
7. Развитие характера и способностей формируются в большей степени под влиянием привычек родителей. И даже, то, что кажется для нас несущественным может сильно повлиять на ребёнка;
8. Матери много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие;
9. У детей, как и у взрослых, есть свои страхи, и причины могут быть такие, о которых взрослые даже не подозревают и то, что для взрослого может быть пустяком, в душе ребёнка может оставить глубокий след. Поэтому стоит внимательно относится к своим словам и действиями, научиться слушать, а главное слышать своего ребёнка;
10. Никогда не ссориться с мужем при детях (даже новорождённых);
11. Гармоничные и здоровые отношений в семье и приятная психологическая атмосфера дома уже способствует раннему развитию вашего ребёнка;
12. В воспитание ребёнка должен включаться и папа. Стараться чаще общаться, проводить больше качественного времени. Показывать своим примером отношение к маме.
"Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми".;
13. Общение с бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами, и другими детьми положительно влияет и стимулирует умственное развитие ребенка;
14. Если ребенок чем то недоволен, капризен, нужно устранить причину, а не подавлять ее или ругать ребёнка;
15. НИКОГДА не обсуждайте недостатки своих детей в присутствии посторонних;
16. Худший способ обучения - принуждение, лучший - вызвать интерес. Чтобы вызвать интерес, важно создать условия, окружить ребенка, тем, чему вы его хотите научить;
17. Своевременно обсуждайте с ребенком тему полового воспитания. Отказ в обсуждении или уклончивые ответы только порождают любопытство и приводят к ненужным фантазиям;
18. Кормите ребенка вкусной и разнообразной едой, чтобы выработать правильные пищевые привычки;
19. Изобилие игрушек только рассеивает внимание. Лучше купить несколько, но полезных игрушек и дайте взаимодействовать ребенку с ними так, как ему хочется, а не так как "положено";
20. Предоставьте ребенку возможность к творчеству и самовыражению. Лепка, вырезание, книги, карандаши и краски, вот те инструменты, которые будут развивать его интеллект и творческие задатки;
21. Умственное развитие ребёнка формируют не только книги и игрушки, но и физическая подготовка. Физические упражнения очень важны, для гармоничного развития малыша. Детям очень полезна ходьба, в ней участвует 400 мышц из 639. Физические способности ребенка необходимо развивать тренировками и чем раньше начать занятия спортом, тем будут лучше результаты;
22. Разрешайте ребенку участвовать в простом труде по дому - это развивает его интеллект и двигательные способности.
23. Не принуждайте насильно малыша, заинтересуйте его и когда он захочет сделать, что то сам, без принуждения, это и есть идеальный способ обучения.
Я выделила основные моменты из книги, которые мне показались важны в раннем воспитании детей. Наш долг, как родителя, предоставить ребенку возможность сделать выбор, кем он хочет стать, а решение он должен принять сам, ведь не родители, а ребенок хозяин своего будущего.