Продолжается расцвет советской фантастики. От обилия авторов и произведений разбегаются глаза. Журналы охотно публикуют произведения с продолжением. Тогдашний читатель мог с легкостью пережить две недели или даже месяц в ожидании следующей главы нового романа Александра Беляева, скажем «Властелина мира», переключаясь на других авторов. Даже странно, что те годы не появилось движение любителей фантастики в нашей стране. А ведь могли образоваться такие кружки при Домах Пионеров, Домах Культуры и комсомольских организациях. Однако, как говорил Воланд, мы замечтались, а дело между тем не сделано.
Достоверных сведений об С. Горбатове не сохранилось. Неизвестно даже его имя (Сергей, Семен, Селиван, Сильвестр?). Существует предположение, что под таким немудреным псевдонимом публиковал свои фантастические произведения поэт Сергей Горбатов. Помимо опубликованных научно-фантастических произведений, существуют сведения оповести С. Горбатова «Страна без возврата». Еще рукопись ее подверглась резкой критике в статье Н. Константинова «Научно-фантастическая тематика у молодых писателей» (Литературная учёба, 1934, № l): «Это слепое подражание старой научной фантастике свойственно не одному только В. Туманову. В повести другого начинающего писателя С. Горбатова «Страна без возврата» рассказывается о таинственной стране в центре Сахары, где живут невидимые люди. Сахара здесь взята из романа П. Бенуа «Атлантида», а люди-невидимки — из известного романа Уэллса. Но желая хоть в чем-нибудь пойти дальше Уэллса, С. Горбатов объясняет появление невидимых людей тем, что они пьют какую-то особую воду и едят особые «сливочные» плоды».
Повесть «Последний рейс «Лунного Колумба» была опубликована в журнале «Вокруг света». Ее герой, изобретатель Линкорн, вместе со своим коллегой сумел построить космический корабль, который двигался за счет изобретенного Линкорном мощного взрывчатого вещества «дианита» и отправился на Луну. Здесь он обнаружил цивилизацию, которая по уровню технического развития значительно превосходила земную и многие селениты не прочь были сохранить это могущество любой ценой.
«Крылатые люди нас заметили. Замедлив полет, они подлетели к нам, медленно взмахивая то одним, то другим крылом. С каждой секундой загадочные фигуры росли, превращаясь в стройных людей в чешуйчатой тесной одежде. Внезапно я скорчился, словно меня ударило электрическим током, и, опустившись на обломок гранита, увидел, что Иветта Ренье тоже лежит на земле.
Я увидел высоко в небе цепь шаров, похожих на огромные мыльные пузыри. Шары спускались к далекому берегу кратерного озера. Крылатые люди, взлетев над краем гранитного выступа, опустились на землю и, сложив крылья, пробежали несколько шагов на цыпочках по траве. Крылатая женщина стала на одно колено и принялась обыскивать Иветту Ренье.
— Литай урурнутайлин тин! — звонко крикнула она своему спутнику.
Тот что-то отрывисто сказал, и женщина бросилась к нему. Он протянул руку на северо-запад.
Послышалось какое-то жужжание. С секунды на секунду оно усиливалось. И совсем низко у нас над головой пролетел овальный снаряд с небольшим раструбом на конце. На снаряде чернела английская надпись: «Ракета Лунного Колумба»...»
Не только космическая, но и географическая фантастика была приметой того времени. Не удивительно, несмотря на паровозы, пароходы, дирижабли и аэропланы, белых пятен на нашей планете еще было предостаточно и ученым, которым хотелось ставить свои антиобщественные опыты в тайне, было предостаточно таинственных уголков. Одним из советских писателей, которые изобличали продажных западных ученых, был Борис Константинович Фортунатов.
Фортунатов родился в 1886 году, получил блестящее естественнонаучное и техническое образование. Вступил в партию эсеров, участвовал в революциях 1905 года, арестовывался, бежал заграницу, по возвращении продолжил учебу, как видный деятель партии социал-революционеров принимал активное участие в Февральской революции, боролся против большевиков, в то числе — и в годы Гражданской войны. Однако перешел на сторону Красной армии, воевал в Первой конной армии Будённого. Стал заведующим научной частью заповедника Аскания-Нова, боролся за его сохранение. Руководил проектировкой нового Московского зоопарка. Был арестован в 1933 году по обвинению в контрреволюционной деятельности. Осужден на десять лет лагерей, но освобожден в 1936. В том же году Борис Фортунатов скончался.
Повесть Фортунатова «Остров гориллоидов» была впервые опубликована в журнале «Всемирный следопыт» под псевдонимом Б. Туров. Действие происходит на далеком острове французской колониальной Африки, который стал центром исследований Тропического института. Собранные из разных стран ученые и специалисты, проводят генетические эксперименты, зачастую не подозревая, что участвуют в грандиозном проекте по созданию нового типа оружия.
«Удиравшие со всех ног уже еле виднелись в глубине площади, когда Ленуар с кольтом в одной руке и хлыстом в другой вышел из дома и быстрым твердым шагом направился к ревущей, беснующейся толпе гориллоидов.
Привычный страх сразу раздвинул в стороны массу чудовищ. Ближайшие трусливо пятились назад и, спотыкаясь, пытались спрятаться за других, задние поспешно удирали, и казалось — еще мгновение, и бунт будет ликвидирован. Но вдруг волосатый гигант, весь в кровавых рубцах и с горящими яростью глазами, вырвался из толпы и бросился на Ленуара.
Две пули, пробившие могучее туловище, не преодолели инерции, кольт выпал из переломанной руки капитана, и в тот же миг его тело, охваченное гигантской лапой, бессильно повисло у мохнатой груди. Кровавые глаза чудовища точно впивали предсмертный ужас человеческих глаз, затем страшные челюсти с хрустом сомкнулись, и два тела забились на залитой кровью земле…»
Михаил Осипович Гирели (настоящая фамилия Пергамент) родился в 1893 году в семье депутата Государственной Думы второго и третьего созывов. Начинал творческую деятельность с поэзии, в 1912 году в соавторстве с Зорей Берманом выпустил сборник стихов «Пепел». После Октябрьской революции работал лектором по охране труда в школах ФЗО железной дороги. С 1924 по 1929 год выпустил три фантастических романа «Трагедия конца» (1926) о предотвращении земными учеными глобальной катастрофы, «Преступление профессора Звездочетова» (1926) и «Eozoon. Заря жизни», который стал последним в его жизни. Писатель скончался в Ленинграде в 1929 году.
По сюжету романа в 1904 году, в непроходимых лесах Суматры, загадочно исчезает леди Лилиан, дочь голландского миллионера Ван-ден-Вайдена. Отчаянные поиски, предпринятые ее отцом, не дают никаких результатов. Через десять лет на остров приезжает агент Скотланд-Ярда Стефен Уоллес, с твердым намерением прояснить тайну исчезновения леди Лилиан. Ему открывается удивительная тайна eozoona —зари иной эволюции приматов.
«Я даю слово агента Скотланд-Ярда, что это так, или, или я никогда в жизни не видал обезьян!
Единственное, чем могу и должен оговориться: такой породы обезьян я еще никогда не видал. Я даже не знал о ее существовании. Пленившие меня чудовища обладают всеми признаками обезьяны — это несомненно; внешне они мало чем отличаются от знаменитой «Нелли» — гориллы лондонского зоологического сада; они только втрое крупнее ее, и… в их манерах, в способе их действия, они… ну, если не люди, то — нечто вроде таковых. К тому же они почти членораздельно говорят друг с другом. Это какие-то живые неандертальцы, что ли. И потом… они все голы, а потом, я не мог не заметить этого… они — двуполы...»
Рассказывая о советской фантастике двадцатых годов прошлого века невозможно обходить стороной творчество Александра Беляева. 1929 год ознаменовался публикацией двух знаменитых романов этого писателя.
«Продавец воздуха», повествует о попытке превратить весь пригодный для дыхания воздух Земли в товар.
«Мои размышления были прерваны новым явлением. Огромный камень, весом с добрую тонну, сорвался вдруг с вершины скалы. Но он не полетел вниз, как было бы естественно. Он пролетел в воздухе по спирали почти две трети окружности кратера, прежде чем достиг дна и скрылся в круглом колодце.
«Какова же должна быть сила ветра!» — подумал я и невольно вздрогнул, вообразив себя на месте камня.
Мы стояли перед совершенно исключительным, загадочным явлением природы, и хотя я не верил в божественную «ноздрю», все же я уже с большим уважением вспомнил мифотворчество Николы: в его вымысле была доля правды; мы открыли какую-то чудовищную «ноздрю» в коре земного шара, втягивающую воздух с поверхности земли.
«Это сообщение произведет в научном мире сенсацию!» — мелькнула тщеславная мысль. Однако теперь не время и не место предаваться таким мыслям. Надо подумать о том, как выбраться из этого воздушного водоворота. С величайшими предосторожностями освободив одну руку, я тронул Николу за плечо и кивнул ему головой, приглашая вернуться...»
Роман «Человек, потерявший лицо» рассказывает о судьбе Тонио Престо — великого артиста. Тонио Престо — жалкий урод, гений с лицом идиота, человек, приговоренный к телу шута. Считая свое уродство несправедливым, Престо обращается в клинику доктора Цорна.
«В большом саду, посредине молодой эвкалиптовой рощи стояла китайская беседка. К этой беседке ровно в девять часов утра подошел молодой человек в белом фланелевом костюме и в панаме.
Наружность молодого человека невольно привлекала внимание. Очень короткие руки и ноги, непомерно большая голова, большие отвислые уши и нос. Нос поражал больше всего: у корня нос западал, а к концу расширялся и даже загибался немного вверх «туфлею». Все движения молодого человека были очень быстры, угловаты, неожиданны. Он никак не мог быть причислен к красавцам. И тем не менее ничего отталкивающего в его внешности не было. Даже наоборот: молодой человек вызывал симпатию необычайной комичностью жестов и мимики лица, а своим уродством мог возбудить только жалость...»
Следующий год 1930. Год великого перелома.