Современный Ханой переменчив и разнообразен. В городе на прекрасных берегах Красной реки причудливо смешались порой прямо противоположные культуры. Древний шаманизм, невозмутимый буддизм, добродетельное конфуцианство шагают в ногу с догмами социализма и деловой спешкой современности.
Пагоды, храмы, французская колониальная архитектура, районы старого города, вкрапления советской застройки, новые градостроительные веяния создают причудливый хаос.
К сожалению, можно только фантазировать каким был бы город, если бы беспощадные войны не уничтожили целые пласты историко-культурных памятников.
В любом случае — прогулки по Ханою занятие очень увлекательное.
Кроме Красной реки в городской черте есть несколько озер. Их берега любимые места отдыха горожан и туристов.
Западное озеро или Тэй (Hồ Tây) окутано легендами.
По одной из них, когда-то здесь жила десятихвостая лиса. Она причиняла немалый урон местным жителям, воруя птицу и мелких животных. Император Ли Тхай То (основатель Ханоя) приказал залить нору водой. Лиса погибла, а на месте ее логова возникло озеро.
По другой, золотой буйвол, услышав зов буйволицы, так яростно рвался к любимой, что вырыл копытом огромную яму, которую впоследствии заполнила вода.
Вокруг Тэй выстроено множество дворцов, пагод, храмов. За романтическую атмосферу ханойцы называют водоем «Местом свиданий».
В XVII веке Западное озеро разделили дамбой (сейчас она преобразована в улицу). Возникшую часть назвали Трюк Баха (Trúc Bạch). Согласно городскому фольклору на 15-метровой глубине дракон охраняет несметные сокровища вьетов. В ясную погоду солнечные лучи отражаются от гор золота на дне, окрашивая воду в необычный ярко-голубой цвет.
Но самое главное, любимое и почитаемое - Хоанкьем (Hồ Hoàn Kiếm) - «озеро Возвращенного меча».
В 1400 году 200-тысячная китайская армия вторглась на территорию Дайвьета. Немногочисленные войска императора Хо Куи Ли потерпели поражение в решающей битве. Захватчики подошли к Ханою (тогда -Тханглонг), по пути уничтожая или увозя в Китай вьетские ценности.
Только через 18 лет народ Вьетнама отважился на восстание, его возглавил Ле Лой. В местной мифологии он представлен крестьянином или рыбаком, на самом деле мальчик родился в высокородной богатой семье.
Война длилась почти 10 лет и во многом благодаря отваге вьетов-партизан закончилась изгнанием китайцев.
Ле Лой герой многих легенд, самая популярная из них относится к освобождению Тханглонга.
Якобы, перед решающей битвой юноша сидел на берегу озера, размышляя о военной стратегии. Из воды поднялась Золотая черепаха (Kim Quy) с волшебным мечем Тхуантхьен на спине. Благодаря полученному оружию силы Ле Лоя и его соратников выросли многократно, что помогло одержать блестящую победу.
Уже будучи императором Дайвьета (1427 г.) Ле Лой плавал по озеру на лодке. Неожиданно меч выскользнул из ножен, тут же все заметили черепаху, поднявшуюся из глубин. Kim Quy подхватила Тхуантхьен и исчезла. Как не старались ныряльщики найти артефакт, ничего не получилось. Наконец, советники-колдуны решили — опасность отступила от земель вьетов, оружие вернулось к хозяйке. Правитель Ле назвал водоем «озеро Возвращенного меча».
В 1886 году на острове над водной гладью построили Башню Черепахи (Тап Rua). Казалось бы, в честь легендарного пресмыкающегося.
Однако, с храмом связана курьезная история: после французской оккупации Ханоя вьетнамские сановники ушли в отставку. Все, кроме одного - Ба Кима. Колониальные власти назначили его на должность переговорщика с местными. Чиновник хотел похоронить прах отца на озере Хоанкьем и выбрал под строительство усыпальницы маленький островок. Его планам не суждено было сбыться, а Черепашья башня до сих пор украшает городской пейзаж, несмотря на репутацию заказчика, как предателя отечества.
20 января 2016г. жителей Ханоя потрясла трагическая новость. В «озере Возвращенного меча» на трехсотом году жизни скончался Cụ Rùa - «Прадедушка Черепаха», прямой потомок легендарной Золотой черепахи.
Мнительные горожане заговорили о дурном предзнаменовании и надвигающихся бедах. Еще бы! Они привыкли приходить на берега озера — появление Cụ Rùa сулило удачу и счастье. И вот, не стало главного хранителя Ханоя. К счастью, ничего ужасного до сих пор не произошло.
Прадедушка прожил долгую жизнь. Его забальзамированная мумия выставлена в храме Нгок Сон (Đền Ngọc Sơn).
Храм Нефритовой горы находится на одноименном острове. С берега к нему ведет мост Восходящего солнца.
Это одно из самых красивых и значимых культовых сооружений столицы Вьетнама.
Храм построен в XIX веке в честь просветителя-литератора Святого Ван Суонга и народного героя, главнокомандующего Чан Хынг Дао, одержавшего победу над монголами в XIII веке.
В 1864 году по проекту знаменитого вьетнамского архитектора Нгуена Ван Сиеу у входа возвели башню в форме пера для письма. Ее украшает фраза, которая дословно переводится: «перо для письма в голубом небе» и символизирует высоту человеческого духа.