Найти в Дзене

Римский легионер и прекрасный мученик – образ святого Себастьяна

Одним из самых популярных католических святых является св. Себастьян. Его история явила христианскому миру уникальный образ мученичества. Защитник от чумы и любимый персонаж итальянских мастеров Возрождения – кем он был при жизни?

Св. Себастьян, фрагмент образа Святого собеседования, нач. XVI, собрание Музея Христианской Культуры
Св. Себастьян, фрагмент образа Святого собеседования, нач. XVI, собрание Музея Христианской Культуры

Историю св. Себастьяна мы узнаем из «Золотой легенды» – собрания христианских преданий и житий святых, написанного доминиканским монахом Иаковом Ворагинским во второй пол. XIII века. Св. Себастьян родился в III веке Н.Э. в римской провинции Галлия, на территории современной Франции. Получив образование, он стал служить в императорской гвардии и был главным телохранителем императора Диоклетиана.

Тем не менее, Себастьян тайно исповедовал христианство и читал проповеди, исцелял и обращал людей в христианство, за что император приказал арестовать легионера и осудил его на казнь. В Римской империи существовали разные виды казни, одна из них происходила через привязывание к дереву и закалывание стрелами. Именно такая казнь была уготована Себастьяну. Ворагинский указывает, что мученика пронзило такое количество стрел, что тот «был подобен ежу».

Джованни дель Бьондо, ок. 1350-1375. Центральная часть триптиха.
Джованни дель Бьондо, ок. 1350-1375. Центральная часть триптиха.

Здесь происходит чудо – святой остается жив. По одной из версий он спасается сам, по другой в ночь после казни к Себастьяну приходит св. Ирина, отвязывает его от дерева, уносит домой и излечивает раны. После этого святой отправляется во дворец к императору, чтобы засвидетельствовать силу своей веры. Диоклетиан остался непреклонен и приказал казнить святого повторно, но уже другим способом – его до смерти забили камнями и палками, после чего выбросили в канализационную систему Рима, чтобы его тело окончательно пропало. Старания императора остаются напрасными, воды принесли тело святого Себастьяна христианке Лукине, которая похоронила его в катакомбах. И ныне мощи св. Себастьяна находятся в римской базилике, носящей его имя и расположенной над теми самыми катакомбами.

Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура — Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами, Рим.
Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура — Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами, Рим.

Исходя из жития св. Себастьян становится покровителем военных и защитником от чумы, напавшей на европейские города в конце XV века. Именно в эту эпоху его образ становится чрезвычайно популярен у итальянских живописцев. Еще в конце VII века он спас от чумы итальянский город Павия. «История лангобардов» сообщает, что горожане не могли избавиться от беды, пока не поставили алтарь св. Себастьяну в храме св. Петра.

Зал итальянского Возрождения в Музее Христианской Культуры
Зал итальянского Возрождения в Музее Христианской Культуры

В Музее Христианской Культуры образ св. Себастьяна представлен в экспозиции итальянского Возрождения. Прекрасный юноша привязан к дереву, его сильное тело пронзили три стрелы, а взгляд обращен куда-то в сторону, сквозь зрителя.

Св. Себастьян, фрагмент образа Святого собеседования, нач. XVI, собрание Музея Христианской Культуры
Св. Себастьян, фрагмент образа Святого собеседования, нач. XVI, собрание Музея Христианской Культуры

Св. Себастьян на полотне мастера нач. XVI века является участником Святого собеседования – Sacra conversazione. Так называется композиция, уходящая истоками в Проторенессанс к алтарным триптихам и полиптихам. Здесь святые снова обращены к основным фигурам – Мадонне и Младенцу, однако расположены уже на одном полотне, а не на отдельных частях алтаря.

Композиции «Святое собеседование» в собрании Музея Христианской Культуры
Композиции «Святое собеседование» в собрании Музея Христианской Культуры

Примечательно, что выбранные заказчиком образы св. Себастьяна и Иоанна Крестителя художник поместил в пространство одного ландшафта, который как бы перекрыт изображением Девы Марии и Младенца Христа на обобщенном зеленом фоне. Картина являет наиболее распространенный тип иконографии св. Себастьяна. Приходите в Музей Христианской Культуры, чтобы самим окунуться в исследование этой и других историй, воплощенных в разных экспонатах.