Одним из самых популярных католических святых является св. Себастьян. Его история явила христианскому миру уникальный образ мученичества. Защитник от чумы и любимый персонаж итальянских мастеров Возрождения – кем он был при жизни?
Историю св. Себастьяна мы узнаем из «Золотой легенды» – собрания христианских преданий и житий святых, написанного доминиканским монахом Иаковом Ворагинским во второй пол. XIII века. Св. Себастьян родился в III веке Н.Э. в римской провинции Галлия, на территории современной Франции. Получив образование, он стал служить в императорской гвардии и был главным телохранителем императора Диоклетиана.
Тем не менее, Себастьян тайно исповедовал христианство и читал проповеди, исцелял и обращал людей в христианство, за что император приказал арестовать легионера и осудил его на казнь. В Римской империи существовали разные виды казни, одна из них происходила через привязывание к дереву и закалывание стрелами. Именно такая казнь была уготована Себастьяну. Ворагинский указывает, что мученика пронзило такое количество стрел, что тот «был подобен ежу».
Здесь происходит чудо – святой остается жив. По одной из версий он спасается сам, по другой в ночь после казни к Себастьяну приходит св. Ирина, отвязывает его от дерева, уносит домой и излечивает раны. После этого святой отправляется во дворец к императору, чтобы засвидетельствовать силу своей веры. Диоклетиан остался непреклонен и приказал казнить святого повторно, но уже другим способом – его до смерти забили камнями и палками, после чего выбросили в канализационную систему Рима, чтобы его тело окончательно пропало. Старания императора остаются напрасными, воды принесли тело святого Себастьяна христианке Лукине, которая похоронила его в катакомбах. И ныне мощи св. Себастьяна находятся в римской базилике, носящей его имя и расположенной над теми самыми катакомбами.
Исходя из жития св. Себастьян становится покровителем военных и защитником от чумы, напавшей на европейские города в конце XV века. Именно в эту эпоху его образ становится чрезвычайно популярен у итальянских живописцев. Еще в конце VII века он спас от чумы итальянский город Павия. «История лангобардов» сообщает, что горожане не могли избавиться от беды, пока не поставили алтарь св. Себастьяну в храме св. Петра.
В Музее Христианской Культуры образ св. Себастьяна представлен в экспозиции итальянского Возрождения. Прекрасный юноша привязан к дереву, его сильное тело пронзили три стрелы, а взгляд обращен куда-то в сторону, сквозь зрителя.
Св. Себастьян на полотне мастера нач. XVI века является участником Святого собеседования – Sacra conversazione. Так называется композиция, уходящая истоками в Проторенессанс к алтарным триптихам и полиптихам. Здесь святые снова обращены к основным фигурам – Мадонне и Младенцу, однако расположены уже на одном полотне, а не на отдельных частях алтаря.
Примечательно, что выбранные заказчиком образы св. Себастьяна и Иоанна Крестителя художник поместил в пространство одного ландшафта, который как бы перекрыт изображением Девы Марии и Младенца Христа на обобщенном зеленом фоне. Картина являет наиболее распространенный тип иконографии св. Себастьяна. Приходите в Музей Христианской Культуры, чтобы самим окунуться в исследование этой и других историй, воплощенных в разных экспонатах.