В 2005 году была издана энциклопедия под редакцией историка Константина Александровича Аверьянова «История московских районов», где можно найти подробности по истории каждого административного округа и района Москвы. Есть там повествование и о Шелепихе, выдержка о которой приведена ниже.
* * *
Самым западным селением этого района являлась Шелепиха. Ныне этим названием именуют местность, расположенную на левом берегу Москвы-реки, и где ныне известны Шелепихинские набережная, улица, шоссе и мост. Первоначально здесь находилась небольшая деревушка Афанасово, входившая в конце XIV в. в состав владений князя Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского. В «Записи по истории села Большое Кудрине» сохранился перечень «тянувших» к нему 14 селений, среди которых встречается и Афанасово. После смерти Владимира Андреевича в 1410 г. эти земли переходят к его сыну Семену, а затем в конце 1420-х годов вдова Владимира Андреевича Елена Ольгердовна отдает село с деревнями митрополиту Фотию. Тот в свою очередь передал это владение Новинскому Введенскому монастырю, основанному в начале XV в.
Монастырские власти осваивают эту территорию: сдают в аренду, заселяют крестьянами, строят хозяйственные постройки. Но в Смутное время проходившие именно в этом районе боевые действия привели к запустению здешних мест.
Писцовая книга 1623 г. во владении Новинского монастыря упоминает лишь одну деревню Ананьину, все остальные превратились в пустоши. В источнике впервые упоминается и «пустошь Шелепишка, что была деревня Афанасовская, на реке Москве. А в ней пашни перелогом худые земли 8 чети в поле, а в дву потомуж, лесу непашенного 5 десятин, сена по реке Москве 20 копен». Название пустоши, очевидно, пошло от протекавшей здесь речки Шелепихи.
К концу XVII в. здесь располагались многочисленные монастырские постройки и дворы подьячих, конюхов, поваров, сторожей, садовников, огородников, обслуживавших монастырь. Власти обители широко использовали и форму сдачи земли в аренду. В оброчной книге 1729 г. сохранилась, к примеру, запись о сдаче в наем земли «на Черной грязи от реки Шелепихи на берегу Москвы-реки против села Покровского, Фили тож». К 1740-м годам местечко постепенно застраивается и заселяется. По решению Синодального экономического правления, которому стали подчиняться патриаршие владения, сюда были переведены синодальные крестьяне из Московского, Дмитровского, Юрьев-Польского, Ростовского и Любимского уездов. По данным ревизии 1747 г., их числилось 26 душ. Появляются и самовольные постройки дворцовых и помещичьих крестьян, отставных солдат и купцов. Первоначально местечко именовалось урочищем, а с конца 1740-х годов в официальной документации именуется как деревня Шелепиха. Подобное, никем не контролируемое заселение встревожило духовные со власти, и в марте 1749 г. для выяснения обстановки сюда был направлен стряпчий Андрей Григорьев. Вскоре он подтвердил рапортом, что поблизости от Москвы… между впадающими в Москву-реку речками Преснею и Ходынкою, близ вышеписанной Москвы ж реки, поселено несколько крестьянских дворов разных команд, что ныне называется деревня Шелепиха». Сохранилась и опись Шелепихи этого года. Всего в селении числилось 12 дворов. Первыми поселенцами были крестьяне Никита Перфильев, Григорий Иванов, Герасим Васильев и др. Судя по показаниям крестьян, некоторые из них жили в собственных дворах, другие же снимали избы у старожильцев. Ранние постройки возникли, очевидно, в первой половине 1730-х годов. По этому поводу синодальный крестьянин Дмитрий Тюрин вспоминал, что «жительство имеет он з женою и з детьми своим двором, а земля отдана ему из бывшаго Синодального приказу назад тому лет с 15 и более из оброку».
По данным исповедной ведомости 1752 г., в деревне насчитывалось уже 17 дворов, в которых проживал 61 человек, в том числе 34 мужчины и 27 женщин. Зобное расположение в излучине Москвы-реки, близость к столице создавали благоприятные условия для торговли сеном и дровами, занятиями извозом. Женщины занимались ткачеством, продавая холсты и сукна в Москве. Из крестьян выделяются состоятельные жители, которые вели арендные операции с землей и сенокосами. Но в своем большинстве крестьяне испытывали тяжесть разнообразных повинностей, особенно постойной. В 1753 г. по этому поводу даже возник конфликт между Синодальной и Московской губернской канцеляриями. В челобитной уже упоминавшегося синодального стряпчего Андрея Григорьева указывалось на обременение жителей Шелепихи внеочередными постоями военных команд и учреждение здесь постоянной караульной службы.
К концу XVIII в. деревня постепенно приобретает промысловую направленность. В 1796—1797 гг. здесь начинает действовать одна из первых полотняных мануфактур. Несмотря на то что в 1812 г. вся деревня была сожжена французами, ее развитие продолжается. К середине XIX в. в окрестностях Шелепихи были зафиксированы два химических завода П.Ф. Гладилина и М.Ф. Жеребцова и ткацкая мануфактура в.П. Цинтера, на которых работало 107 человек.
Значительный размах приобретает промышленное строительство после отмены крепостного права. Появляются новые предприятия, через территорию деревни прокладывается железная дорога. Наряду со старыми предприятиями возникают бумагопрядильное заведение Е.П. Щербачевой, салотопенный завод купца М.Р. Родионова, сахарорафинадный завод Даниловых, пряничное производство в.В. Алтихова, а один из химических заводов был переоборудован в суконно-отделочную фабрику К.И. Пикерсгили. Число вольнонаемных рабочих на них доходило до 800 и более человек.
Меняется облик и шелепихинских жителей, которые все активнее втягиваются в предпринимательскую деятельность. Сельский мир на довольно выгодных условиях за 5 тыс. рублей продает 6 десятин земли Обществу Московско-Смоленской железной дороги, а рядовые крестьяне осуществляют крупные сделки по сдаче лугов и земель. По сравнению с соседями жители Шелепихи получали довольно высокие урожаи: сам-семь для зерновых и сам-девять для картофеля. Однако наблюдается и социальное расслоение: 16 дворов не имели коров и лошадей, а семь — и земли. В самой деревне появилось шесть лавок, трактир и питейный дом. К концу XIX в. численность жителей достигла 432 человек.
Не осталась Шелепиха в стороне и от революционных событий 1905 г. Особую активность проявили рабочие сахарорафинадного завода.
В начале XX в. жилой застройке начинают подвергаться участки земли, расположенные близ Пресненской и Покровской застав. Домовладельцами становятся цеховые ремесленники, мещане, купцы. Постепенно меняется и культурный облик селения: появляется начальное земское училище, более половины жителей были грамотными. Окончательно Шелепиха вошла в состав Москвы в 1927 г. К этому времени здесь проживало 712 человек. После включения этого района в черту столицы он становится одним из промышленных мест города. С середины 1950-х годов здесь началась и комплексная жилищная застройка.