Найти в Дзене
Human-Centricity Research

Какой HR нужен в определенной корпоративной культуре

23 декабря состоялся вебинар по теме «Какой HR нужен в определенной корпоративной культуре». Татьяна Щербань, HR-эксперт, тренер по вопросам управления людьми, сертифицированный эксперт по оценке лидерского потенциала, автор книги "Результат чужими руками", рассказала о типах корпоративных культур и как HR-специалист должен взаимодействовать с каждым из типов.

Корпоративная культура – это модель ценностей, норм, убеждений, установок и допущений, которые формируют то, как люди себя ведут и как они действуют (Армстронг, 2002).

Организационная культура состоит из следующих элементов:

  • артефакты – это видимые и осязаемые элементы организационной культуры, например, корпоративная символика, логотип и прочее;
  • нормы – неписаные правила поведения;
  • ценности – это мнения о том, что является наилучшим для организации.

Корпоративная культура формируется из взглядов, ценностей и представлений основателей организации, опыта создания и развития компании, а также новых взглядов и ценностей, привнесенных сотрудниками.

Важно понимать, что если корпоративная культура неправильно выполняет свои функции, она может оказать негативное влияние на работу всей организации.

Классификация корпоративных культур по Гофф и Джоунс:

  • сетевая культура («среди друзей») – для данной культуры характерны неформальные отношения среди коллег, высокое доверие, лояльность. Но негативные последствия могут быть следующие: сплетни, ненужная политика и т. д.;
  • коллективная культура («Мы-семья») – для сотрудников в этой культуре характерна пылкость, самоотдача, креативность и лояльность, но при этом они неспособны видеть сильные стороны конкурентов и сторонятся перемен;
  • фрагментарная культура («все вместе по отдельности») – среди положительных сторон можно выделить такие качества, как высокая креативность, организационная гибкость и фокус на индивидуальном мастерстве, среди негативных сторон – эгоистичность, высокая критичность к коллегам и их идеям;
  • прагматичная культура («воскресенье – отличный день для работы») – сотрудники в этой культуре нацелены на результат и нетерпимы к низкой производительности, но при этом ориентируются только на тот результат, который можно измерить и плохо кооперируют между собой.

Вопросы для диагностики вашей культуры:

  • Зачем компания существует? В чем ее миссия? Какова ее структура? Как хочет выглядеть в глазах клиентов? В чем основные стандарты поведения? Насколько сотрудники понимают и разделяют эти принципы?
  • Кто такой наш человек?
  • Как устроен быт в офисе?
  • Как общаются друг с другом, клиентами, подрядчиками, внешними органами?
  • Как люди информируются? Как информация циркулирует в компании?
  • Как люди социализируются?
  • Как люди развиваются?
  • Как руководят людьми?
  • Как оцениваются и вознаграждаются?

p.s. Обзоры, исследования, вебинары, кейсы российских и международных компаний, а также экспертное мнение о различных аспектах человекоцентричной трансформации организаций в телеграм-канале инициативы https://t.me/humancentricity