Эта картина "переплюнула" не только другие отечественные киноподелки, но даже и все зарубежные, включая "Аватара", "Пираты Карибского моря" и прочее. Конечно, знакомые, ходившие на "Холопа" в кинотеатры рассказывали, что сетка была построена таким образом, чтобы "задвинуть" всех более-менее серьезных конкурентов и заставить людей пойти именно на Холопа. Но все-таки с помощью подобных технологий кассы не сделаешь, и если на экране совсем пустышка, провал ей обеспечен. С Холопом такого не произошло. Это в самом деле хороший фильм. Добавлю, что в январе 2023 года "Холопа" обошел "Чебурашка", но долгое время кино Клима Шипенко действительно было самым кассовым в современной истории России.
Даже не знаю, с чего начать? Наверно все-таки с недостатков.
Итак, главная претензия к фильму - в нем присутствует одна сцена, схожая с порнографией и несколько скользких фраз примерно на ту же тему. Я искренне не понимаю, для кого было портить низкопробными пассажами хорошее кино? Сейчас в интернете при желании подобных сюжетов можно найти пруд пруди. Если создатели фильма хотели тем самым расширить аудиторию, то наоборот они ее сузили, отвратив некоторых вполне компромиснно настроенных зрителей. Да, я в курсе, что возрастное ограничение на Холопа 12+, но это явное занижение. Сейчас вы мне напишете, что у моего любимого Балабанова таких сцен в избытке? Это верно, вот только фильмы Алексея Октябриновича - серьезное кино для взрослых людей, а не легкая комедия для семейного просмотра. Есть ли у Балабанова "семейное" кино? Да, есть. Дети вполне могут смотреть "Замок" и "Мне не больно". И вот в них похожих пикантных сцен нет. Разве что в "Замке", но там уровень откровенности примерно как в "Романсе о влюбленных" или же, например, "Забытой мелодии для флейты".
Второй недостаток "Холопа" - примерно минут через 10 понимаешь, чем он закончится. Вопрос только в деталях. А хочется непредсказуемости. Вот некоторое время назад я посмотрел еще две современные отечественные кинокартины, причем одну за другой.
1). "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Сначала думаешь, что это за дрянь? Чернуха какая-то. Но постепенно втягиваешься, и финал у фильма если не позитивный, то весьма оптимистический. Мы можем сами для себя ответить на вопрос, уехал Леха в конце или нет.
2). "История одного назначения". Отличный фильм, и сначала смотришь его как легкую комедию с гротескным Львом Толстым и добродушным поручиком Гришей Колокольчиком. Однако, кино заканчивается в стиле нуар, и там все похлеще, чем даже у Говорухина в его "Уик-энде". Зато смотреть интересно. Непредсказуемый фильм.
"Холоп" прост, как пять пальцев, хотя кинематографически на мой взляд сильнее обеих картин - и про Витю Чеснока и про графа Льва Николаевича.
Наконец, третье, что мне не понравилось - я не понял финал фильма с той точки зрения, что по-моему Гриша просто из веселого мажора превратился в грустного. Подарил милиционеру машину?! Как будто он ее на заработанные купил. Легко дарить то, что тебе досталось бесплатно. А мне бы хотелось, чтобы бывший мажор, например, взял в руки учебник истории, поступил в институт и мы увидели Григория прилежно штудирующего Ключевского или хотя бы Минца. Или устроился курьером в доставку пиццы, или официантом в ресторан. Вот была бы настоящая работа, не то что у папы и дяди Левы под крылом. Конечно, это был бы очень малореальный и сказочный конец. Ну так и весь фильм сказка. Не стоит воспринимать его слишком серьезно.
Если убрать все вышеперечисленное, "Холоп" является весьма достойной кинокартиной высокого уровня. Местами действительно смешно. Прекрасная природа и неплохая хорошая игра актеров. Но не всех. В первую очередь - второго плана. Особенно Ивана Охлобыстина и Марии Мироновой. Она немножко похожа на папу. А больше всех мне понравился Кирилл Нагиев (Алексей Дмитриевич) с его блестящей находкой "Хлебня моржовая!" Хотя он и засветился в той самой пикантной сцене. Хорош и Милош Бикович, а вот Александра Бортич, по моему скромному мнению, какая-то не эмоциональная, индифферентная. Ей не особо-то и веришь.
Также выделю прекрасную операторскую работу. Вот кстати говоря у уже упомянутого Балабанова она не всегда удачная, особенно в последних картинах. В "Холопе" оператор сработал идеально. И конечно же выбор натуры - время суток и природа. Много сцен снимали во второй половине дня, когда солнце начинает клонится к закату.
Или даже заходит.
Как вы знаете, я веду тревел-блог о путешествиях, и сам люблю снимать, как правило, после 3 - 4 часов пополудни. Краски наиболее выигрышные, на мой вкус.
5 ноября 2018 года. Где-то в Подольском районе.
Подводя итог. Смотреть фильм или нет? Да, для расширения кругозора можно. Но может вы уже видели этого "Холопа"? Какое у вас сложилось впечатление?
Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал!