Здравствуйте. На связи Emergent666, автор блога «Туманная долина», посвящённого возрождению старой школы в НРИ. Я пришёл рассказать о Hellenvald.
Hellenvald — это настольная ролевая игра в духе старой школы, создаваемая сообществом Hatters Guild. Создаваемая, потому что её окончательная версия пока не увидела свет, а автор время от времени выпускает обновления, исправляя ошибки и незначительно изменяя уже написанное. Актуальная на момент написания статьи версия — 1.1.2, а значит, проект уже прошёл релиз и радикально свой вид изменять в дальнейшем не будет [на момент публикации доступна версия 1.1.3 — прим. РБ].
Ноги пламенной принцессы
Оформлением, стилистикой и, если позволите, фокусом Hellenvald близка к горячо мною любимой Lamentations of the Flame Princess, мрачному клону D&D Basic/Expert 80-х годов. Что же Hellenvald берёт у «Принцессы» и как это видоизменяет? Предлагаю посмотреть на правила, которые создают и поддерживают за столом тот или иной игровой опыт.
Lamentations of the Flame Princess — это клон D&D B/X, автор которого в попытке подарить игрокам опыт первых дней хобби исходил из идеи о том, что для людей, которые играли в D&D 40 лет назад, орки, гоблины и гигантские сороконожки не были обыденностью. Они вызывали страх, непонимание, были чуждыми и непонятными, они пугали, их было интересно исследовать. И раз уж спустя 40 лет при одном только слове «гоблин» за игровым столом все сразу понимают и представляют, что это такое, нужно (не трогая прекрасно работающие правила) заменить этих гоблинов на что-то вот такое:
При этом книга правил для рефери под LotFP не получила широкого распространения и продавалась плохо, из-за чего имидж, настроение и особенный игровой опыт системы были созданы в первую очередь знаковыми модулями, написанными её создателем и авторами, с которыми он сотрудничал. Модули эти полны экспериментов, сосредоточенных на безумии, ужасе, отвращении, эротике, страданиях и смехе — они устроены совсем не так, как классические модули для D&D, однако именно они создали ту LotFP, которую многие знают и любят. К сожалению, вычитанного и свёрстанного перевода LotFP на русский язык так и не появилось, да и без оригинальных иллюстраций игра очень сильно бледнеет.
Hellenvald — игра об исследовании мрачного
Если вы играли в старые редакции D&D или их современные переосмысления, разобраться с Hellenvald не составит труда. Характеристики и их модификаторы, спасброски и снаряжение, отсчёт времени в подземельях десятиминутными отрезками и опыт за золото — всё это вам будет знакомо, хоть тут и найдётся пара важных изменений.
Список из пяти стандартных спасбросков переосмыслен и расширен до шести, а на сами спасброски действуют модификаторы характеристик — мне кажется, что в старой школе я впервые сталкиваюсь с таким решением, характерным для более поздних редакций.
Из классической четвёрки классов (воин, клирик, маг и вор) остались только трое: клирик «сплавлен» с магом, и зовётся этот сплав «мистик». Что ж, во вступлении автор упоминает, что богов в мире игры не осталось — значит, придётся обойтись без изгнания нежити, святых символов и храмов. Три имеющихся класса различаются между собой разительно: боец значительно опаснее в бою, специалист знает множество навыков, а мистик обладает целой, на минуточку, уникальной системой магии, что для игр старой школы — большая редкость.
Правила по исследованию подземелий перекочевали в полном объёме, а правила по исследованию дикой местности, которых в книге правил «Принцессы» явно недоставало, расширены. Важнейшие для получения игрового опыта, который я могу назвать олдскульным, правила по учёту нагрузки и скорости, добытые сокровища как основной источник опыта, детальное отслеживание внутриигрового времени — практически полный набор, не хватает разве что правил по случайным встречам [в версии 1.1.3 они появились. — прим. РБ].
Система магии разительно отличается от того, что предлагают старые редакции D&D. Заклинания здесь разбиты на 5 сфер силы, у каждой из которых есть 5 ступеней (читай: кругов заклинаний). Максимальная доступная ступень силы определяется значением интеллекта, однако сами мистики здесь способны колдовать практически вдвое чаще. В списке заклинаний привычные обнаружение магии и невидимость соседствуют с, например, хронопортацией (путешествием во времени на короткий промежуток) и обращением гравитации. Отдельно хочу отметить заклинание призыва, которое я полюбил ещё в LotFP (пройдя по ссылке, можно оценить, что выдавали её таблицы). В Hellenvald призыв расширен аж до 8 страниц, которые включают целую таблицу с d100 особенностей призванного существа!
Примечание: эта и дальнейшие иллюстрации взяты из книги правил.
Боевая система сильно расширена. LotFP от прочих клонов D&D B/X отличает более подробная боевая система, позволяющая парировать удары, нападать с разбега и совершать прочие манёвры в сражении. Hellenvald расширяет этот список, позволяя держать врагов в захвате, обезоруживать и толкать их, сражаться верхом, — словом, масса опций для тех, кто хочет разнообразить привычный бросок d20 на попадание. Хочу отметить, что в LotFP правила по небоевому взаимодействию с обитателями воображаемых миров скудны и хорошо спрятаны в тексте, что вкупе с устройством большинства официальных модулей подталкивает к кровавым и смертельно опасным битвам с жуткими тварями или попыткам их избежать. У Hellenvald же на борту есть и такие правила, в соответствии с которыми обитатели окружающего мира гораздо реже оказываются агрессивными безумными созданиями, но даже такие едва ли станут отчаянно биться до уничтожения или победы. Что до летальности, то на глазок шансы выжить в Hellenvald примерно совпадают с тем, что предлагает «Принцесса» (и значительно выше, чем в оригинальном B/X и его точных переложениях).
Автор указывает, что жанрово его продукт относится к тёмному фэнтези, и позволяет примерить на себя роли искателей приключений, путешествующих в поисках наживы по приземлённым, жестоким и несправедливым мирам, где нет богов, а магия не спешит показываться. При этом автор не загоняет себя в рамки, в которые попала «Принцесса» с её духом XVII–XVIII веков: аркебузами, серебряным стандартом и эльфами в панталонах. Откуда же берётся за столом заявленное тёмное фэнтези, если смертность относительно старых редакций снижена и присутствует широкий арсенал боевых приёмов, навыков и заклинаний для уничтожения врагов? Высокие ставки и общее ощущение опасности создаются за счёт таких механик, как правила по болезням и голоду, поломкам оружия и травмам, и за счёт опасностей: холода, жары и даже старения персонажа. Да, умирать герои будут не так часто, как в B/X, зато перед этим вдоволь настрадаются из-за чумы, отмороженных конечностей и переломанных рёбер.
О минусах
Лично для меня таковым является система навыков и их проверки броском кубика. Чтобы определить успешность проверки, нужно сравнить выпавшую на игральной кости цифру с классом сложности — числом, которое назначил ведущий.
В LotFP мне не нравились навыки персонажей, которые позволяли узнавать об окружающей среде при помощи броска кубика, несмотря на фиксированную сложность проверок, завязанную на уровень героя. В игре, сосредоточенной на исследовании мрачной, смертельно опасной среды, мне кажется принципиальным отсутствие возможностей узнать что-то об этом пространстве, просто бросая кубик, а не через общение с ведущим. Таким же образом я отношусь и к социальным взаимодействиям с персонажами ведущего: мне не кажется необходимой возможность выступить перед толпой, пытаясь перекинуть назначенное ведущим целевое число (тем не менее «кнопки», например, для переговоров с врагами в листе персонажа, всё же нет). Впрочем, несложно представить игровые группы, для которых наличие у персонажей разнообразных навыков и особых черт проблемой являться не будет, — подобраны и прописаны они со вкусом и вполне справляются с созданием нужной атмосферы.
Легко ли разобраться?
Если вы не сталкивались с играми в традициях старой школы, Hellenvald прекрасно объясняет, как в себя играть. Старая школа в НРИ вообще отличается лаконичностью правил и часто предлагает начинающим ведущим просто принять необходимость соблюдать основные процедуры и делать это, не задавая лишних вопросов. В Hellenvald всё иначе: автор ёмко описывает практически все механики терминами внутриигрового мира, приводит примеры игрового процесса и рассказывает, как пользоваться книгой (которая, к слову, очень удобно и красиво свёрстана и будет прекрасно смотреться, если её самостоятельно распечатать и переплести). Есть примеры готовых героев, отдельно вынесен быстрый генератор персонажей, а лист персонажа кажется вполне удобным и не перегруженным.
Однако стоит отметить, что Hellenvald, как и «Принцессе», отчаянно не хватает секции для ведущего, чтобы прямо «из коробки» быть идеальным продуктом для новичка. Книга правил не научит рефери создавать, заселять и вводить интересные локации для приключений, не предложит бестиария и раздела с артефактами: правила Hellenvald предназначены либо для использования с готовыми модулями (и в первую очередь я бы советовал модули именно для LotFP), либо для ведущих, уже имеющих опыт вождения старой школы. Как и в случае с «Принцессой», если вы хотите переложить на правила Hellenvald классические модули для D&D, стоит держать в голове, что класс доспеха врагов необходимо повысить, чтобы компенсировать безумную боевую систему. А навыки вроде знания или внимательности и назначаемый ведущим класс сложности проверок могут плохо повлиять на жуткие ловушки, загадки и обитателей древних подземелий, которые создавались десятилетия назад для систем правил, где ничего подобного не было. Будем надеяться, что по мере своего развития игра обзаведётся парочкой модулей от фанатов, а то и стартовым модулем от самого автора.
Кому стоит попробовать Hellenvald?
Я бы посоветовал Hellenvald игровым группам, неравнодушным к тёмному низкомагичному фэнтези про суровое выживание, холщовые портки, вечно ломающиеся ржавые мечи, болезни и глаз, потерянный в драке с орками, терроризирующими ближайшую деревню. Этот проект — тщательная, полная любви работа над замечательной Lamentations of the Flame Princess, и работа эта не только расширяет и углубляет оригинал, но и позволяет себе парочку смелых до спорности экспериментов над школой и жанром.
Проект полностью играбелен, приятно свёрстан, проиллюстрирован и дружелюбен к читателю. Так почему бы вам не подписаться на Hatters Guild, чтобы следить за дальнейшим развитием игры, делиться с автором отзывами и требовать от него написать книгу ведущего и парочку модулей для игры?
*****
Автор текста — Егор Emergent666 Зырянов, автор игр «Шиноби», «Белый шум» и ведущий блога «Туманная долина».
Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией, выбором лексики и подбором аргументов автора, но уважает его свободу.
Хочешь быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки? Подписывайся на Рыжего Библиотекаря в ВК и «Телеграме»!