Найти тему

4 января 1967 г. вышел дебютный альбом The Doors

источник: img.audiomania.ru
источник: img.audiomania.ru

жанр: психоделический рок, арт-рок

главные композиции: Break on Through (To the Other Side), The Crystal Ship, Alabama Song (Whisky Bar), Light My Fire, Back Door Man, I Looked at You, The End

Дорз, а точнее даже, конкретно данный альбом их, дебютный, лично для меня - большое исключение из правил, поскольку я не большой любитель американского рока 60-х годов, точнее даже второй половины 60-х. Насчитаю от силы 3-4 исполнителей, кто, действительно, в моём сердце. Сильное влияние "кантри"-истоков, фолк-социализированность и "хиппи-цветочность" американщины тех годов вызывает в целом во мне некое отторжение, в частности почему я избегаю повторных просмотров фильма про Вудсток. Мои фавориты тех времён на 95% - британцы. Ибо они парадоксально переняли на рубеже 50-60-х годов американский саунд 50-х: рок-н-ролл, блюз, чего сами американцы у себя толком не сохранили (в начале 60-х ритм-н-блюз вернули себе чернокожие и преобразовали в соул - единственный жанр США того десятилетия, который я в целом люблю, а у белых вернулись их крунеры с традиционным попом и "вытрясли" весь рок-н-ролл из умов слушателей, либо он ушёл во всякие танцы-пляски типа твистов или сёрф-рока).

Источник: avatars.dzeninfra.ru
Источник: avatars.dzeninfra.ru

Но хватит предыстории. Группа Дорз создалась из многих факторов и "кирпичиков", безусловно, среди которых были и эти мои нелюбимые кантри-истоки. Но звёзды сошлись в тот самый значимый 67 год. Психоделия царит во всём мире, но в Великобритании и США она разная, каждая со своим оттенком. В частности в США в психоделии растворяются группы зачастую с блюзовой направленностью, то есть, по факту всем известный саунд, импровизации. Но всё же если главным новаторством в Британии в психоделическом мире я бы назвал дебютный альбом Pink Floyd 67 года "The Piper At The Gates Of Dawn", то "американским ответом" ему (или наоборот?) я считаю дебютный альбом The Doors.

Источник: userapi.com
Источник: userapi.com

Я бы хотел начать описание альбома именно в сравнении с флойдовским в плане такой грандиозной значимости и этапности в истории рок-музыки. В один год вышли, на обоих звучание слеплено из таких неожиданных "осколков", что звучит совсем по-новаторски и даже не особо замечаются какие-то отсылы к старым жанрам. Ну и, в конце концов, два безумца у руля обоих коллективов, два поэта с совершенно непредсказуемой фантазией, "подкреплённой" психотропными веществами. Да и оба ещё и внешне были схожи ведь: что Джим Моррисон, что Сид Баррет - двое таких, с растрёпанными кудрявыми "шапками" на головах и затуманенным взглядом. И оба плохо кончили... Но это потом будет.

Источник: avatars.mds.yandex.net
Источник: avatars.mds.yandex.net

Теперь собственно уже отдельно к самому дебютнику The Doors. Совершенно ни на что не похожая агрессия текстов и манеры вокала Моррисона, сдерживаемая мягкими и аккуратными аранжировками Криггера, Манзарека и Денсмора. Так бы в целом я охарактеризовал альбом. И прям первая песня Break on Through (To the Other Side) - главное подтверждение такому описанию.

Нотки блюза и кантри тут, безусловно, есть. Куда без них американцам в 60-х, но по факту они все заканчиваются на единственных двух каверах на альбоме (в дальнейшем Дорз больше не исполняли каверов никогда).
Alabama Song (Whisky Bar), древней песне 20-х годов, звучащей, конечно, с кантри-колоритом, но таким безумным, что это звучит совершенно не заезженно.
Back Door Man - изначально классический ритм-н-блюз, который, благодаря тому же полукричащему Моррисону, вообще не ощущается ритм-н-блюзом, и уж тем более даже сложно представить, что изначально он пелся "воющим" Хаулин Вулфом, если не слышать оригинал.

Но на том какие-то явные влияния "извне" заканчиваются. Лично от себя выделяю главный "расслабленный" эпизод на пластинке - настоящую поэму The Crystal Ship о хрустальном корабле, управляемом силой мысли, из древней кельтской легенды. Опять-таки: какое тут влияние американских массовых рок-жанров тех времён можно найти в этой лирической и ни на что не похожей балладе?

Как ни крути, но о двух главных песнях с альбома, сложно сказать как-то по-особенному, без объективного и всеми признанного величия.

С Light My Fire, наверное, все знакомятся с творчеством The Doors (ну, по крайней мере, я точно когда-то сто лет назад познакомился). А The End - по, моему, в принципе лучшая песня Дорз. Да и вообще так просто одна из лучших песен в мире! Композиции, созданные в формате классического длинного по времени шедевра, когда с такими шедеврами ещё только экспериментировали другие группы. Child In Time ещё не был написан, Богемская рапсодия ещё не была написана. Касательно той же параллели с Pink Floyd: на на их альбоме по силе, величию и значимости на один ряд с этими темами Дорзов можно поставить разве что Astronomy Domine. По факту флойды параллельно с альбомом только ещё экспериментировали с хронометражом в своих психоделических импровизациях а-ля Interstellar Overdrive. А у Дорз уже всё было готово и записано! Причём, эти песни ещё и скелет альбома создавали. Light My Fire - как разрыв бомбы посреди пластинки, а The End - один из лучших примеров в истории окончания цельного альбома. Так вот просто: "конец". И ни фразой больше. Потому что будет лишнее. Потому что всё сказано в самой музыке.

Напоследок про финальную композицию хочется добавить: одна из лучших сцен в кино, что я видел - это психоделический шедевральный визуал в биографическом фильме про Дорз от Оливера Стоуна 1991 года, где "наркотический" поиск себя Моррисона в пустыне под начавшуюся песню The End плавно перетекает в исполнение её в клубе. Да и вообще я не буду сейчас расписывать этот фильм, я про него обязательно напишу - это один из эталонных музыкально-биографических фильмов в истории. Стоун - редкий режиссёр, кто смог пропустить подобное кино через полное понимание атмосферы того времени и музыки, так как сам был выходцем из тех времён. Это не сама сцена (её целиком не найти в интернете), это фанатская какая-то нарезка с кадрами из сцены:

К сожалению, я таких тирад не смогу написать про следующие альбомы Дорз. Дальнейшее их творчество для меня уже складывается из отдельных песен. Слишком много кислотного рока потом пошло у них, а в начале 70-х Дорз звучали для меня немного самоповторно. Мне показалось, не умри Моррисон, они не смогли бы вписаться в новое время 70-х, сделать новый звук и распались бы в любом случае.

Источник: ankh.tv
Источник: ankh.tv

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.