Найти тему

Прамы Российского флота

Морской батальон при осаде Азова. Справа прамы, построенные в Тавровеи участвовавшие в этой операции. 1736 год. Художник А.А. Тронь. 2005
Морской батальон при осаде Азова. Справа прамы, построенные в Тавровеи участвовавшие в этой операции. 1736 год. Художник А.А. Тронь. 2005

В результате боя в Рилаксфиорде полуострова Гангут 27 июля 1714 года с отрядом шведских судов под командованием контр- адмирала Н. Эреншельда русским отрядом галер были захвачены три шхербота, шесть галер и его флагманский корабль «Элефант». В победных реляциях и ряде более поздних описаний Гангутского сражения последний представлялся как 18–28–36- и даже 40-пушечный фрегат. В других публикациях он классифицируется как 24–36-пушечный прам с парусным вооружением фрегата. В пользу этой версии свидетельствует найденная в фондах РГАВМФ «Копия с чертежа, который начерчен со взятого в 714-м году у шведов прама, именуемого Алифант, котором длина по палубе 103 фута, ширина без досок 26 фут 8 дюйм, глубина интрюму 7 фут 6 дюйм, а в полном грузе назади 8 фут 6 дюйм, напереди 7 фут 6 дюйм», подписанная известным в петровские времена корабельным мастером Ричардом Рамзом. Этот факт приводит и Ю.Е. Трубкин в статье «Трофей Гангутской победы» (Гангут. — Вып. 20 — С. 19–21): «Показанные Рамзом обводы корпуса плоскодонные, какие невозможны для мореходных и быстроходных фрегатов». При этом осад- ка составляет чуть больше 8 футов (2,44 м) по сравнению с 12–14 футами (3,66–4,27 м) фрегатов схожих размеров.

Почему существовали столь разные мнения в определении даже не типа, а класса корабля? Что же такое прам, какими характерными признаками обладал этот класс по назначению, составу оружия, размерам, архитектуре корпуса, ходовым качествам и т. д.?

Первое упоминание о постройке прама для Российского флота относится к 7 августа 1705 года, когда «…вице- адмирал Корнелиус Крюйс докладывал Петру 1, что (в Кроншлоте. — Авт.) из старого бударного днища* сделан под его руководством прамор. Вернее, прам — плоскодонная плавучая батарея, использовавшаяся также для подъема затонувших судов, на которой установлены две 12- и пять 6-фунтовых пушек» . Некоторое представление о возможных размерах этого прама, кроме упомянутого состава артиллерии, может дать описание будара — грузового парусно-гребного одномачтового плоскодонного беспалубного судна длиной до 20 м.

О необходимости строительства прамов писал Петру I в своей «мемории» командующий флотом вице-адмирал К. Крюйс. После принятия решения об их постройке во второй половине 1705 года на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга заложили два прама. Руководивший петербургским судостроением И.Я. Яковлев «вмести с письмом А.Д. Меншикову от 7 ноября 1705 г. послал масштабный рисунок заложенных на Неве прамов и просил ускорить присылку в Петербург 500 плотников» [2, c. 56]. Строителем их был назначен приглашенный из Голландии корабельный мастер Выбе Геренс**.

Несмотря на большой ущерб, при- чиненный верфи наводнением, случившимся 5 октября 1705 г., строительство кораблей продвигалось достаточно быстро. В письме к А. Д. Меншикову

от 5 февраля 1706 года И. Я. Яковлев писал: «…два вновь заложенные прамы строением вскоре будут закончены. В лесах припасы готовятся, только скудность с подводами, мрут лошади»

Отрывок из статьи журнала Гангут № 69/2012

Ссылка на журнал: https://vk.com/market-216329630?section=album_14&w=product-216329630_7461758%2Fquery