Найти в Дзене

Зима в Армении. Гарни

В отличие от многих соотечественников мы всегда радовались длинным новогодним каникулам. Обидно, что в последние годы после Нового года остаётся всего семь выходных дней. Первое-то января мы обычно не считаем — новогоднюю ночь надо обязательно провести в кругу семьи, так что обычно мы оставляем маму грустить и ждать нас на второй день года. Последние каникулы, когда нам удалось отправиться в путешествие, были в январе 2019 — мы взяли авиабилеты на 2 января, но выезжать из Тулы нам предстояло вечером первого. Ровно в 20:40 мы отправились на такси в Домодедово. Таксист, встретивший нас в разукрашенном ёлочными игрушками и мишурой салоне, оказался на редкость словоохотлив. Наблюдая заснеженные ночные пейзажи за окном, первые полпути мы обсуждали с ним магию гор, слушали его рассказы об армейской службе в горах и о прелестях деревенской жизни, канувшей в прошлое. Мимо проплывали укрытые снежными шапками ветви деревьев, и светились в пасмурном тёмном небе непонятно-яркие, холодноватого

В отличие от многих соотечественников мы всегда радовались длинным новогодним каникулам. Обидно, что в последние годы после Нового года остаётся всего семь выходных дней. Первое-то января мы обычно не считаем — новогоднюю ночь надо обязательно провести в кругу семьи, так что обычно мы оставляем маму грустить и ждать нас на второй день года.

-2

Последние каникулы, когда нам удалось отправиться в путешествие, были в январе 2019 — мы взяли авиабилеты на 2 января, но выезжать из Тулы нам предстояло вечером первого. Ровно в 20:40 мы отправились на такси в Домодедово. Таксист, встретивший нас в разукрашенном ёлочными игрушками и мишурой салоне, оказался на редкость словоохотлив. Наблюдая заснеженные ночные пейзажи за окном, первые полпути мы обсуждали с ним магию гор, слушали его рассказы об армейской службе в горах и о прелестях деревенской жизни, канувшей в прошлое. Мимо проплывали укрытые снежными шапками ветви деревьев, и светились в пасмурном тёмном небе непонятно-яркие, холодноватого цвета полосы у горизонта… А когда остановились на освещённом пятачке о обочины, и наш таксист отправился пить кофе — стало слышно, как люто завывает над шоссе ветер. Метались под его порывами заснеженные еловые лапы, и временами казалось даже, что вздрагивает машина…

-3

Не получив от нас отклика на предложение спеть песенку или прочесть стишок за сладкий новогодний подарок, таксист включил погромче новогодних «Сватов», и остаток дороги мы веселились, поглядывая на экран планшета на торпеде машины… Потом — аэропорт, пограничный контроль, короткое ожидание — и вот уже самолёт несёт нас в Армению… Первое января нового года к тому времени, кстати, закончилось, наступил второй день года, и мы пока даже не представить себе не могли каким длинным он окажется…

В аэропорту Звартноц нас ждал водитель из полюбившегося нам в прошлый раз хостела — Армен. Как выяснилось позже — супруг другого водителя хостела — Арминэ, с которой мы путешествовали в прошлый приезд. На улице четыре утра, но ещё совсем темно — зима. А так хотелось бы полюбоваться на Арарат на рассвете — из аэровокзала такой потрясающий вид на гору! Но мы едем в город — здравствуй, Ереван! В хостеле нас ждут, номер готов. Мы договорились о времени завтрака и быстренько завалились спать. До подъёма нам оставалось чуть больше двух часов…

-4

Грех ещё раз не вспомнить, что где бы мы ни поселились, тень нашего гениального земляка как будто преследует нас. В Тбилиси мы жили в квартале от улицы Льва Толстого, а в Ереване во второй раз на ней поселились! Причём, если вы в городе спросите, где улица Толстого — вряд ли кто вам подскажет. Маленькая улочка в два квартала длиной, сразу за рынком. Но зато на ней наш хостел, в котором хозяйка готовит всегда вкусные и неповторяющиеся завтраки. А какой у неё персиковый джем?! Фирма! Местный бренд. В дом, кстати, с утра приходят завтракать и соседи — мест и джема всем хватает. Позавтракав, мы попросили хозяйку организовать нам поездку в Гарни и Гегард — и стали ждать Арминэ.

И как же приятно было увидеть знакомое лицо нашей путеводительницы! Прошло почти три года — а мы как будто не расставались. И очень-очень правильно, что мы отказались от прогулки по Еревану в этот день, предпочтя ей поездку к полюбившимся нам близлежащим достопримечательностям! Три года назад, побывав там весной, мы дали себе заруку обещание приехать в эти места зимой! И мы угадали! Это действительно очень красиво. Всё у нас вышло самым чудесным образом, даже погода благоволила.     

Выйдя из дома, мы окунулись в непривычное тепло — словно очутились в новогоднем Крыму. По дороге любовались окрестностями, которые — стоило чуть отдалиться от центра Еревана — быстро делались всё более заснеженными. Плавали в бледно-сиреневом мареве облачности далёкие белые горы. И пока Арминэ заправляла машину газом, мы развлекались фотографированием. В том числе далёкой большой горы — судя по количеству вершин — древнего вулкана, родственника Арарата — Арагаца. К сожалению, нам сказали, что зимой там дорога совсем не проезжабельна — её просто не чистят. Приехать на озеро у вершин и покушать самый вкусный в Армении хаш можно не раньше конца мая!

-5

Мы всё дальше отъезжали от Еревана, и зима всё ярче заявляла о себе. Деревья склоняли к дороге отягощённые снежными шапками ветви. Сосны стояли будто картинка с новогодней открытки. От арки имени одного из самых почитаемых поэтов Армении Егише Чаренца мы — везучие — любовались видом на Арарат с его гордыми абрисами, плававшими в каком-то сложном смешении акварельной мглы и мягкого сияния. Всё пространство перед нами — необъятное, плавно всхолмлённое — светилось изысканно-тонкими переливами белого и светло-охристого. Это теплели из-под снегов сухие горные травы. Мы стояли перед этой огромной, торжественной картиной — а за спинами нашими качал тяжеленными ветвями сказочный заснеженный лес. Ну, не лес конечно — просто придорожные посадки — но уж больно праздничный был у них вид!

А потом наконец-то начало проглядывать солнце! И когда мы приехали в Гарни — пробивающееся сквозь облачность солнышко раскрашивало окрестные горы так, что мы только ахали и восторгались. Пока оно вновь не пряталось за облака. Так быстро и ярко сменялись вокруг написанные светом и тенью живописные картины, что порой мы не знали, что фотографировать и куда глядеть — в ущелье? На храм? На возвышающиеся вокруг вершины? И в общем-то непримечательные серые домики, растущие над ущельем, сделались вдруг прекрасными, и камни засияли золотом, а небо засверкало синевой ясного зимнего дня. Это было очень красиво! Вот оно — то, ради чего мы снова прилетели в Армению!

-8
-9

Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. По мнению исследователей, он был посвящён языческому богу Солнца Михру. Крепость в этом фантастическом месте появилась благодаря армянскому царю Трдату I в неимоверно далёком от нас 76 году. Армянские цари очень любили это место — не столько за его неприступность, сколько за потрясающий климат — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, отвесные склоны которого служат неприступными естественными стенами. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 годах. Возле него читаются следы былой крепости и царского дворца, рядом сохранились остатки бани, построенной в III веке. Её полы, кстати, украшены эллинистической мозаикой. Дворцовый комплекс находился на южной, удалённой от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус.

Ущелье под крепостью тоже не простое — оно примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и называются местными «Симфония камней».

И, конечно же, мы вернулись сюда не только увидеть полюбившиеся пейзажи в зимних красках, но и доглядеть то, что не доглядели в прошлый раз. Новых открытий и приключений мы ждали от очередного спуска в ущелье. Заглянув за Арминэ в сувенирный ларёк, мы проехали вглубь посёлка, чтобы найти более короткую, чем в прошлый раз, дорогу вниз. Удивительно, но три года назад мы стали первыми, кто рассказал Арминэ про «Симфонию камней» или «Каменный орган» — теперь-то она знает это место лучше нас и возит сюда всех приезжающих в Гарни туристов!

1 — 2 января 2019 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...