Во Французской Полинезии есть остров Ра-иа-теа. Его название можно перевести как «остров Ра», если совсем грубо – «остров Раиа». Похоже на библейский «рай» - не правда ли? Но это новое название острова. Раньше этот кусочек суши носил имя Хаваии-фанаура-фенуа (Havai’i fanau’ra fenua), что переводится с таитянского языка как «Хаваии-колыбель». Большинство народов Океании возводят свое происхождение к этом острову, в том числе гавайцы и знаменитые маори.
Остров, скорее всего, переименован в туристических целях, но не без оснований. В пантеоне полинезийских богов существует бог «Ра». Его называют «Ра-нга» и он осмысливается как Небо мужского рода. «Нга» – в языках Океании – словоборазующая частица - «определенный артикль множественного числа»[1]. Поэтому Ра-нга можно осмыслить как «Бесконечное Небо». Если народы Океании вышли с острова Хаваии-фанаура-фенуа, логично предположить, что бог с именем «Ра» тоже родился на этом острове.
Если в Египте «Ра» – Солнце, то в Полинезии «Ра» – все Небо с Солнцем, Луной, звездами, облаками и т.д. В Египте климат сухой и жаркий. Солнце несет жару, засуху и смерть, а жизнь дарит вода – река Нил. Поэтому так почитаем был Осирис – бог Нила[2]. В Океании, похоже, вообще нет бога Солнца. С ним не связано значимых перемен и его «благосклонность» не влияет на выживание людей. Зато много богов связанных с морем. Создается впечатление, что в верованиях Океании и Египта нет ничего общего, кроме «Ра». Но не могли же два бога с одинаковым именем совершенно случайно появиться в двух разных уголках мира?
Давайте компнем глубже. Египет – это не начало истории. По мнению британского археолога William Matthew Flinders Petrie (Флидер Питри) в додинастический период Египет пережил вторжение с моря.
Немецкий этнолог и антрополог Ханс Винклер пытался систематизировать петроглифическую лодочную армаду на скалах Восточной пустыни Египта и пришел к выводу, что вторжений было два[3].
Другой британский археолог Charles Leonard Woolley (Леонард Вулли), занимавшийся раскопками городов дошумерской цивилизации также пришел к выводу о неком вторжении с моря[4].
Тур Хейердал доказал[5] возможность в древности развитого мореплавания между Индией и Аравийским полуостровом . Он также объяснил и показал, как можно доплыть из Южной Америки до Полинезии и обратно[6].
Очевидно, в создании Египта по-участвовали мигранты и скорее всего они приплыли из Индии. Протоиндийская или Хараппская цивилизация была древним центром торговли, где сходились сухопутные и морские пути. Если ходили по морю до Южной Америки, то до Хараппы полинезийцы точно смогли добраться.
Хенги Франкфорт, используя изображения, полученные с французского спутника SPOT обнаружил, что огромная река Сарасвати[7] на западе Индии существовала в дохараппский период и начала высыхать в середине IV тысячелетия до н. э. Возможно из-за смещения пластов два притока реки Сарасвати - Сатлудж и Ямуна изменили свое русло. Первая стала самым крупным притоком Инда, вторая –самым крупным притоком Ганга. Очевидно этот процесс сопровождался наводнением эпического масштаба. Что вполне соответствует мифу о победе Индры над змеем Вритрой[8].
Люди, лишившиеся воды, были вынуждены искать новый дом – кто-то нашел его на аравийском полуострове построив древний Ур[9]. Другие доплыли до Египта и там прижился Ра.
Впрочем, нет ничего внятного о существовании культа Ра среди древних народов, проживающих на территории Индии. Какие-то осколки, которые выглядят лишь как намеки.
Так, в Тибетском языке буква Ра отождествляется с горным козлом. Этих животных, действительно, много нарисовано на скалах в Азии, и в шумерском Уре козел тоже был божественным персонажем. Его нашли в гробнице жены Правителя города.
Может кто-то молился Небу и на вершине горы в это время «материализовался» бог в образе козла. Так и получилось – Ра-козел. Это я фантазирую.
В текстах Ригвед мы встречаемся с победившими и павшими богами ИндРа, МитРа, ВритРа, ПипРа, ШамбаРа, РудРа, АсуРа. Их объединяет словообразующая частица «Ра»[10]. Следует упомянуть Вайш-Ра-Вану. Судя по составу слова он «Великодушный небесный покровитель «Вайши» – варны земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. Кое-где можно прочитать, что Вайшравана оберегал будущего Будду, пока тот рос, взрослел и просветлялся. Классическая история культурного поглощения – прежний популярный бог становится помощником нового.
В Пуранах упоминается священная гора МандаРа[11], которую использовали как мутовку во время пахтания океана. Полагаю, миф об Океане могли написать люди знакомые с Океаном. Сама по себе идея появления земли из воды характерна для мифологии народов Океании. Где в результате сейсмической активности постоянно появляются и исчезают острова. Великий Мауи – сын Таранги доставал эти острова своим волшебным крюком. Имя Та-Ранга можно осмыслить как «Дочь Неба» Если убрать из имени суффикс «нга», увидим знакомую многим богиню Тара.
В некоторых культурах МандаРа синоним горы Меру. В Океании есть атуа (бог) с похожим именем «Миру». Он супруг на Хина-Ра-Нга (женщины Неба). Есть также аналогичная по смыслу гора – «Мау-нга-нуи». Она находится в неведомом месте на самом краю мира и на ней живет Уру, звезды - его дети. Он вроде бы брат Тане – бога всех живых существ, и должен быть сыном Неба. Но Уру среди детей Ранга не числится и находится вне власти Ранга. Тане приходит к Уру просить звезды, чтобы украсить «плащ Ранга».
Слово «мау» в языке маори можно осмыслить как «сила» - синоним понятия «мана»[12]. Слово «нуи» означает большой. С учетом этого «Мау-нга-нуи» - можно осмыслить как «большой источник многих ману».
Ману-Тара – название черной ласточки, за яйцами которой плавали обитатели острова Пасхи с целью добыть Ману дочери Неба. В Азии тоже почитали ласточку. Среди мифов иньцев есть рассказ о том, как Цзянь-ди, проглотив яйцо ласточки, родила Ци - родоначальника иньского племени[13].
Если посмотреть на Небо, созвездие Киль особенно вместе с созвездием летучей рыбы очень похоже на крюк Мауи. Рукоять крюка – звезда Канопус[14]. Бог Канопуса мог дарить долголетие и в Тибетском чаме (цаме)[15]. его отождествляют с «Белым старцем», который ставится выше других великих богов: Оленя, Ворона, Быка, Орла.
Анализ текстов маори показывает, что «Уру» употребляется везде, где речь идет о духах или мире духов. Например дети от духов – Танге-те-уру, Хине-маи-те-уру, Уру-макаве[16]. Ра - уру - ха – женщина дух из верхнего мира.
В индуистской и буддийской традициях есть миф о таинственной двипе (континенте) окруженном водой Уттарак-Уру. Опять океан, земля посреди воды и мир духов.
Ра и Уру воспринимаются как два начала - форма и наполнение, материальность и разумность. Они два неразлучных. Их символом могут быть сложенные вместе ладони или гривна с ашвинами (всадниками) на концах. Впрочем, ашвины как символы могли появиться в результате проникновения в Индию арийских всадников. Между всадниками появляется Великая богиня - мать. Возможный претендент – богиня ТаРа. Образ женщины между двух коней укоренился в культурном коде и с настенных росписей перекочевал на полотенца - рушники.
Впрочем, этот образ характерен для Восточной Европы и Азии. В Египте и в Западной Европе Великую мать сопровождают два льва. В раннем христианстве мы видим двух грифонов, опутанных кельтской вязью, двух птиц, двух драконов.
Рерих именует Великую мать «Ура-Васу», где «Васу» - восхваляющий эпитет. Я допускаю, что Ура – универсум, предполагающий обращение к Уру и Ра одновременно. Не исключаю также, что Ура трансформированное слово ТаРа, в котором Та — «личная субординативная притяжательная частица»[17], заменена на частицу «у», имеющую такое же значение, но в другом языке.
Возглас Ура! Мы используем как приветствие, боевой клич, благодарность за удачу, за победу, как эмоциональное «Да!». В разных случаях его синонимом служат выражения «Слава богу!», «С богом!». «Во истину!». Семантика употребления «Ура» действительно выглядит как обращение, призыв к богу.
Определенно, культ Ура существовал. У северного народа манси существуют святилища, которые те называют Ура-сумьяха или просто Ура. В них живут духи, которых представляют в черных одеждах с остроконечными колпаками на голове[18]. У этрусков была богиня с похожим именем Туран, которую они осмысливали как Великую мать. Греки называли и Небо именем Уран. С «Ура» начинается священное писание Сикхов -Гуру Грантх Сахиб.
Можно подумать, что культ Ура – далекое прошлое. Но случайным образом название головного убора первого лица католической церкви - совпадает с именем древнего бога, упоминаемого Ригведах - МитРа. Первый по древности епископский титул в христианской церкви – Митрополит. Это слово возводят к понятию митрополия. Но митрополия осмысливается как территория, возглавляемый Митрополитом. В общем, круг замкнулся и древний Мит-Ра где-то рядом.
[1] В.Круп «Язык маори», «Наука», 1967 г.
[2] Плутарх «Об Исиде и Осирисе».
[3] Д.Б. Прусаков «Додинастический Египет. Лодка у истоков цивилизации».
[4] Л.Вулли «Ур Халдеев».
[5] Т.Хейердал «Экспедиция «Тигрис».
[6] Т.Хейердал «Экспедиция Кон-Тики».
[7] Большинство ученых отождествляют Сарасвати с современной рекой Гхаггара.
[8] Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев
И перехитрил хитрости хитрецов,
И породил солнце, небо, утреннюю зарю,
С тех пор ты уже в самом деде не находил противника.
...
Через (него), безжизненно лежащего, как раскрошенный тростник,
Текут вздымаясь воды Ману.
(Те,) кого Вритра (некогда) с силой сковывал,
У их ног лежал теперь змей.
[9] Король Мира Тьмы в мандаизме, изображаемый в виде дракона или змеи.
[10] Кстати «Индра» в тибетском языке звучит примерно как «Багрясбияна» - не родной он тибетцам.
[11] Не во всех языках есть буква и звук «Ра». Его часто заменяют на «Ла».
[12] Мана — меланезийское понятие. Это активная сила, которой наделены вещи, люди, духи и души умерших. Они обладают мана не оттого, что она есть у них «по умолчанию» как некий запас жизненной энергии, но именно потому, что высшие существа их этой маной наделили. У индейцев сиу эта сила называется вакан. У ирокезов - оренда, у гуронов — оки, у обитателей Антильских островов - земи, а африканские пигмеи называют её мегбе.
[13] Юань Кэ «Мифы древнего Китая». Эпоха Шан-инь закончилась за 1800 лет до появления тантрического буддизма. Считается, что динлины и гуны – потомки иньского племени.
[14] В древности ее отождествляли со звездой Южного полюса. Полярная звезда, Канопус и Юпитер составляли Саньсин – трех великих богов: жизнь, смерть и мудрость.
[15] Торжественное религиозное служение в форме танца, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах).
[16] Мир духов и нижний мир – разные миры. Связь с нижним миров реализуется через смыслообразующий суфикс «хе». Патупаиаре-хе – демоны. Раро-хе-нга – подземный мир.
[17] Ta Rapa ika - рыба Рапы. В. Круп. «Язык маори», «Наука», 1967 г.
[18]И.Н. Гемуев «Народ манси: воплщение мифа».