Высоко-высоко в Воробьевых горах, над Москвой-рекой, затаился, мало кем замечаемый и не слишком исхоженный вездесущими туристами, Андреевский ставропигиальный мужской монастырь.
Купола его храмов видны издалека с берега Москвы-реки, их можно рассмотреть даже с платформы станции метро Воробьевы Горы, расположенной на метро-мосту. Однако по неизвестной причине посетителей здесь всегда очень мало. Если хотите насладиться тишиной и красотами, то вам точно сюда (5 фото).
Официально Андреевский монастырь был основан в семнадцатом веке, хотя ранние документы об этих местах, дошедшие до нас, датированы второй половиной шестнадцатого.
Еще же раньше, в далеком тринадцатом столетии здесь, «у Воробьевых круч, в Пленницах» существовала Преображенская пустынь. Причиной же ее переименования и основания монастыря сделался…
…Последний татарский поход на Москву
4 июля 1591 года, в правление последнего из Рюриковичей – царя Феодора Иоанновича – огромное 150-тысячное войско крымско-ногайских татар во главе с Казы-Гиреем (или, на другой лад, Газы Вторым Гераем) подошло к пределам Москвы.
Столица могла выставить против врага не так много бойцов, тем более что значительная часть русских войск была занята очередной войной со Швецией. Кстати, говорили, что именно шведы и заплатили татарскому хану, дабы тот напал на Москву, заставив русские войска сражаться на два фронта.
Собственно, татар особенно и не пришлось уговаривать. По пути они традиционно сожгли и разграбили множество небольших городов и селений, пострадали даже пригороды Тулы. Русская армия встретила ордынцев возле Коломенского.
Оборона была поручена Борису Годунову, о чем издан царский указ:
«Обоз поставити за Москвою-рекою, за Деревянным городом, промеж Серпуховские и Калужские дороги, и наряд в обозе поставити, и запасы и пушкарей к наряду расписати, и устроити обоз и наряд совсем готово, как, прося у Всемилостивейшего Бога помощи, стоять и битца из обоза против крымского царя Казы-Гирея»
Татар было в несчетное количество раз больше, но на всех стенах – везде, где только можно – москвичи установили пушки и разместили воинов с пищалями. А еще, в качестве духовной и моральной поддержки защитников, в войска была вынесена Донская икона Божьей Матери – та самая, которая, по преданию, участвовала еще в Куликовской битве. По всем укреплениям Москвы был устроен крестный ход, после чего икону разместили в походной церкви при обозе.
Вскоре измотанный и не получивший быстрой, как ожидалось, победы Казы-Гирей перенес свои силы к селу Воробьево, которое позднее даст свое название Воробьевым Горам. До глубокой темноты шел бой, но и с наступлением ночи по ставке хана не умолкая палила артиллерия. А еще Годунов уговорил одного из дворян попасть татарам в плен и солгать хану, что в Москву прибыло подкреплен из тридцати тысяч хорошо вооруженных поляков и немцев. Добровольного пленника, чье имя до наших дней история не сохранила, тяжко пытали, но тот стоял на своем. И Казы-Гирей, уверившись в том, что Москву ему не взять, отступил.
Ну, как сказать отступил? По большому счету татары бежали от Москвы в панике. Даже награбленное, как пишут многие источники, было брошено ими близ Воробьевых Гор. Лишь треть от тех ста пятидесяти тысяч вернулась в Крым.
«Жизнеописание царя Федора Ивановича» повествует об этих событиях так:
«Бе же то Воробьево близ царствующего града яко поприща три, тамо же бе горы велики, зело превысоки; оттуда же узре окаянный царь красоту и величество всего царствующего града и великие каменноградные стены и златом покровенные и пречюдно украшенные божественные церкви и царские великие досточюдные двоекровные и троекровные палаты, паче же слышав великий тресновенный гром и неизреченный гласом звук, иже бысть от великого во граде и изо обитель пушечного стреляния. Видев же окоянный царь благочестивых сопротивное ополчение, зело убоявься, и ужас велий нападе нань и вскоре возвратися со всем своим злочестивым воинством и побеже с велицем страхом, ниже от пути в нощь мало почити хотяще…»
В память об этой битве там, где стояла Донская икона Божьей Матери, спустя два года был основан Донской монастырь, но к нему мы обязательно вернемся в другой раз, а пока останемся у Воробьевых Гор.
Позорное бегство татарской орды состоялось 19 августа (1 сентября по новому календарю), в день памяти мученика Андрея Стратилата, и в его честь, равно как и в память о славной победе над врагами, на месте между двумя противостоявшими лагерями царским указом было велено выстроить…
…Храм во имя Святого мученика Андрея
Вначале его построили из дерева. Несколько же позднее, в 1648 году, боярин Федор Ртищев основал на месте Преображенской пустыни, над полем достославной победы, Андреевский мужской монастырь. А в 1675 году деревянную церковь заменили на каменную, ставшую восточным надвратным храмом новой обители. Одним из жертвователей на его возведение был сам Патриарх Иоаким (5 фото).
Фасады новой церкви и барабан украсил изразцами знаменитый мастер Степан Полубес.
Храм получился четырехугольным одноглавым, с приделом Андрея Стратилата. В нише справа от главного входа в монастырь разместилось изображение Архангела Михаила, слева – Иоанна Богослова, а еще левее – самого Андрея Стратилата (4 фото).
В 1923 году храм закрыли. Его было решено передать рабочим Гознака под школу, но та задумка по какой-то причине не состоялась, и долгие десятилетия здание бездействовало. А в 1961 году церковь и вовсе решили отреставрировать, при этом незначительно изменив некоторые элементы оформления.
А мы, полюбовавшись его обликом, войдем во врата, где нас ждут…
…Колокольня и церковь Воскресения
Монастырская колокольня была построена в 1748 году на деньги графа Шереметева. В ее нижнем ярусе первоначально разместилась церковь во имя архангела Михаила, однако в 1848 году Святитель Филарет колокольню перестроил, и храм был освящен в честь Иоанна Богослова (6 фото).
А сразу позади колокольни, если смотреть от главных ворот, располагается кирпичный Воскресенский храм. Его возвели в 1689 году на месте стоявшей здесь ранее старой одноименной церкви. Однако освящен он был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном только в 1703-м (4 фото).
Считается, что придел великомученика Феодора Стратилата в подклете этого храма выстроен над склепом, в котором покоится основатель и благодетель обители, Федор Михайлович Ртищев.
И это единственный храм обители, в который я попал, и убранство которого могу показать (13 фото).
Но особый расцвет обитель получила после того, как тем же Федором Михайловичем Ртищевым в ее стенах было основано…
…Ученое братство
По приглашению боярина в Москву из Киево-Печерской лавры в 1648 году приехали некоторые ученые монахи, расположившиеся в стенах Андреевской обители. Среди них числились такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович).
В итоге основанное Ртищевым Ученое братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Это та самая академия, которая упоминалась в рассказе о Богоявленском храме.
Андреевский монастырь разрастался и ширился. В семнадцатом веке ему принадлежали многие земли вокруг, мельницы, пашни, да и протекающая под его стенами Москва-река славилась в те времена рыбной ловлей. Даже знаменитый Донской монастырь был тогда не самостоятельной обителью, а приписанной к Андреевской.
Так было до конца семнадцатого века, пока в 1682 году сам Андреевский монастырь не был приписан к Заиконоспасскому московскому монастырю, куда переселилась значительная часть ученой братии.
Хотелось бы многое рассказать про эти тихое место, в котором я, к своему стыду, за все время моих долгих фото-прогулок побывал всего дважды, а пишу о нем и вовсе впервые. Но боюсь наскучить излишне длинным рассказом, поэтому лишь коротеньким списком обозначу…
…Последующие вехи жизни, умирания и возрождения монастыря
1724 год: монастырь упразднен в первый раз. Его храмы переданы белому духовенству, а в стенах обители учреждены школа для подкидышей или, как их еще называли, «зазорных» детей, и тюремные камеры для «колодников».
1730 год: государыня Анна Иоанновна вновь приказывает открыть монастырь, а школу и тюрьму ликвидировать.
1762 год: Святейший Синод назначает Андреевскую обитель местом временного содержания умалишенных.
1764 год: монастырь окончательно превращен в приходской храмовый комплекс, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен».
(Еще бы, столь сильно постараться на протяжении сорока лет, чтобы эта «безнадежность» дала о себе знать!)
1771 год: в Москве лютует чума, в результате чего на теперь уже окончательно бывшей монастырской территории открывается кладбище для родовитых москвичей и насельников московских монастырей. Окончательно некрополь Андреевского монастыря становится сформирован к концу девятнадцатого века. Среди погребенных в нем представителей знаменитых фамилий – Плещеевы, Щербатовы и Шереметьевы.
(Некрополь уничтожили в 20-40-е годы двадцатого века. От его до наших дней сохранились лишь три погребальные плиты восемнадцатого века, вмурованные в цоколь алтарной апсиды Воскресенского храма.)
1803 год: по просьбе Московского купечества бывший монастырь передан под богадельню.
1900 год: при Воскресенском храме открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая вплоть до революции.
1918 год: Богадельня упразднена новыми властями, а в ее корпусах размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак.
1925 год: «по просьбе трудящихся» в Воскресенском храме устраивается клуб. При этом в храме Апостола Иоанна Богослова в первом ярусе колокольни богослужения совершаются вплоть до 1930 года.
1964 год: комплекс бывшего монастыря решением Совета министров СССР передан Комитету стандартов, мер измерительных приборов. И в 1967-1971 годах под руководством архитектора Игнатьева в комплексе решено провести реставрацию.
1991 год: Указом Патриарха Алексия Второго на территории бывшего монастыря открыто Патриаршее подворье, а в 2013 году Подворье вновь преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь.
P.S. Вот о богадельне, что была открыта в монастыре, только приведу кусочек из книги Сергея Дурылина, которую уже не раз цитировал в своем маленьком Дзене:
«Просто няня ушла от нас и вскоре поступила в Андреевскую богадельню Московского купеческого общества, находившуюся за Нескучным садом....
...Вот и богадельня. Она на самом берегу Москвы- реки, и ничего в ней нет казенного. К ней подходишь, как к монастырю: высокие купола церкви высятся из-за белых корпусов, как из-за толстых стен. Это и есть бывший Андреевский монастырь, основанный в XVIII веке просвещенным боярином о. Ртищевым, который собрал сюда ученых монахов и любителей книжного дела. Посреди двора возвышается прекрасный собор XVII века в честь Воскресения Словущего. Подле него – большая колокольня. Андреевской богадельня называлась потому, что была еще церковь во имя св. Андрея Стратилата.
Нехотя взглянешь, бывало, на эти старинные храмы, но все-таки взглянешь, а няня непременно расскажет о них и позовет на храмовый праздник, и спешишь к ней в палату. Няня – уже старенькая и сухенькая, но по-прежнему живая и спорая во всем – всплеснет руками от радости и примется тотчас же хлопотать об угощении»
(Сергей Николаевич Дурылин, «В родном углу»)
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!